Таким образом, исследование, демонстрирующее роль православных священнослужителей в формировании нравственных идеалов, раскрывающее содержание данных идеалов является крайне актуальным как общества, демонстрируя ему работу одного из самых значимых общественных институтов, так и для самой Русской Православной Церкви, позволяя ей детально рассмотреть один из самых важных механизмов своей деятельности.
Целью данного исследования является определение роли православного духовенства в формировании мировоззрения и нравственных идеалов православных россиян.
Результаты исследования должны способствовать формированию оптимальных социальных технологий для институтов гражданского общества и органов власти г. Москвы, направленных на укрепление в общественном сознании ценностей гуманизма, отвечающих традициям солидарности и гражданского согласия, а также эффективных мер противодействия идеологиям расизма, ксенофобии и других форм экстремизма на этнической и религиозной почве.
Для достижения цели исследования необходимо выделить два этапа в методологии исследования, которые дополняют и углубляют друг друга: качественный и количественный. Эти два этапа направлены на решение разных задач исследования посредством разных методологических принципов и методических инструментов.
В количественном исследовании планируется решить следующие задачи:
· Выявить нравственные идеалы православных россиян.
• Определить авторитетных и уважаемых людей, нравственные идеалы православных россиян как среди современников, как и среди современных литерных и кино героев.
· Определить систему ценностей православных россиян.
· Определить круг проблем, по которым православные россияне обращаются к священнослужителям.
· Выявить степень влияния православного духовенства на формирование мировоззрения и нравственных идеалов россиян.
• Определить регулярность обращения православных россиян к священнослужителям по вопросам, связанным с решением жизненных проблем.
• Выявить уровень воцерковленности и частоту личных контактов между священнослужителем и прихожанином.
Исследование, следующее методологии качественного исследования, нацелено на получение информации о глубинной мотивации индивидов, развернутой и подробной информации о предмете исследования. Сбор информации в ходе исследования производится в свободной форме; исследование фокусируется не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных, описывающих причинно-следственные связи.
Полученные в ходе качественного этапа данные не подлежат количественному анализу, они отвечают не на вопрос «сколько?», а на вопросы «что?», «как?» и «почему?» воспринимается индивидами. Качественный подход востребован в ситуации, когда необходимо получить информацию по плохо изученной проблеме, когда необходимо выяснить сложные мотивы, особенности восприятия и отношения индивидов.
В ходе качественного этапа исследования планируется решить следующие задачи:
· Определить авторитетных и уважаемых людей в представлении священнослужителей.
• Определить референтные лица, лидеров мнений, духовных лидеров: выявить людей, воспринимаемых как образцы высоконравственного поведения (среди современников как реальных, так и вымышленных).
• Выявить мотивы, по которым именно эти люди являются референтными лицами, и те нравственные ценности, образцом служения которым является названный лидер.
• Выявить каналы информирования священнослужителей об этих лидерах и их качествах.
· Выявить нравственные идеалы, используемые православными священнослужителями в духовном воспитании россиян.
• Выявить нравственные идеалы в виде представлений о лидерах (среди современников как реальных, так и вымышленных, а также среди литературных и киногероев), которые используют священнослужители в процессе общения с прихожанами.
• Определить круг проблем, по которым священнослужители чувствуют себя вправе наставлять прихожан, приводить в пример различные нравственные идеалы и т.д.
· Выявить степень влияния православного духовенства на формирование мировоззрения и нравственных идеалов россиян.
• Раскрыть сферы жизнедеятельности человека, по которым чаще всего происходит общение священнослужителя и прихожан.
• Сравнить содержание нравственных идеалов священнослужителей с содержанием нравственных идеалов прихожан в рассматриваемых сферах жизнедеятельности человека.
• Выявить степень сходства в содержании нравственных идеалов священнослужителей и в содержании нравственных идеалов прихожан в рассматриваемых сферах жизнедеятельности человека.
• Выявить степень и содержательные различия в содержании нравственных идеалов священнослужителей и в содержании нравственных идеалов прихожан в рассматриваемых сферах жизнедеятельности человека.
• Выявить частоту личного общения прихожан и священнослужителя.
Выявление и анализ реальных нравственных идеалов православных россиян и определение влияния православного духовенства на формирование мировоззрения россиян позволит раскрыть связь в общественном мнении религии и нравственности. Результаты исследования могут быть использованы при выработке стратегии по формированию ответственного общества, построенного на нравственных идеалах.
Одна из основных задач данного исследования - выявление нравственных идеалов православных верующих: как священнослужителей, так и прихожан. Энциклопедия социологии определяет идеал следующим образом: идеал (греч. Idea - образец, норма) - идеальный образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы, а также как «представление о нравственном совершенстве» и «высший моральный образец».[3]
Понятие идеала заимствовано социологией из философии, где как самостоятельное понятие было осмыслено довольно поздно. Впервые понятие идеала было введено в теорию Иммануилом Кантом. По его мнению, человеческий разум обладает не только идеями, но и идеалами, которые «обладают практической силой (как регулятивные принципы) и лежат в основе возможности совершенства определенных поступков»[4]. Кант замечательно передает роль идеала в жизни отдельного человека: «и у нас {людей} нет иного мерила для наших поступков, кроме поведения этого божественного человека в нас {идеала}, с которым мы сравниваем себя, оцениваем себя и благодаря этому исправляемся, никогда, однако, не будучи в состоянии сравняться ним»[5]. Основным качеством идеала по Канту, помимо регулятивного характера действия, является его невозможность быть сформированный вне целеполагания, то есть возникновение идеала возможно только применительно к явлениям, которые могут выступать целью. Регулятивный характер действия идеала в мировоззрении людей раскрывается в форме нравственного кодекса, характеризующегося верой в правоту выбранных идей. В поведении человека это отражается в форме «выбора цели». Таким образом, Кант чрезвычайно точно отметил основные свойства нравственного идеала, как составляющей нравственного сознания человека.
Структура нравственного сознания человека
Системное изучение нравственного сознания личности, частью которого являются нравственные идеалы, лежит на стыке социологической и психологической науки, где психологи стараются выявить особенности взаимодействия уровней нравственного сознания человека, а социологи – раскрыть социально-обусловленные способы конструирования и функционирования элементов нравственного сознания. Однако, можно говорить о том, что в социальной психологии сформировался общий подход к пониманию ряда элементов структуры нравственного сознания.
Нравственное сознание представляют[6] как сложную систему различных элементов нравственного сознания, упорядоченную иерархически в зависимости от глубины отражения нравственных явлений. Внизу иерархии находятся элементы нравственного сознания, относящиеся к его обыденному уровню – это нравственные нормы, оценки, обычаи и привычки, отражающие обыденные, изо дня в день практикуемые отношения с людьми (см. Рис. №1). На вершине иерархической структуры, на так называемом теоретическом уровне нравственного сознания, находятся нравственные понятия, концепции, способы освоения мира, отражающие глобальные нравственные проблемы. Теоретическому нравственному сознанию присуща более высокая степень абстрагирования, и Акмамбетов Г.Г. определяет его как «систему о должном, об идеале, о смысле жизни». Таким образом, объектом нашего исследования является нравственное сознание личности, а интересующим в первую очередь предметом рассмотрения – его теоретический уровень, где функционируют нравственные идеалы современных россиян. Далее рассмотрим структуру нравственного сознания, его элементы и место среди них нравственных идеалов подробнее.
Рис. №1. Структура нравственных ценностей.
На данный момент в науке нет единого мнения ни о структуре нравственного сознания, ни о строгом разделении элементов по уровням, однако все исследователи сходятся в том, что нравственное сознание: - «это не только система уровней, но и целостность, где все взаимосвязано и где каждый элемент получает смысл лишь в особой связи с другими элементами»[7].