Смекни!
smekni.com

Концепция инвестиционной политики Санкт-Петербурга г. Санкт-Петербург 2003 год Редакция на 14. 11. 2003 год содержание (стр. 12 из 21)

Исходя из вышеуказанного, появление таких договоров только осложняет определение круга вопросов, по которым субъекты вправе осуществлять собственное правовое регулирование.

Право субъекта РФ осуществлять опережающее правовое регулирование по предметам совместного ведения также не относиться к правам, прямо указанным в Конституции. В то же время отсутствие федеральных законов по целому ряду направлений общественно-экономических отношений приводит к нарушениям прав граждан и иным серьезным последствиям. Поэтому такое право носит жизненно необходимый характер. В качестве примера можно привести федеральный закон о системе органов государственной власти субъекта РФ, который вступил в силу лишь 19/10/1999 года.

Как мы уже отмечали выше, крайне важно прописать перечень предметов ведения самого субъекта, поскольку в случае противоречия между федеральными и региональными законами и нормативно-правовыми актами, последние имеют большую юридическую силу. В то же время ст.73 конституции, как уже указывалось, выше содержит лишь общую фразу, по которой к предметам ведения субъекта относиться все, что не относиться к предметам ведения РФ и совместному ведению. Однако соответствующие формулировка ст.71 и ст.72 Конституции, отсутствие целого ряда федеральных законов или наоборот, их наличие, не позволяет четко определить, относятся ли те или иные предметы ведения к предметам ведения субъекта. Возможно, готовящийся новый ФЗ внесет ясность по этому вопросу. (?)

Санкт-Петербург является одним из немногих субъектов РФ, в Уставе которого прописаны его собственные предметы ведения. Их перечень не сформулирован исчерпывающим образом и заканчивается формулой: «и другие вопросы, не отнесенные Конституцией РФ, Федеральным договором, договором между РФ и Санкт-Петербургом к ведению РФ, совместному ведению РФ и Санкт-Петербурга».

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что при нынешнем состоянии дел невозможно определить исчерпывающий перечень вопросов, по которым законодательный орган государственной власти субъекта федерации вправе осуществлять правовые регулирования. С изменением действующего федерального законодательства изменяется и круг вопросов регулирования.

Отметим, что в соответствии с Уставом Санкт-Петербурга, образованное в структуре Администрации Правительство СПб принимает правовые акты (постановления Правительства) исключительно рекомендательного характера, т.е. его статус сведен к статусу совещательного коллегиального органа при губернаторе. Процедура принятия правовых актов должностными лицами Администрации СПб не урегулирована нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга.

В Уставе и соответствующем Законе («О правовых актах, принимаемых органами государственной власти Санкт-Петербурга и их структурными подразделениями» от 04/06/1997 года) проведено четкое разграничение между нормативными правовыми актами субъекта государственной власти СПб. К нормативно- правовым актам Санкт-Петербурга отнесены Устав и Законы СПб – принимаемые по предметам совместного ведения СПб. Правовыми актами органов государственной власти СПб являются: Постановление ЗАКСа, распоряжения и приказы Губернатора, распоряжения и приказы руководителей структурных подразделений Администрации. Законодательством СПб (ст.48 Устава Закон «О правовых актах, принимаемых органами государственной власти СПб и их структурными подразделениями») введена иерархия нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти СПб.

Соответствующими нормами определено, что исполнительная власть вправе заниматься нормотворчеством лишь в рамках, отведенных ей законами и актами федеральных органов государственной власти.

3.2.5. Правовая база инвестиционного процесса в Санкт-Петербурге.

Как уже было сказано в предыдущих разделах, инвестиционный процесс является только одной из составных частей предпринимательской деятельности и возникающих в результате этой деятельности экономических отношений. Поэтому необходимо рассматривать, в интересах повышения привлекательности инвестиционного климата в Санкт-Петербурге, весь комплекс вопросов правового регулирования предпринимательской деятельности и экономических отношений.

Обобщенно принято называть все вышеизложенное региональным экономическим правом. Хотя спектр отношений предпринимателей, в процессе своей деятельности, значительно шире. Это вытекает из того, что их участниками являются разные субъекты права: граждане, юридические лица, государственные органы, как федеральные, так и региональные. Соответственно, эти отношения регламентируются разными отраслями права.

Вместе с тем региональным экономическим отношениям свойственна доминирующая роль в инвестиционном процессе. Поэтому ограничимся ими, причем только на уровне правового регулирования в Санкт-Петербурге.

Правовое регулирование региональных экономических отношений основано на общих принципах:

- свободы предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности;

- юридического равенства различных форм собственности;

- свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности;

- получения дохода как цели предпринимательства;

- законности в экономической деятельности и ее государственного регулирования.

Существенным принципом регламентации экономических отношений является гармонизация федеральных и региональных интересов.

Экономический блок регионального права является самым разветвленным и включает совокупность норм нескольких отраслей права (бюджетного, гражданского, налогового, предпринимательского и т.д.), которые:

- объединяют нормативные положения о региональной собственности, бюджетных отношениях регионов с РФ и муниципальными образованиями;

- закрепляют статус отдельных коммерческих и некоммерческих организаций;

- решают вопросы государственного регулирования региональной экономики (прогнозирование, программирование, антимонопольного регулирования, легитимации хозяйствующих субъектов, налогового и ценового регулирования, государственной поддержки предпринимательской и иной экономической деятельности);

- регламентируют правовую организацию конкретных отраслей и сфер региональной экономики, сегментов регионального рынка (инвестиций и инноваций, ценных бумаг, недвижимости и пр.);

- составляют предписания, устанавливающие особый правовой режим хозяйствования на отдельных участках территории субъекта.

Современный этап развития России характеризуется процессом возрастания роли регионов в развитии общества, в том числе и в экономической сфере. Именно на этот уровень фактически переместились оперативные связи государства с основными звеньями экономики – предприятиями, другими субъектами хозяйствования, а также ответственность государства за продовольственное, энергетическое, социальное обеспечение предприятий и населения.

В то же время этот объективный процесс ни как не отражается в необходимой децентрализации системы государственного управления РФ, делегировании необходимых полномочий от федерального центра – субъектам федерации. Это подтверждается вышеизложенным материалом, отражается нынешним состоянием правового поля на федеральном уровне. Его непоследовательность, противоречивость и запутанность сказывается и на возможностях законотворчества на уровне субъекта федерации. В то же время необходимо отметить, что законодательная власть Санкт-Петербурга не пользуется, в полной мере теми возможностями, которые предоставляются на нынешнем этапе. Отсутствие внятной экономической, соответственно и инвестиционной политики на федеральном уровне вовсе не оправдывает ее отсутствие в Санкт-Петербурге. Еще раз напоминаем, что политика - это управление различными процессами в интересах положительной динамики развития социально-экономических процессов.

При создании правовых актов Санкт-Петербург необходимо соблюдать следующие принципы:

- создание системы нормативных актов ПРЯМОГО действия, то есть ограничение возможности толкования закона чиновником по его усмотрению, что приведет к сокращению зависимости инвестора от государства;

- создание системы открытости рассмотрения вопросов, связанных с инвестициями, и в первую очередь возможности обжалования действий (и бездействия) государственных органов;

- заполнение правового вакуума на уровне субъекта федерации, то есть принятие тех нормативных актов, без которых федеральные законы не действуют, либо их отсутствие ставит под вопрос легитимность действий субъекта. В данном направлении приоритетным является определение таких актов, которые еще не приняты в Санкт-Петербурге, либо не соответствуют федеральному законодательству;

- обязательную экспертизу принимаемых законодательных актов общественными организациями предпринимателей.

3.3. Анализ инвестиционного процесса в Санкт-Петербурге.

Рост инвестиций в основной капитал наблюдался в Санкт-Петербурге начиная с 1995 года. Исключения составляли только 1996 год и 2000 год, когда объем вложений уменьшился по отношению к предшествующим годам на 16 и 20%% соответственно. При этом темпы роста инвестиций в Санкт-Петербурге превосходили темпы роста инвестиций по России в целом.

На протяжении анализируемого периода наиболее привлекательной для инвестирования отраслью была промышленность. В 2000 году инвестиции капитального характера в промышленность достигли 9,83 млрд. рублей, что составило 33,8% всех капиталовложений в экономику (в 1999 году- 33,6%). В 2001 году инвестиции в основной капитал отрасли составили 13,65 млрд. рублей (28,9%), размер иностранных инвестиций – 810,7 млн. долларов.