Смекни!
smekni.com

Представление молодежи о приоритетах общественного развития и предпочтительной для россии модели государственного устройства (стр. 13 из 21)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, если суммировать результаты исследования, то как будет звучать ответ на вопрос о том, в каком обществе хотела бы жить молодежь России?

Прежде всего - не в таком, как нынешняя Россия, по отношению к которой молодеж испытывает отчуждение, воспринимая ее как царство бездуховности, криминала и коррупции. Виновником такого положения дел выступает для молодых россиян руководство страной - Президент, Правительство, Государственная дума.

Почему же молодые россияне настолько недовольны нынешним состоянием дел в своей стране?

Как показывают результаты исследования, причины этого недовольства носят двоякий характер. Во-первых, и это лежит на поверхности, оно обусловлено их материальным положением. С другой стороны, недовольство молодых россиян властью, недоверие к ней и убеждение в ее вредоносности для России связано с особенностями макрополитики, осуществляемой государством.

Российская социокультурная модель взаимоотношений человека и общества предполагает приоритет интересов общества, выразителем которых выступает государство, но с правом личности отстаивать свои интересы, а также необходимостью учета государством при выработке общего направления развития общества всего многообразия интересов его членов. Личные свободы и демократические формы организации общественной жизни и разрешения конфликтов хотя и важны для значительной части молодых россиян, но все же не являются решающими.

Это принципиально иная модель взаимоотношений личности и государства, нежели существующая в Западной Европе, где государство заботится не об абстрактном “благе народа”, а выступает гарантом интересов именно личности в её взаимоотношениях с обществом. Такая модель взаимоотношений государства и личности, имеющая в качестве отправной точки общность, а не личность, тяготеет скорее к восточной, нежели к западной цивилизации. Однако это не означает тяги к тоталитарному обществу.

Во-первых, легитимно для молодых россиян будет только такое государство, которое будет соблюдать прежде всего интересы общности, отражаемой понятием “народ”. И только законы такого государства молодежь признает справедливыми и готово будет соблюдать. Нет нужды говорить о том, как далека такая модель, составляющая социальный запрос молодежи к власти, от того, что сейчас имеет место в России, где государство и общество живут в двух непересекающихся плоскостях, и отчуждение молодежи от власти все больше нарастает.

Во-вторых, демократия для молодежи России значимая ценность. Особенно важны для нее такие важнейшие демократические ценности как равенство всех граждан перед законом, свобода слова и печати, независимость суда, свободные выборы органов власти и т. д. Однако инструментальные ценности демократии, позволяющие отстаивать свои гражданские, и не только гражданские права, ею в сущности пока не освоены, да они при характерной для россиян модели государства и взаимоотношений общества и личности не очень-то и важны.

Наконец, в-третьих, молодежь отвергает любые радикальные способы общественного переустройства. Напротив, отвращение молодежи к социальным экспериментам и приверженность эволюционному пути развития являются фактором, консолидирующим представителей ее различных групп, за исключением относительно немногочисленных сторонников экстремистских течений. Причем “ненасилие” выступает как требование и по отношению к самому населению, и по отношению к государству. По мнению молодежи, все конфликтные ситуации должны регулироваться с позиции права, только в этом случае власть будет признана демократичной.

Что касается экономической основы того общества, в котором им хотелось бы жить, то молодые россияне считают, что все стратегические отрасли и отрасли социальной сферы, гарантирующие здоровье и благополучие нации, должны находиться под контролем государства. С другой стороны, в ряде отраслей нестратегического характера или связанных с удовлетворением повседневных потребностей людей большинство считает необходимым наличие смешанной экономики. Это относится к торговле, строительству и эксплуатации жилья, средствам массовой информации, сельскому хозяйству, дорожному строительству, финансовой сфере, пищевой промышленности и т.п., а также к малым и средним предприятиям в других отраслях.

Целью общественного развития, в том числе и экономического, должны быть, с ее точки зрения, социальные, а не экономические приоритеты. И даже если на практике этот приоритет социальных функций государства над экономическими будет означать относительное снижение эффективности деятельности экономики по сравнению с возможностями её развития при выборе либеральных приоритетов, у молодежи это встретит большую поддержку, так как в большей степени будет соответствовать ее представлению о том, зачем вообще нужно государство.

Таким образом, предпочтительной для молодежи является такая модель общества, которая наиболее точно передается понятием “социального государства”. В ценностном плане основой этого “социального государства” выступает не индивидуальная свобода, а идея “общего блага”. Таким образом, эта модель “государства всеобщего благоденствия”, органически сочетает, с одной стороны, активную роль государства в экономике и сильную систему социальной защиты, а с другой стороны, – невмешательство государства в частную жизнь граждан, смешанную экономику, политические и гражданские свободы.

В свете этого совершенно естественно, что большинство молодежи явно не устраивает тот факт, что государство практически исчезло из социальной (в широком смысле слова) сферы. То есть ситуация, при которой в своей повседневной практике люди не “находят” государство там, где привыкли его находить – в обеспечении гарантий выплаты зарплаты, пенсий, социальной защите инвалидов и малоимущих, борьбе с преступностью и т. д., воспринимается как противоестественная. Причём молодежь не может понять, то ли государство целенаправленно уклоняется от своих обязанностей, то ли оно уже не в состоянии обеспечивать нормальное функционирование социальной сферы общества. Отсюда высокий уровень претензий к государству.

Подчеркивая тот факт, что консолидированной ценностью большинства молодежи становится идея сильной государственности, важно вместе с тем учитывать, что представители различных идейно-политических течений вкладывают разный смысл в само это понятие. Если для традиционалистов (коммунистов, социал-демократов и сторонников самостоятельного русского пути) государственность, понимаемая как державность, есть категория “высшего порядка”, то для либерально ориентированной части населения (“либералов” и “центристов”) отношение к государству носит принципиально иной характер: для них это инструмент, способный обеспечить приемлемые условия жизни и труда здесь, в России, не допустив окончательного ее сползания на периферию мирового развития. При этом из пяти основных идейно-политических течений, существующих в России, четыре (кроме коммунистов) выступают за экономику с достаточно мощным частным сектором. Зато в социокультурной сфере, сфере значимых ценностей сторонники самостоятельного русского пути, социал-демократы и коммунисты выступают носителями специфически российского менталитета. Либералы же и центристы в большинстве своем ориентированы на западную модель общественного развития, при этом для либералов этот выбор связан прежде всего с идеологическими и ценностными факторами, а для центристов – с утилитарно-бытовыми.

Таким образом, сложившаяся в России идейно-политическая дифференциация внешне весьма напоминает традиционный политический спектр в большинстве государств с развитой политической системой, особенно европейских, где давно существуют свои “левые”, “правые”, а также “новые левые”, “новые правые” и “центр”. Однако для России, как для переходного общества, идейно-политическое деление имеет существенно иной мотивационный характер, а за внешне рациональным выбором стоят значительные социокультурные различия.

Молодые россияне предъявляют сейчас власти достаточно жесткий “социальный заказ”, еще более актуализирующийся в условиях переживаемого Россией кризиса. Черты этого “социального заказа” достаточно отчетливо просматриваются уже сейчас и включают: