На протяжении последних десятилетий геополитическая и геоэкономическая ситуация региона Центральной Азии, его место и роль в международном сообществе привлекает внимание политиков, экспертов и аналитиков. С фактическим окончанием «холодной войны» в геополитической картине мира произошли резкие изменения. Наметились тенденции формирования новых региональных центров власти, которые имели все шансы образовать многополярный мир, выстроив новую форму миропорядка по вектору создания новых путей развития с ограничением гегемонистских наклонностей некоторых стран. Такой вопрос возник перед всеми странами Центрально-Азиатского региона (ЦАР), а также крупными внерегиональными акторами.
Итак, геополитическая обстановка в мире привела к формированию совершенно новой ситуации в Центрально-Азиатском регионе. Периферийная зона стала претендовать на ключевую позицию на евразийском пространстве.
Возрастающее значение ЦАР обусловлено рядом факторов:
1. Значение географического расположения ЦАР в центре Евразийского континента с точки зрения безопасности и стабильности всего материка;
2. Влияние развития ситуации в каждом из государств ЦАР на перспективу баланса сил на обширном евразийском пространстве;
3. Сосредоточение в регионе природных ресурсов мирового значения и повышенная заинтересованность в их освоении со стороны многих стран мира;
4. Расположение на стыке евроазиатских транспортных коридоров и наличие широкой транспортно-коммуникационной сети. Через Иран страны ЦАР имеют выход к Персидскому заливу, через Афганистан и Пакистан — к Индийскому океану, через Китай — в азиатско-тихоокеанский регион[2].
Таким образом, ведущие державы (США, Япония, Китай, Россия и проч.) стремятся установить контроль над регионом и влиять на развитие ситуации для продвижения и реализации своих геополитических интересов. Подобные приоритеты имеют и другие региональные государства, обладающие разными ресурсами и возможностями (Казахстан, Монголия и проч.). Среди мировых и региональных держав, оказывающих существенное воздействие на формирование геополитической ситуации в ЦАР, выделяют Российскую Федерацию, Соединенные Штаты Америки, Китайскую Народную Республику, Японию и государства Европейского Союза.
Очевидно, что вместе с внутренними политическими и экономическими проблемами государства Центральной Азии объединяет общность их видения и понимания современных угроз (международный терроризм, религиозный экстремизм, сепаратизм, наркотрафик).
Основой создания Шанхайской Организации Сотрудничества послужило стремление государств на обновленной коллективной основе противостоять угрозам безопасности на фоне потребности создания регионального центра, который мог бы гарантировать военно-политическую безопасность в регионе. Политические тенденции формировали условия создания структуры, способной стать значимым элементом в области безопасности ЦАР с его перспективной ролью в геополитике и геоэкономике Евразии в будущем.
Институциональному закреплению Шанхайской Организации Сотрудничества в качестве межправительственной региональной организации предшествовала совместная деятельность стран так называемой «Шанхайской пятерки» на фоне решения пограничных вопросов КНР с Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном, а также активного развития двусторонних отношений четырех стран.
Первая встреча лидеров КНР, России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана произошла 26 апреля 1996 года в Шанхае. По итогам переговоров было подписано Соглашение об укреплении мер военного доверия, согласно которому вооруженные силы сторон в приграничной зоне не должны осуществлять нападения друг на друга, проводить военные учения, направленные против другой стороны, где другая сторона выполняла бы функции потенциального противника. Взаимному ограничению подлежали также масштаб, рамки и число учений. Стороны обязались информировать друг друга о важных военных мероприятиях, которые они проводят в пределах стокилометровой зоны, прилегающей к совместной границе, приглашать наблюдателей от противной стороны на свои учения, предупреждать об опасных военных действиях, укреплять дружественные контакты между военнослужащими армий, дислоцированных в приграничной зоне, и пограничниками[3]. Тогда же наряду с подписанием Соглашения об укреплении мер военного доверия было принято решение о проведении ежегодных встреч «Шанхайской пятерки», что фактически свидетельствовало о создании механизма постоянных встреч нового международного режима.
Еще одна встреча в рамках Форума (официального мероприятия с участием экспертов и представителей государств-членов «Шанхайской пятерки») прошла 24-25 апреля 1997 года. Представители стран-участниц подписали Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Таджикистан, Киргизской Республикой, и Китайской Народной Республикой[4]. Е.Идрисов, Министр иностранных дел Республики Казахстан, тогда заявил: «Эти два документа заложили механизм взаимного доверия в военной области и приграничных районах, способствовали установлению партнёрских отношений государств-участников, базирующихся на открытости, непринадлежности к блокам, ненаправленности против третьих стран»[5].
Содержание соглашений фиксировало создание режима гарантированного ненападения сторон друг на друга. Официальные документы отражали фактическое создание новой межправительственной организации азиатского типа, а не военно-политического блока, что было особенно важно для позиционирования ШОС в мире с точки зрения обеспечения региональной безопасности и создания благоприятного климата для международных отношений.
В 1998 года в Алма-Ате произошла третья встреча лидеров стран Форума «Шанхайской пятерки» и было подписано «Алма-Атинское заявление». Стороны взяли обязательство принимать все необходимые меры по обеспечению неукоснительного выполнения Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы от 24 апреля 1997 года. Представители «Шанхайской пятерки» заявили о том, что любые проявления национального сепаратизма, этнической нетерпимости и религиозного экстремизма неприемлемы, и требуется принятие мер по борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков[6]. Последовала договоренность об активном развитии двусторонних отношений с предоставлением консультации по вопросам региональной безопасности. Страны также выступили за подключение к этому процессу всех заинтересованных государств региона.
С 2001 года заседания в рамках Форума «Шанхайской пятерки» проводились ежегодно. Создались объективные основания фомирования постоянных мехнизмов взаимодействия в виде встреч высших должностных лиц государства, экспертных сообществ и политологов. В том же 2001 году состоялась встреча в Шанхае, где страны-участницы приняли в состав организации Узбекистан. Организация получила известное название – Шанхайская Организация Сотрудничества, что было официально зафиксировано в совместном заявлении глав государств. Первыми документами организации стали Декларация о создании Шанхайской Организации Сотрудничества, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом и Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму «Шанхайской пятёрки». Содержание обсуждаемых тем далее расширялось от вопросов по укреплению взаимного доверия на границах до развития всестороннего сотрудничества в сферах дипломатии, политики, безопасности, торгово-экономической, культурной и других областях. Регулярные встречи по линии МИД также стали обычной практикой.
Последующая институализация проходила в рамках многосторонних переговоров и встреч. В июне 2002 года в Санкт-Петербурге на встрече глав государств были подписаны Декларация глав государств — членов ШОС и Хартия ШОС.
Устав ШОС определил основные задачи организации:
1. Укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства;
2. Развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;
3. Совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;
4. Поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес и т.д.[7].
В мае 2003 года был официально сформирован Секретариат ШОС со штаб-квартирой в Пекине и Региональная антитеррористическая структура. Было подписано положение о Совете глав государств, Совете глав правительств и Совете глав МИД.