1990, 4 марта – выборы в Верховный Совет БССР и местные советы по новому законодательству.
1991, 19-21 августа. Попытка государственного переворота в Москве.
1991, 25 августа Верховный Совет БССР придал «Декларации о государственном суверенитете БССР» статус конституционного закона. Приняты решения об обеспечении экономической, политической самостоятельности.
1991, 19 сентября – Верховный Совет принял постановление о переименовании БССР в Республику Беларусь. Приняты Герб и Флаг.
1991, 8 декабря, Беловежские соглашения.
1994, 15 марта, Верховный Совет РБ принял Конституцию РБ.
1996, 2 марта, Первый всебелорусский съезд.
1996, 24 ноября. Референдум, принятие первой редакции Конституции.
2001, 9 сентября. Переизбрание АГ. Лукашенко на второй срок Президентом Республики Беларусь.
Цитата:
«Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.» Конституция РФ, статья 13.
Это – внутреннее противоречие (по Мельнику) поскольку гос-во не может не обладать определенной мировоззренческой системой, которая по сути и есть идеология (более того, эту систему надо очень четко прописать и сделать абсолютно понятной для всех).
По Мельнику: Карсавин пишет, что культурно-государственную идеологию не стоит смешивать с идеологией партийной. И делает вывод, что идеология гос-ва это и есть идеология всей культуры, т.е. всего народа (это положение можно оспорить, т.к. гос-во и культура – это не одно и то же и гос-во, как управленческий аппарат является все-таки аппаратом насилия.
Конституция в целом – это отражение законов всей вселенной. Понять принципы построения конституции можно лишь в том случае, если понятны сами законы, по которым движется мир.
Законы Вселенной описываются с разных позиций. Некоторые из них имеют могут быть отражены в следующем виде.
Закон аналогии; Закон симметрии; Закон полярности; Закон преемственности и подобия; Закон цикличности; Закон сохранения энергии; Закон свободы выбора…
Закон перехода количества в качество; Закон единства и борьбы противоположностей; Закон отрицания отрицания.
Можно говорить в некотором смысле о Конституции Мироздания, которая построена на соединении пифагорейской гармонии сфер и уравнениях квантовой неопределенности Гейзенберга. Закон и Бог в определенном смысле являются синонимами, отсюда индийский принцип дхармы, как основной нити развития.
Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом. В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система, эффективный социальный контроль политики и власти.
1. Верховенство закона, выражающего правовые принципы общества. Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают наисвысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами.
2. Всеобщность права, связанность правом самого государства и его органов. Государство, издавшее закон, не вправе его нарушать.
3. Взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин или отдельные организации и учреждения несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами.
4. Разделение властей. В соответствии с принципом разделения властей судебная, исполнительная и законодательная власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена между различными ветвями власти, чтобы избежать деспотизма.
5. Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства. Первооснова правового государства – признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита со стороны государства.
6. Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления.
Государственная идеология – это совокупность лиц, организация и учреждений, призванных заниматься формированием государственной идеологии и ее систематизацией, нормативно-правовым закреплением и распространением среди членов общества.
В коммунитарной системе управления (например, при социализме) идеологический аппарат принимал решения и доводил их до населения «сверху». Это т.н. централизованный вариант идеологического управления.
В западных странах государственная идеология не обособлялась в виде централизованной системы лиц и учреждений, деятельность которых направлялась бы из единого центра, а формировался как составной элемент общего процесса становления и развития учреждения государства и гражданского общества. Кроме органов власти руководством и распространением политических идей государственной значимости на Западе занимаются университеты, исследовательские учреждения, газеты, журналы, издательства, общественный фонды, партии, движения.
Французский философ Л.П. Альтюссер к идеологическим аппаратам государства относил следующее: религиозный (система церквей); образовательный (система учебных заведений), семейный, юридический, политический (система партий), профсоюзный, информационный (СМИ), культурный и др. И хотя роль идеологических инструментов в системе западного общества не столь хорошо видна, она все же присутствует во всех этих общественных институтах власти.
Формирование правового государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества.
Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.
Базисом гражданского общества является многоукладная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования. Гражданское общество как совокупность организаций, объединений граждан, а также правовых норм, ценностных установок, идей и представлений реализует через них групповые и частные интересы членов общества и необходимое для этого взаимодействие с органами государственной власти.
Основными институтами, посредством которых удовлетворяются личные и групповые интересы, выступают политические партии, общественные организации, а также правовые нормы, регулирующие отношения собственности, свободу распространения информации, участия в выборах, свободу совести, собраний и объединений и т.п.
Гражданское общество противостоит злоупотреблениям полномочиями, должностным положением «власть имущих», защищает права и свободы личности, является необходимым условием становления правового государства. Существует диалектическое взаимодействие между гражданским обществом и государством, что находит свое выражение в обоюдных прогрессивных изменениях. Одним из существенных результатов таких изменений выступает обеспечение политической и социальной стабильности, динамичного развития экономики, общественного благосостояния.
На формирование гражданского общества в республике важнейшее влияние сегодня оказывают:
- результаты парламентских и президентских выборов, вызвавшие перегруппировку сил и ресурсов основных общественных организаций и политических партий;
- активизация на территории Беларуси внешних субъектов хозяйствования;
- модернизация экономических отношений в связи с расширением акционирования и приватизации;
- выборы в местные Советы и иные органы власти (2003 г.)
Важной функцией, которую способно реализовать гражданское общество, является налаживание механизмов взаимодействия с влиятельными негосударственными структурами иностранных государств, а также международными организациями в интересах укрепления международного положения республики, привлечения в экономику внешних источников инвестирования.
(по материалам Яскевич Я.С., «Основы идеологии белорусского государства. Вопросы и ответы.»)
Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий жизни своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности, соучастия в управлении производством. Достигается это с помощью перераспределения доходов в пользу менее обеспеченных слоев, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохранения и т.д.
Дополнения
Разумеется, вышеизложенный текст совершенно недостаточен для понимания этой проблемы. Социальное государство – это общественная система, которая является переходным этапом от управления обществом с помощью специально созданного аппарата – государства – к разработке принципов самоуправления. В этом – ключ к пониманию этой проблемы. Т.е. социальное государство отражает первую ступень верхней части схемы с двумя треугольниками, которая постепенно переходит в общую систему народного самоуправления и отмирания государства (как это и предполагалось классиками марксизма и, в особенности Лениным).