Смекни!
smekni.com

В. П. Плосконосова (стр. 15 из 30)

В рамках инструментальной вертикали власти деятельность всех социально-стратификационных структур подчиняется реализации общей цели, интегрирующей общество; в связи с этим центростремительные цели и силы становятся преобладающими над центробежными, складывается процессуально-исполнительная вертикаль власти, верхушку которой занимает элита, обладающая особыми социальными правомочиями и обязанностями от имени общества и в его интересах выполнять макросоциальные функции.

Макросоциальные отношения складываются в результате непрерывного изменения балансов и дисбалансов власти. Классическая методология ограничивала изучение власти государственными институтами, так как в центре ее исследований были жесткие структуры. Работы М.Фуко и Н.Элинса способствовали формированию представлений о том, что власть распространена по всему социальному пространству, концентрируясь различным образом в отдельных его центрах. Элита, концентрируя у себя важнейшую часть «пучка» властных полномочий, выступает субъектом власти, ее ведущей стороной, а ее ведомой стороной становятся контрсубъекты власти, которые было бы упрощением рассматривать лишь как пассивные и инертные объекты власти.

Элита как специфический слой общества становится своеобразным институтом власти, обладающим своими особыми качествами и свойствами, законами функционирования и развития. Выступая макросоциальным организатором, элита выполняет специфические регулирующие функции в обществе, к числу которых следует отнести: теологическую, инструменталистскую, структуралистскую и консолидирующую. Особенности и эффективность их осуществления зависят от статусно-функциональных и ценностно-деятельностных характеристик социальной организации.

Элита выполняет особую теологическую функцию, связанную с организацией акторов на достижение определенных целей, получением намеченных результатов. «Всякий, кто творит, творит ради чего-то» [2, с.174]. Цели как характеристики сочетания начала и конца деятельности субъектов и контрсубъектов власти задают ориентиры направления их деятельности и критериальные оценки полученных результатов, ориентируют на выбор процедур и средств, которые рассматриваются как инструменты реализации цели.

По своему содержанию цели деятельности элиты многообразны. Это могут быть, например: потенциальные цели пространства возможностей и известные цели пространства выбора; цели реальные и нереальные, напряженные и ненапряженные; цели долгосрочные, среднесрочные и текущие; общие и частные, конечные и промежуточные; цели традиционные и инновационные; цели сознательные и несознательные; цели своевременные, запоздалые и опережающие свое время; цели экономические, политические, социальные и духовные и др.

Цели деятельности элиты весьма противоречиво связаны с целями различных индивидов, социальных групп и общества в целом, что порождает концептуальные различия в интерпретации места элит в обществе, роли элитных и неэлитных групп в социоэкономическом развитии. Противопоставление общества и частных целей, власти и личности и сложные представления, возникающие на этой основе, связаны с недооценкой многомерности социума, смещением теологического и процедурно-процессуального аспектов.

Власть может оказаться в руках и у организаторов-творцов, организаторов-конформистов и организаторов-деструкторов. Еще Аристотель отмечал, что «…всякая власть может осуществляться, с одной стороны, в интересах властвующего, с другой – в интересах подчиненного…» [2, с.616].

Важнейшим типом управленческого воздействия элиты является макроинструменталистика. Элита может использовать широкий арсенал средств для достижения поставленных макросоциальных целей, мобилизуя те или иные ресурсы системы, которые могут реализоваться в рамках данной властной модели.

Используемые элитой инструменты и ресурсы власти могут классифицироваться по различным основаниям: сферам жизни общества (экономические, социальные, культурные, правоохранительные и т.д.); времени действия (долгосрочные, среднесрочные, текущие); направлению действия (внутренние и внешние); масштабам действия (локальные, региональные, национальные, глобальные).

Элита опирается в своей деятельности на материальные и нематериальные макроинструменты и регулирует процессы перераспределения материальных ресурсов в масштабе всего общества. Для передачи и хранения информации она использует знаково-символические средства («зрительные» и «слуховые», «естественные» и «искусственные» и т.д.). Элита является макросоциальным организатором движения материальных и нематериальных, энергетических и информационных потоков в обществе, применяя силовые и несиловые средства, методы принуждения и убеждения для координации макросоциальных процессов.

Реализуемые элитой макросоциальные функции взаимо-связаны и эффективность их реализации во многом зависит от способа их координации, характера распределения и дистанци-рования центров власти в экономической, правовой, политической и духовной сферах. Великие мыслители еще в эпоху Просвещения убедительно доказали огромную ценность реализации принципов разделения, сбалансированности и противовесов власти, идеи которых восходят к трудам Аристотеля. Гиперконцентрация власти в одном центре, также как и ее гипердисперсиризация, угрожают целям и интересам общества.

С конфигурацией власти элит связано тесно доминирование того или иного типа инструментов правления. Еще Т.Гоббс обратил внимание на то, что богатство, знания и почести суть различные виды власти [13, с.55].Элита может осуществлять свои функции, базируясь прежде всего на силе духа свободы или насилия, приказа или угрозы, на силе закона или обычая, на силе духовного авторитета, на силе морали и этики, нравственной или религиозной веры, на силе хозяйственных стимулов и мотивов или на силе иных социальных ценностей.

Особенности места и функции элиты определяются харак-тером социальной системы и необходимостью поддержания взаимосвязи и взаимозависимости ее элементов как некоторой целостности. Принцип целостности является универсальным и сквозным принципом построения системы, в его реализации особая роль принадлежит элите.

Динамика власти элиты, ее функционирование и развитие обусловлены особенностями ее структуры и ее отдельных элементов, спецификой и механизмом взаимосвязи и взаимозависимости власти элиты с порождающим ее системным образованием, а также между существующими, функционирующими и развивающимися внешними элементами.

3.4. Основания легитимности элиты

Выполнение регулятивно-интегрирующей функции правящей элитой осуществляется на основе того, что она является макроинституциональным организатором, санкционирующим использование в масштабе общества той или иной совокупности неформальных и формально-правовых правил в единстве с социальным механизмом их защиты. Власть элиты может быть установлена легальным законным образом или насильственно узурпирована. Пришедшие к власти тем или иным курсом правящие круги могут использовать легальные и нелегальные институты власти. Характер и масштабы применения методов властвования, с другой стороны, зависят от культурно-исторических и организационно-институциональных условий развития общества, с другой стороны, они оказывают огромное воздействие на реконструкцию культурного и социального порядков.

Социальные требования к решениям и политике властей, связанные с необходимостью их соответствия представлениям общества о справедливости и общем благе, реализуются в формировании легальных средств власти, моральных традиций и установлении правовым путем системы норм и законов. Хотя власть может использовать и нелегальные методы достижения тех или иных целей, однако имеются культурно-нравственные границы позиций властей, нарушение которых лишает правителей поддержки со стороны общества. В связи с этим власти вынуждены ориентироваться на использование легальных инструментов правления. Основаниями признания власти могут быть традиции, законность, личные качества лидера, религиозные или идеологические устои, ситуационное изменение в общественном мнении.

Применение принципов общего блага и справедливости, равенства и свободы в каждой институциональной сфере позволяет обнаружить нелегитимные нормативно-властные предписания и институты, идущие в разрез с интересами нации и противоречащие правам личности. Общество стремится утвердить своё понимание справедливого права в законах с помощью создания инструментов влияния на власть. Это позволяет включить во властные нормативные структуры нравственно-этические представления о социальном устройстве. Положительное отношение большинства людей к тому или иному институту означает его легитимность; наоборот, его неприятие большинством свидетельствует о нелегитимности института.