Смекни!
smekni.com

Проекта (гранта) (стр. 25 из 36)

Проблеме восприятия священнослужителей Русской Православной Церкви практически не уделяется внимания в социологической литературе. Большинство рассмотренных нами исследований, которые, как правило, используют опросные методики, сконцентрированы на вопросах отношения православных к Русской Православной Церкви как социальному институту, функционирующему в современном российском обществе. В частности эти исследования направлены на выявление мнения православных относительно вопросов взаимодействия Русской Православной Церкви с государством, институтами образования, социальной функции церкви в обществе. Однако, оставаясь на абстрактном уровне исследования отношения к церкви как социальному институту, социологи не конкретизируют свое внимание на структуре восприятия православными церкви и священнослужителей, формирующейся на основании опыта взаимодействия со священнослужителями, различных источников информации, воспитания в семье и т.д. Исключение составляют статьи И.Г. Каргиной, И. Забаева и К. Белоусова и Н. Зелянской, которые мы рассмотрим подробнее.

Статья И.Г. Каргиной[19] посвящена проблеме преобладания среди верующих людей, не участвующих в активной религиозной деятельности (посещение церкви, соблюдение обрядов, чтение религиозной литературы и т.д.). Интерес этой статьи заключается в том, что автор, обращаясь к проблеме невоцерковленных верующих и используя обычно применяемые в рамках данной проблематики методы опроса, стремится выявить и проанализировать опыт взаимодействия респондентов с прихожанами и священнослужителями как фактор, объясняющий причины их исключения из активной религиозной жизни. Отметим, что анализ опыта взаимодействия респондентов со священнослужителями и церковными общинами обычно ускользает из поля зрения исследований, использующих методы опроса.

Отталкиваясь от материалов эмпирического исследования, проведенного в 2000 году[20], И.Г. Каргина попыталась выявить факторы, лежащие в основе мотивации неучастия в активной религиозной жизни той части христианских верующих, которые не являются прихожанами какой-либо конкретной церковной общины, или церкви[21]. Для выполнения этой задачи респонденты были разделены на две группы: первая — верующие, которые никогда не были прихожанами церкви и никогда не посещали церковь регулярно. Вторая группа состояла из верующих, которые были прихожанами какой-либо христианской церкви некоторое время, но к моменту опроса перестали посещать церковь регулярно. Респондентам были заданы открытые вопросы[22], направленные на выявление причин их неучастия в церковной жизни. Для того чтобы понять, насколько обоснованными окажутся суждения верующих, с целью всестороннего (по возможности) изучения проблемы, дополнительно были опрошены священнослужители и неверующие. По первой подгруппе верующих было опрошено 430 респондентов, по второй - 460; из числа церковных служителей - 64 священника; группа неверующих респондентов составила - 230 человек. Всего в рамках данного исследования было опрошено 1184 человека.

Среди причин неучастия в церковной жизни, приведенных первой группой респондентов, были следующие: 1) отсутствие времени и убежденность в том, что можно оставаться верующим и без активного участия в жизни церкви; 2) отсутствие времени; 3) отсутствие доверия к церкви как организации. Последняя причина часто была обусловлена непосредственным опытом столкновения респондентов с церковными общинами и священнослужителями. Респондентам был также задан вопрос о том, что нужно изменить в современной церковной организации, чтобы они вновь стали посещать храмы. 43,7% ответили, что ни при каких условиях не будут посещать храм. Остальные 56,3% высказали следующие пожелания: "церковь должна быть более открытой, с меньшей легкостью осуждающей недостатки других"; "церковь не должна ограничивать свободу мышления, но помогать человеку познать себя, найти себя, а не заваливать сознание человека еще большими заблуждениями и хаосом"; "должна присутствовать искренность внутри церкви, правдивость"; «чтобы не было фанатизма и принуждения, чтобы церковь "не ломала" прихожан»; "церковь не должна вызывать у меня подозрений и отличаться от того, что сказано в Библии"; "чтобы батюшка был человеком, заслуживающим доверия, честным, искренним, интересующимся людьми и их потребностями"; "она должна быть милосердной, понимающей". 13 человек (5,4% давших ответ на вопрос) высказали мнение "дело во мне", 12 человек (4,9%) - "церковь должна иметь хорошее здание"; 7 (2,9%) человек - "церковь никогда не изменится, никакого желания постоянно посещать ее нет, только изредка"[23]. Вторая группа респондентов, основное отличие которой от первой группы заключалось в опыте длительного взаимодействия с церковной общиной (от 6 месяцев до 10 лет), назвала идентичные причины ухода из активной церковной жизни.

На основании полученных эмпирических данных автор делает вывод о том, что «по мнению большинства опрошенных верующих, ушедших из церкви и не являющихся членами какой-либо церкви, особенности внутрицерковной организации, характер межличностных и межконфессиональных отношений, сложившиеся в современных церквах, в целом, не являются привлекательными. Причем выделенные признаки оказывают существенное влияние на мотивацию верующих и выступают в качестве основной причины нежелания верующих регулярно посещать какую-либо церковь, принимать участие в ее жизни в качестве постоянных членов общины»[24].

Если статья И.Г. Каргиной демонстрирует значимость непосредственного социального опыта взаимодействия с церковной общиной в формировании отношения к священнослужителям, а также мотивации к вхождению в активную религиозную жизнь, то исследование И. Забаева[25] показывает, каким образом священнослужители и церковная община влияют на мировоззренческие установки и нравственные идеалы верующих. Взяв за основу анализ протестантской этики М. Вебера, И. Забаев стремится в своей работе проследить, каким образом православное мировоззрение влияет на хозяйственные практики верующих. В качестве эмпирического материала автор использует анализ православной литературы, посвященной вопросам поведения мирян и священнослужителей, а также неформальные интервью и записи полевых наблюдений за жизнью в монастырских общинах. Интересно отметить, что исследование И. Забаева — один из немногочисленных примеров анализа взаимодействия православных верующих со священнослужителями в рамках церковной общины, использующего качественные методы. Социологические работы, посвященные социальной организации внутри общин и взаимодействию духовных лидеров с прихожанами[26], в основном анализируют различные протестантские церкви и НРД[27]. Подобное положение дел, на наш взгляд, является существенным упущением, так как качественный анализ позволяет прояснить организационную структуру локальных церковных общин и способы их воздействия на нравственные и мировоззренческие установки. Примером эффективности исследования подобного рода как раз является, как мы попытаемся продемонстрировать дальше, работа И. Забаева.

Основным объектом его исследования выступили монашеско­послушнически-труднические общины монастырей Русской Православной Церкви. Свой выбор объекта исследования автор обосновал стремлением «проанализировать православные общины, которые связаны с хозяйством и управляются “точно православными”. Наиболее распространенной формой подобной общины является община монастыря»[28]. Кроме того, в отличие от других религиозных конфессий, Русская Православная Церковь управляется монахами, занимающими ключевые позиции в организационной структуре, что обуславливает преобладание монашеского мировоззрения в поведенческих и нравственных установках православия: «монастырь в православии является не только нравственным ядром, а монахи – не только идеалом нравственности… Монахам в русском православии – в отличие, например, от католичества, принадлежит еще и управление церковью: епископом может быть только монах – в отличие, на­пример, от католичества»[29]. Автором были обследованы сообщества 8 монастырей, а также проведено 41 неформализованное интервью.

Одним из ключевых вопросов исследования И. Забаева являлось реальное использование православной этики в вопросах хозяйствования. Поэтому автор начинает свой анализ с наблюдения монастырской жизни и способов разрешения хозяйственных вопросов членами монастырского сообщества. В ходе исследования И. Забаев выяснил, что вопросы хозяйствования решаются священнослужителями, занимающими высокие позиции в монастырской общине и обладающими опытом и непререкаемым авторитетом. Кроме того практики хозяйствования вписаны в религиозный образ жизни и связаны тесным образом с представлением о религиозной функции труда. Верующий, чтобы достигнуть спасения, должен заполнять свое свободное время трудом. Труд позволяет, во-первых, верующему дисциплинировать себя. Во-вторых — избавляет его от греховных мыслей. Таким образом, труд оказывается основным способом (наряду с молитвами и отправлением религиозных обрядов) организации жизни в монастырских общинах.