В плане действий по осуществлению Всемирной декларации ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы декларируется положение о необходимости создания детям, подросткам условий для определения себя как личности и реализации своих возможностей, для подготовки к жизни в свободном обществе, которая состоит в умении быть ответственным за себя, за других, что во многом обеспечивается лидерскими качествами. Для того, чтобы подростки смогли в будущем эффективно использовать свои возможности, необходимо помочь им сегодня достичь того уровня социальной зрелости, который определит их потребность развить в себе лидерские качества, занять активную жизненную позицию. Эту задачу можно решить только при объединении усилий всех специалистов, работающих с детьми.
Детский оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена психолого-педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение в творческую деятельность; созданию условий для каждого члена временного детского коллектива стать лидером в избранной им сфере деятельности. Главное требование – личностно-ориентированный подход к каждому ребенку и учет особенностей ситуации развития.
Формирование лидерской позиции - это формирование активного отношения к жизни, развитие способности рефлексировать, оказывать влияние на людей, превращая их в единомышленников, направляя их усилия на достижение общих социально значимых целей. Лидерская позиция характеризуется ответственным отношением к себе, другим членам группы, людям, природе, миру; готовностью взять на себя ответственность при решении проблемных ситуаций.
Эффективность работы по формированию лидерской позиции подростка связана с реализацией следующих составляющих:
Во-первых, адекватное поставленной задаче содержание смены;
во-вторых, оптимальная форма организации смены;
в-третьих, профессионализм специалистов, работающих с детьми в лагерях.
Формирование лидерской позиции подростков может осуществляться в рамках:
1- тематической, специализированной смены, на которую, как правило, дети приезжают целенаправленно (специально отобранные ребята, социально одаренные дети, лидеры детских организаций, школьные активы и т.п.).
2 – обычной смены, обеспечивающей условия для реализации потребностей детей ( в общении, физической активности, познании) , соответствующих возрасту участников смены и возможностям лагеря. Это достигается за счет усиления позиции самостоятельности, активности, ответственности ребят при проведении мероприятий смены, обучения методам рефлексии, групповой работы и т.д.;
3- комбинированной смены за счет включения в обычную смену непродолжительных по времени лидерских программ, сюжетно-ролевых игр, инициаций , создания органов самоуправления и т.п.
Контроль за предполагаемыми результатами программы, мероприятий может осуществляться в виде анкетирования, тестирования, анализа продуктов деятельности подростков (и вожатых) до и после программы; поэтапно во время работы методом наблюдения и анализа вербальных форм общения и выражения мнения участников программы. Полезную информацию об эффективности программы можно получить при изучении и анализе изменений социальной мотивации в ходе программы, уровня эмоций по отношению к социально-полезной деятельности; активности и самостоятельности подростков. Если есть возможность, то следует проводить оценку отсроченных результатов (последействие ).
В данном пособии собраны материалы, касающиеся именно аспектов, связанных с формированием лидерской позиции, которые могут быть использованы при проведении любой смены. Педагог-организатор, вожатый, специалист может по своему усмотрению комбинировать блоки занятий, исходя из поставленных целей.
Структура пособия определяется следующими положениями:
1. Для работы с детьми из регионов, пострадавших от аварии на ЧАЭС, специалистам необходимо знать особенности ситуации развития такого ребенка, его психологический статус: «Раздел I. Особенности лидерства в подростковых группах в регионах “Чернобыльского следа”
2. Профессионализм специалиста , работающего по программам, подпрограммам лидерской направленности, помимо определенного объема психолого-педагогических знаний, требует расширенного кругозора по вопросам лидерства. Это необходимо прежде всего для осуществления осознанной деятельности; понимания научной, методической, популярной литературы по лидерству, так как многообразие терминов и их неоднозначность даже в определении лидера и лидерства, может ввести в заблуждение. Кроме того, подростки могут быть очень любопытными…. Поэтому в пособии отводится месту разделу под названием «Раздел II. Теоретический минимум. Лидерство как фактор функционирования группы»
3. Реализация лидерских программ требует знаний особенностей протекания процессов лидерства в детских коллективах и психолого-педагогических методах его стимулирования «Раздел Ш. Лидерство в детском коллективе»
4. Помощь в составлении и написании собственной программы смены может оказать знакомство с лидерскими программами, разработанными учеными, специалистами детских оздоровительных лагерей, апробированными на практике в течение ни одного года: «Раздел IV. Обзор программ с лидерской тематикой для детских оздоровительных лагерей»
5. Потребность подростков, участвующих в лидерских программах, в самопознании может быть удовлетворена с помощью специально подобранных методик и рекомендаций по ее итогам. Результаты тестирований (лидерские профили) могут также являться для педагога-организатора обоснованием для проведения индивидуальной и групповой работы «Раздел V. Психолого-педагогическая диагностика »
6. Естественная потребность детей в играх; организация обучения, развития через развивающую предметно-игровую среду может быть реализована с помощью материала, представленного в следующем разделе
«Раздел VI. Игры на выявление подростков с лидерской позицией, формирование коллектива”
7. Лидерские программы, особенно специализированные, как показывает практика, предполагают проведение различных школ для подростков: школы лидера, школы общения, школы посредников и т.п., дискуссий, серьезных разговоров. Методический материал (по понятным причинам ограниченный по объему), позволяющий организовывать такую работу собран в последней части пособия
«Раздел VII. Методический материал для проведения занятий, обсуждений, диспутов, круглых столов»
1. Концепция комплекса «жертвы» В.С.Мухиной;
2. Лидерство в учебных группах в регионах «Чернобыльского следа»;
3. Требования к содержанию лидерских программ.
Дети и подростки, проживающие на территории, пострадавшей от аварии на ЧАЭС, по мнению специалистов находятся в настоящее время в ситуации «социальной депривации», которая во многом определяет социально-психологический статус их личности.
Многочисленные психологические и социологические исследования показывают наличие позиции «жертвы», сущность и причины возникновения которой разработала в своей концепции акад. РАО В.С.Мухина. По ее мнению появление комплекса «жертвы» связано с тем, что актуализация проблем человека, связанных с депривацией реализации его потребностей в ситуациях глобальных катастроф, осуществляется прежде всего в масштабах социального пространства. Человеческое общество в своей культуре выработало традиции по жизнеобеспечению пострадавших от стихийных, техногенных и прочих катастроф. Пострадавшие получают медицинское обслуживание, материальную и прочую поддержку, обеспечивающую выживание человека как индивида. Однако, необходимая и оправданная для всех категорий пострадавшего населения государственная, общественная и межгосударственная помощь (льготы, пособия, участие в судьбе – непосредственное, через средства массовой информации и др.) психологически имеет и позитивную сторону – человек укрепляется чувством, что он не брошен в беде, не одинок, согрет вниманием и заботой; и негативную – у человека быстро формируется потребительская позиция, ослабляющая его личное начало, лишающая его инициативы и ответственной обращенности в будущее.
Последствия аварии на ЧАЭС привели к нарушению равновесия в природе, социуме, здоровье и психическом статусе людей. Но с течением времени многие негативные последствия этой катастрофы начали компенсироваться. Жизнь постоянно берет свое, и люди не могут долго оставаться фиксированными на негативных эмоциях. Человек возвращается к своей повседневной жизни, мобилизует все силы для преодоления последствий катастрофы. Однако, наряду со стремлением к активности и самостоятельности сосуществует тенденция к расслаблению и иждивенчеству. В условиях отечественной культуры нельзя ожидать быстрой психологической реабилитации, и не только из-за отсутствия в нашем общественном самосознании идеи личности, ответственной за себя и других в любых жизненных ситуациях.
Наше общественное самосознание приучено возлагать ответственность на силы, находящиеся вне человека. Но только личность, сознающая свою ответственность за все происходящее, способна преодолеть все преграды на своем пути и изменить жизнь к лучшему. Позиция пассивного ожидания закрепилась в самосознании народа, поэтому в России легко соглашались на статус «жертвы».
Этот феномен формирования позиции жертвы можно наблюдать, изучая социально психологические последствия аварии на ЧАЭС. В процессе многочисленных исследований были сделаны следующие выводы (результаты мониторингов и исследований в рамках Федеральной целевой программы «Дети Чернобыля»):