Смекни!
smekni.com

7-11 классы Программы факультативных и элективных курсов (стр. 5 из 14)

Виды рифм в зависимости от расположения ударений в риф­мующихся словах: мужские, женские, дактилические, гипердакти­лические.

Виды рифм в зависимости от расположения рифмующих­ся строк: смежные (парные), перекрёстные, кольцевые (опоя­санные).

Белые стихи. Рифмованная проза.

Строфа как объединённые рифмой стихи. Различные типы строф: двустишие, трехстишие (терцины), четверостишие, пяти­стишие, шестистишие, восьмистишие (октава).

Словесное ударение (4 ч)

Особенность словесного ударения в русском языке (си­ловое, подвижное, свободное). Смысловая функция словесного ударения.

Организующая роль словесного ударения в поэтической речи. Стихотворный размер как заданная схема ритмического чередова­ния ударных и безударных слогов. Размер двусложный (ямб, хо­рей), трехсложный (дактиль, амфибрахий, анапест).

Интонация (9 ч)

Интонация как ритмико-мелодическая сторона звуча­щей речи. Основные элементы интонации и их смыслоразличительная роль (логическое ударение, пауза, мелодика, темп, тембр речи). Изобразительные возможности интонации.

Логическое ударение как выделение в произношении одного из слов для усиления его смысловой нагрузки в предложении, тексте.

Особенности расстановки логического ударения в наиболее типичных синтаксических конструкциях (конструкции со значе­нием противопоставления, сравнения и т. п.).

Выделение логическим ударением нового или ключевого по­нятия в тексте.

Пауза, её смыслоразличительная роль. Паузы логические (смыс­ловые) и психологические. Основные виды психологических пауз (пауза припоминания, умолчания, напряжения и др.). Особеннос­ти обозначения пауз в письменном художественном тексте.

Мелодика как особенность интонационного рисунка речи. Способы графического обозначения движения голоса при подго­товке к выразительному чтению текста.

Характеристика интонационного рисунка наиболее типичных синтаксических конструкций (вопросительные, повествователь­ные предложения; предложения с обособленными членами и т. д.).

Мелодика небольшого текста. Закон логической перспективы; анализ мелодической стороны художественного текста.

Мелодика предложений и музыкальность, напевность поэти­ческого текста.

Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение ху­дожественных произведений.

Изобразительные возможности средств письма (7 ч)

Графика (2 ч)

Употребление графических знаков для фиксации речи на письме. Включение в систему изобразительных средств разных элементов письма: особенности начертания и написания слов, рас­положение строк, знаки препинания и т. п.

Приемы усиления образности художественного текста, созда­ния зрительных эффектов с помощью средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов, употребление графических средств выделения ключевых слов текста (курсив, разрядка), осо­бые приемы включения в текст числовых обозначений и др.

Акростих как поэтическое произведение, рассчитанное на зрительное восприятие.

Использование знака акцента (словесного ударения) для раз­личения слов-омографов в языковых каламбурах.

Алфавит как источник речевой экспрессии в художественном тексте. Использование названий старых букв алфавита в литера­турных произведениях прошлого, а также в составе устойчивых вы­ражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц).

Образное переосмысление графического облика буквы в худо­жественном тексте.

Орфография (2 ч)

Орфография как система обязательных норм письмен­ной речи. Сознательное нарушение орфографических норм как художественный прием и его основные функции: привлечение внимания к ключевому слову текста; передача ненормативного произношения слова литературным героем; внутреннего состоя­ния персонажа, уровня образованности; показ особенностей темпа и ритма произношения фраз; источник игры слов, средство эзопов­ского языка.

Пунктуация (3 ч)

Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Пунктуация и смысл высказывания. Связь интонации и пунктуации высказывания. Стилистические возможности знаков препинания (? ! ... и др.) и сочетания знаков (!! !!! ?! ??? и т. п.).

Знаки препинания как средство иносказания (эзоповского языка). Отсутствие знаков препинания в художественном тексте как сознательное нарушение пунктуационных правил, как художе­ственный прием.

Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей и поэтов (по выбору учителя). Авторские знаки.

Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических особенностей художественного текста и вы­разительное его чтение.

8 класс

(34ч)

Изобразительные ресурсы

русского словообразования (14 ч)

Морфема и её значение (2 ч)

Свойства русского словообразования, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности для словотворчества: большое количество морфем и словообразовательных моделей; развитая синонимика значимых частей слова, их стилисти­ческое разнообразие; большое количество способов образования слов: морфемных (с помощью морфем) и неморфемных (неморфо­логических).

Морфема как значимая часть слова. Стилистические приё­мы, основанные на семантике морфемы: приём привлечения внимания к значению морфемы (приём семантизации морфем), обыгрывание внутренней формы слова, словообразовательный повтор, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использование слов-паронимов, однокоренных слов в тексте и др.

Семантизация морфем как приём привлечения внимания к лексическому значению слова. Основные способы привлече­ния внимания к значению морфем: графическое выделение их в тексте; употребление морфем в качестве самостоятельных слов; смысловое сопоставление производного и производящего сло­ва и др.

Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и в поэтических текстах.

Словообразовательный повтор (4 ч)

Словообразовательный повтор как стилистическое сред­ство. Виды словообразовательных повторов: повтор служебных час­тей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов.

Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели. Словообразовательная анафора как разновидность слово­образовательного повтора, который одновременно служит и сред­ством единоначатия смежных стихов или строф поэтического текс­та; средством единоначатия сходных синтаксических конструкций в прозаическом произведении.

Повтор однокоренных слов как изобразительное средство. Слова-паронимы и паронимическое противопоставление.

Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оцен­ки как изобразительный приём. Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях устного народного творчества. Своеобразие использования умень­шительно-ласкательных суффиксов в художественных произведе­ниях разных исторических эпох, литературных направлений, а так­же в произведениях разных писателей.

Внутренняя форма слова (4ч)

Внутренняя форма слова как объяснимость производных слов значением составляющих морфем. Приём обыгрывания внут­ренней формы слова (приём этимологизации) как средство выра­жения иронии, сарказма или наивности детского восприятия мира; как средство характеристики необразованных людей или людей, любящих пофилософствовать; как средство оживления пейзажных зарисовок и т. д.

Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном тол­ковании внутренней формы слова.

Окказионализмы (4 ч)

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в художественном тексте. Наблюдение за использованием различных словообразова­тельных средств в изобразительных целях.

Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных особенностей худо­жественного текста и выразительное его чтение.

Лексическое богатство русского языка (20 ч)

Слово в художественном тексте (1 ч)

Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава языка: словообразование, измене­ние значения слов, заимствование.

Слово как основная единица языка. Лексический повтор, его виды (анафора, эпифора) и изобразительная функция в художест­венном тексте.

Переносное значение слова (8 ч)

Прямое и переносное значение слова. Троп как образное употребление слова в переносном значении. Основные виды тро­пов: метафора, метонимия, олицетворение, эпитет, антономасия, гипербола, сравнение, аллегория, синекдоха.

Поэтизмы и слова-символы в поэтической речи.

Многозначные слова (2 ч)

Стилистическое использование многозначных слов. Приём намеренного сталкивания различных значений многозначных слов. Основные функции этого художественного приёма: соз­дание комического эффекта; выражение иронии, сарказма; рече­вая характеристика героя и др.

Омонимы, синонимы, антонимы (4 ч)

Виды омонимов; их экспрессивное использование в ху­дожественных произведениях для усиления изобразительности, за­острения внимания к значению слова, для создания комического эффекта.

Каламбур как словесная игра, основанная на юмористическом использовании многозначных слов и омонимов.

Стилистическое употребление синонимов и антонимов в худо­жественной речи. Контекстуальные синонимы и антонимы. Анти­теза и оксюморон и языковые средства их создания.