Эту игру придумали в ВДЦ «Орленок» и успешно использовали при проведении смен «Лидер»( автор – И.Н. Кушеверский, д/л «Звездный») .
Содержание игры: прожить три стиля управления: демократический, авторитарный, попустительский. Любой из этих стилей носит яркий тип отношений: демократический – коллегиальность принятия решений, соотнесение собственной точки зрения и коллективной, поиск компромисса; авторитарный – единоличное принятие решений, игнорирование других точек зрения; попустительский – формальное руководство, отсутствие контроля.
Игру можно проводить в двух вариантах:
1 вариант: Ребятам предлагается проиграть эти стили лидерства. Отряд делится на три группы (три стиля управления). Каждой группе дается задание подготовить отрядное дело определенным способом. Задания должны быть равноценными (дело может быть только одно, основное внимание уделяется именно отношениям). Перед игрой выбирают группу экспертов, которая дает характеристику каждому стилю, следит за следование лидера в игре. Может быть выбрана и группа аналитиков, социологов, цель которой собрать мнение ребят. Позиция вожатого – в роли участников игры. В процессе анализа игры важно обратить внимание на позитивные и негативные стороны определенного стиля лидерства, отметить ситуации, где эти стили имеют место.
2 вариант: ребята не в курсе о начале игры. Все три стиля лидерства демонстрируют или вожатые, или существующие лидеры отряда. Игра должна проводиться небольшой группой в определенный промежуток времени (например, три часа). По истечении этого срока ребятам предлагается проанализировать, что им понравилось, кто из лидеров учитывал их мнение, в каком случае был достигнут наилучший результат.
Внимание! При интерпретации результатов игры просмотрите еще раз
раздел II.Теоретический минимум.
Программа развития отрядов
«Мы можем. Мы знаем. Мы умеем»:
Каждый отряд выступает организатором и разработчиком общелагерного мероприятия, показывая тем самым уровень развития временного детского коллектива, сплоченность отряда, умение вести за собой.
Каждый день завершается общелагерной линейкой с подведением итогов прошедшего дня и планами на будущий. Во время линейки определяется «герой дня», человек, отличившийся в лагерной жизни.
Показ синхронных танцев всем составом компании.
Игры для дошкольников и младших школьников
Осознанное формирование лидерской позиции начинается в подростковом возрасте, когда складывается «Я –концепция». Однако работу можно написать и в более раннем возрасте через игры на сотрудничество, беседы, занятия. Один из вариантов занятий по формированию представлений о руководстве, лидерстве и подчинению заключается в обсуждении, проигрывании, переживании этих понятий (В.А.Ситаров «Ненасильственное взаимодействие педагога с учащимися»., М.: МПГУ,1998 )
Что значит быть главным (руководить)? Что значит подчиняться?
Кого мы называем главным (руководителем)? Кого – подчиненным?
Как ведет себя главный (руководитель) в каком-нибудь деле? Как он держит себя, как ходит, как улыбается, как говорит и т.п.?
То же, но как ведет себя подчиненный?
Кто главный в детском саду (в группе детей), в школе, в больнице, в магазине, дома и т.п.? Почему?
Как называют главного у взрослых на работе, на службе (руководитель, начальник, директор, командир, заведующий и т.п.)?
А бывает ли главный в детской игре? Разбираются различные детские ролевые игры: кто здесь главный, кто – подчиненный.
Вспомните, в какие игры вы недавно играли? Кем был каждый из вас, главным или подчиненным? Объясните.
Кем бы вы хотели всегда быть в игре, главным или подчиненным? Могут ли быть в игре все главными? (Если дети предпочитают позицию «главного», то следует постепенно подвести их к выводу, что каждый должен научиться быть и главным и подчиненным).
Почему у взрослых в любом деле, а также у детей, должен быть главный? Зачем он нужен? Что делает? Можно ли обойтись без главного (без организации и руководства)?
Анализ руководства и подчинения в сказках, рассказах, стихотворениях? Кто здесь главный, кто – подчиненный, как ведет себя главный, как ведут себя подчиняющиеся, какой главный в этой сказке. Хороший или плохой, с удовольствием ему подчиняются другие герои или вынужденно из-за страха, боязни и т.п.
Демонстрация картинок с различными сюжетами, где есть картинки, которые могут быть интерпретированы с позиций «руководство-подчинение» (ребенок организует других на игру «Дедушка, рассказывающий детям сказку»). Необходимо обнаружить такую картинку среди других (с иным сюжетом), охарактеризовать позу главного, его жесты, выражение лица. То же сделать относительно подчинительных поз, жестов, выражения лица.
Демонстрация картин, где ярко выражены отношения людей, относимые к руководству (доминированию) и подчинению, как в отрицательном, так и положительном аспектах (например, разобрать картину В.Серова «Петр I»). Важно подвести детей к идее инициативы как одном из признаков главенствования, доминирования, руководства; формы ее выражения – позитивной и негативной (просьба, приказ, подавление, требование и др.).
Демонстрация схематических лиц (масок), интерпретация их с позиций доминирования, подчинения, равенства. Возможна попутная инструкция: «Каким лицом ты чаще смотришь на…», «Каким лицом чаще на тебя смотрит…». То есть одновременно проводится диагностика самоощущений ребенка в той или иной позиции и восприятия других через определенную позицию.
Аналогичная работа проводится со схематическими позами человечков из палочек, выражающих различные оттенки доминирования, подчинения и равенства. Задаются вопросы: «Кто здесь главный?», «Кто здесь подчиненный? Почему?»
Какие слова приходят в голову, когда мы говорим руководить (быть главным)… подчиняться?
Какого цвета слова главный…, подчиненный?
Как они звучат (какая музыка звучит)?
Как они пахнут?
Какие они на ощупь?
Какие они на вкус?
С какой погодой (временем года) связываются слова главный…, подчиненный?
Кого можно назвать главным (царем) у зверей, птиц, деревьев, цветов, насекомых?
Нарисуйте царей: обезьян, кошек, слонов, змей, а также лесного царя, царя подземного царства и др. Покажите и расскажите.
Нарисуйте игру детей, где есть главный, организатор игры, и подчиняющиеся. Покажите всем и расскажите.
Нарисуйте руководство и подчинение так, как вы их представляете. Покажите рисунки всем и расскажите, что на них изображено.
Показать мимикой, жестами, телодвижениями, голосом царей: обезьян, слонов, цветов, деревьев, кошек и т.п.
То же, но изобразите подчиненных этих царей.
Покажите жестами, мимикой, голосом воспитателя, учителя, маму, бабушку, когда они «командуют», приказывают, просят что-либо сделать.
Изображение в парах поз:
доминирование – доминирование;
доминирование- подчинение;
подчинение – подчинение;
равные (партнерские) отношения, когда не преобладают ни доминирование, ни подчинение.
Обучение сотрудничеству:
организовать других детей на игру и самостоятельно распределить роли (приказать);
то же, но совместно с детьми распределить роли (попросить, организовать);
с удовольствием (с радостью) согласиться с инициативой другого ребенка (главного);
выразить несогласие с замыслом другого ребенка (главного) в резкой форме, затем в доброжелательной, убеждающей (переубеждающий) форме;
в групповой игре трое-четверо детей должны выразить полное согласие с тем, что какой-то ребенок выполняет роль главного;
то же, но дети должны не согласиться с тем, что определенный ребенок будет играть главную роль; последний разыгрывает две формы поведения: обижается и выходит из игры, соглашается с предложениями партнеров;
воспитатель организует игру детей, совместно выбирается роль, которую можно считать главной, обсуждается, что должен делать главный, а что – подчиненные, после чего выбираются дети на разные роли, все это проигрывается с последующим обсуждением поведения главных и второстепенных героев.
Обучение выходу из конфликтных ситуаций:
Витя и Петя заспорили в игре, кто из них будет шофером, кто –пассажиром. Ты – Витя, а ты – Петя, как вы договоритесь, кто кем будет;
Наташа и Женя заспорили, кто из них будет мама, а кто – дочка. Как помочь им договориться? В этой ситуации можно разыграть роли.
Рефлексия
Главным и основным требованием при проведении различных игр является регулярная рефлексия. Эмпирическое познание происходит, когда подросток возвращается к проделанному упражнению, анализирует, что он чувствовал, что происходило в группе, как этот опыт может быть связан с другими аспектами его жизни и, наконец, как результат заключает, что он будет делать в будущем иначе.
Миксеры
Это игры (упражнения), которые служат для поднятия настроения, снятия психологического барьера, знакомства /9/.
Гусеница: группа становится в линию. Каждый из группы передает свою руку тому, кто стоит сзади. Для этого играющие расставляют ноги на ширину плеч и подают руку назад между своих ног. При этом каждый также берет руку стоящего впереди. Группа начинает двигаться назад до тех пор, пока все не лягут на пол. Затем группе предлагается вернуться в исходное положение в обратном порядке.
Обувная фабрика: все снимают обувь и кладут ее в центр круга, каждый участник надевает два разных ботинка и пытается поставить ногу рядом с ногой обутую в парную обувь.
Это мой нос: что Вы ответите человеку, который указывает на свой локоть и говорит: «Это мой нос?» Ну, Вы можете показать на свою голову и сказать: «Это мой локоть?» Тогда он, возможно, покажет мне свою ступню и скажет: «Это моя голова!» Это новая игра и тест на координацию рук и глаз, который показывает, на сколько долго Вы можете продержаться, называя части тела, которые только что показал Ваш партнер, и в то же время, указывая на другую часть своего тела.