Распространение компромата осуществляется, как правило, посредством «партизанской атаки», т.е. анонимно, от имени самого конкурента или через подставное лицо. В последнем случае может использоваться другой кандидат или же реально существующая организация. Наибольшие возможности для такого рода действий предоставляет последний день перед выборами или непосредственно день голосования. Это время наиболее часто используется для распространения откровенно «чёрных» материалов, что лишает конкурента возможности оправдаться перед избирателями.
Нередко конкурент дискредитируется от его же имени. Для этого выпускаются плакаты, листовки, газеты, в том числе газеты-«двойники», с точностью копирующие дизайн издания конкурента, с содержанием, вызывающим раздражение избирателя, причём последний уверен, что эти агитационные материалы выпущены самим кандидатом-конкурентом. Если конкурент - действующее должностное лицо, такие листовки могут содержать заявления о выплате всех задолженностей населению на определенное число. Можно пригласить население на встречу с конкурентом, о которой тот и не думал. В арсенале у «чёрных PR-щиков» такие приёмы, как раздача недоброкачественных продуктовых наборов от имени конкурента, ночные звонки с предложением ознакомиться с программой кандидата, агитация от двери к двери[12] пьяных лже-кандидатов, звонки с требованием внести крупную сумму в избирательный фонд кандидата, которую один из членов семьи якобы задолжал, личные письма от кандидата на имя давно умерших людей, расклеивание листовок в неподходящих местах (лобовые стекла автомашин, дверные глазки квартир и т.п.), расписывание лозунгами конкурента домов, заборов, выцарапывание имени конкурента на личных автомобилях, обзвон избирателей с сообщением, что кандидат якобы снял свою кандидатуру и т. д.
Нейролингвистическое программирование (НЛП).
Нейролингвистическое программирование - это действенное средство изменения человеческих убеждений в пользу манипулятора.
Эффективным бывает осмеяние высказываний и действий конкурента, особенно если он не отличается выдержкой. После достаточно долгого высмеивания к кандидату «приклеивается» образ человека несерьёзного и недалёкого.
Принцип «виртуального конкурента»: бороться не с реальным, а с вымышленным конкурентом, игнорировать действительного противника, подменить понятия, показать только один выход из выбранной альтернативы. Интересно, что вымышленный враг может казаться более серьезным противником. Кроме того, образ врага строится под уже готовый сценарий, и реальный конкурент не знает, на что и как ему отвечать. Принцип «виртуального конкурента» может быть эффективен для кандидата, обладающего информационной и административной властью, но не пользующегося действительной поддержкой населения.
Принцип «добавить одиозности»: вовсе не обязательно искать или выдумывать о конкуренте что-то плохое. Политтехнолог С. Фаер считает: «Конкурент на выборах достаточно «подставляется», достаточно предоставляет ресурсов, чтобы превратить их в антирекламу. Не нужно никаких компроматов»[13]. Можно, например, чаще указывать на наиболее одиозную, несимпатичную, скомпрометировавшую себя личность из окружения конкурента. Образ конкурента будет связываться с образом этой личности, и не составит труда убедить, что подлинное лицо кандидата - на самом деле лицо этой личности. Одиозные фигуры легко стягивают на себя внимание, способны отпугнуть определённую часть электората от всего движения в целом.
Принцип «переноса пренебрежения»: конкурент «ловится» на том, как в той или иной форме проявляет пренебрежение к избирателям, например, на неответственной встрече с небольшой группой населения, в случайном некрасивом эпизоде и т. д. Далее это пренебрежение переносится либо во времени, когда в настоящем времени транслируется прошлое выступление конкурента, либо с меньшей аудитории на большую (телетрансляция). Ситуацию, в которой проявилось бы пренебрежение к избирателям, можно организовать. Например, устроить встречу всех кандидатов с избирателями и постараться, чтобы основным конкурентам время встречи назвали неправильно. Появится повод обвинить их в необязательности и неуважении к избирателям.
«Люди против вас»: сильное воздействие на избирателей оказывает показ людей, разочаровавшихся в данном кандидате. Как разновидность используется приём «враг из родного города» - свидетельство человека, когда-то близко знавшего кандидата. Например, можно растиражировать сообщение о каком-либо акте благотворительности кандидата-конкурента и изо дня в день распространять это сообщение по почтовым ящикам. Иногда такой эффект достигается слабо продуманной агитацией самого конкурента (так называемый «эффект бумеранга»).
Метод «клонирования» конкурента - элемент тактики «растаскивания голосов». Число кандидатов увеличивается за счёт подбора лиц, имеющих сходные с кандидатом-конкурентом характеристики или пересекающиеся электоральные базы. С законодательной точки зрения этот метод безупречен. Тем не менее, за «клонированием кандидатов» закрепилась «грязная» репутация. По одному округу выдвигается новый кандидат с той же фамилией, иногда и с тем же именем и отчеством, что носит конкурент. Дезориентация электората вызывается тем, что агитация идёт в поддержку фамилии. Наиболее выгодно такое размещение имён кандидатов в бюллетене, чтобы имя двойника стояло на первом месте.
«Проникновение в стан противника»: люди кандидата приходят в штаб его конкурента и предлагают услуги по сбору подписей. Позже проверка покажет, что подписи, собранные добровольцами, фальсифицированы.
Среди «чёрных» технологий есть и те, которые направлены не на дискредитацию противника, а, напротив, на увеличение популярности «нашего» кандидата. С этой целью имитируются покушения, распространяются ложные сообщения об угрозах кандидату, установке прослушивающих устройств в офисе, квартире кандидата, поддержке кандидата популярным у избирателей округа лицом. Тиражируются заведомо нелепые обвинения в адрес кандидата и т. д.
Глава 2. Эффективность политической манипуляции на примере предвыборной кампании 2007 партии «Единая Россия»
Выборы в Государственную Думу 2007 показательны для данной работы именно потому, что в их ходе манипулятивная машина была использована с прежде небывалым для нашей страны размахом. Собственно, заниматься агитацией партии-участники думской кампании получили право еще 3 ноября, и до начала декабря они могли обращаться к избирателям. Даже совершенно нелюбопытный человек мог заметить начало нового этапа просто по рекламным баннерам на улице.
2.1 Участники выборов
Следует сразу оговориться, что выборы в Государственную Думу РФ пятого созыва были первыми выборами, на которых барьер для партий, проходящих в Думу по партийным спискам, повышен с 5 % до 7 %. Кроме того, убран нижний порог явки, возможность голосовать против всех, отменена мажоритарная система, членам одной партии запрещено проходить по спискам другой, а партиям запрещено объединяться в выборные блоки[14].
Согласно информации Федеральной регистрационной службы, только 15 политических партий удовлетворяли требованиям пункта 2 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях»[15] и, таким образом, имели право участвовать в выборах:
1. Аграрная партия России;
2. Гражданская сила;
3. Демократическая партия России;
4. КПРФ;
5. СПС;
6. Партия социальной справедливости;
7. ЛДПР;
8. Справедливая Россия;
9. Патриоты России;
10. Единая Россия;
11. Яблоко.
Не допущены к участию в выборах 3 партии:
1. Партия зеленых;
2. Партия мира и единства[16];
3. Народный союз.
Партия возрождения России не подавала список кандидатов в депутаты и, таким образом, отказалась от участия в выборах.
Сравнивая кампанию 2007 года с кампанией 2003 года, глава Российского центра обучения избирательным технологиям Александр Иванченко заметил, что «итог сентября-октября показывает, что четыре парламентские партии ведут эту избирательную кампанию с существенным отрывом от всех соперников, а четыре года назад такого уверенного отрыва не было». Иванченко также считает, что в нынешней кампании серьезно повысился уровень российских наблюдателей, причем любопытно, что наиболее ответственно к мониторингу выборных процессов подошли сами участники, политические партии[17].
2.2 Мнение населения о выборах
Некоторые эксперты перед выборами заявляли о возможной низкой явке на выборах. Причиной этого социологи «Левада-Центра» называли уверенность россиян, что итоги предстоящих думских выборов и победа на них «Единой России» уже предопределены. Как объясняют эксперты, заданность итогов, с одной стороны, подталкивает граждан к неучастию в выборах, а с другой - порождает негативное отношение ко всей оппозиции[18]. Так же «Левада-Центр» отмечает снижение доверия избирателей к выборам по сравнению с 2003 годом. Тогда, так или иначе 57 % опрошенных заявляли о том, что на выборах возможны различные манипуляции и подтасовки результатов. Через 4 года о таких возможностях стало заявлять на 12 % больше, то есть 69 %[19].
Интересным оказывается мнение населения о выборах. По опросу «Левада-Центра», проведённого с 21 по 25 сентября 2007 года, 49 % опрошенных сомневаются, что что-нибудь изменится в лучшую или в худшую сторону для них лично после будущих выборов в ГД ФС РФ, надеются на улучшение 37 % и опасаются ухудшения 10 %. Для страны в целом оценка была дана следующая: 43 % не ожидают изменений, 38 % надеются на улучшения и 15 % опасаются ухудшения. При этом большая часть опрошенных (51 %) считают, что «выборы - это чистая формальность, которая нужна для самой власти, а не для народа»[20].