Образовавшаяся лакуна приводит к парадоксальной ситуации: с одной стороны, православные верующие в социологической литературе рассматриваются как реальная социальная группа, формирующая собственный комплекс религиозных, социальных и нравственных установок. С другой стороны, исследователи практически не принимали попыток исследовать социальную структуру этой группы и выявить факторы, которые позволяют рассматривать верующих как отдельную социальную категорию. Однако, как показывает материал опросных исследований, эта социальная группа неоднородна: существуют различные типы формирования религиозной самоидентификации, варьирующиеся от абстрактного уровня религиозной принадлежности («я верующий, потому что верю в высшие силы» или «я православный, потому что я русский») до практического уровня участия в церковной жизни и отправлении религиозных обрядов. При этом варьируется и степень воздействия религиозного мировоззрения на социальные и нравственные установки верующих: отождествление себя как православного исходя из этнического или общекультурного критерия (я православный, потому что я русский), еще не означает, что респондент руководствуется в своих действиях нравственными установками православной морали. Его действия могут определять совершенно другие факторы: школьное образование, семейное воспитание, профессиональный опыт и т.д.
Отсюда собственно проистекает неопределенность опросных исследований в интерпретации структуры восприятия Русской Православной Церкви. Отношение к Русской Православной Церкви как социальному институту и священнослужителям как его представителям может формироваться из вторичных источников информации (СМИ, ближайшее окружение). Или может проистекать из личного опыта взаимодействия с локальными церковными общинами, который переносится индивидами на обобщенное восприятие Русской Православной Церкви в целом. Негативное или позитивное восприятие Русской Православной Церкви может проистекать из обоих источников формирования установок в отношении институтов церкви.
На фоне вышеизложенной ситуации особенно удивительным представляется тот факт, что из поля зрения социологической аналитики ускользает влияние общины как социальной организации и социальных сетей верующих на формирование предпочтений и самоидентификации индивидов, вовлеченных или стремящихся приобщиться к церковной жизни. Тем самым социологи не дают ответа на вопрос о том, каким образом религиозная вовлеченность, осуществляемая на локальном уровне, определяет восприятие институтов церкви и на более общем уровне определяет формирование социальных и нравственных установок. Однако исследования И. Забаева и И.Г. Каргиной демонстрируют значимость практического участия в жизни церковной общины в организации опыта индивида и его восприятия реальности. Церковная или монастырская община являются привилегированным объектом исследования, позволяющем выявить механизмы влияния религиозного мировоззрения на формирование социальных и нравственных установок, а также описать православных верующих как реальную социальную группу, руководствующуюся в своем повседневном поведении религиозными и нравственными установками.
Анализ литературы по проблеме взаимоотношений Русской Православной Церкви и россиян
принципы и способы взаимодействия Русской Православной Церкви с обществом, из общей массы разрозненных статей, представляющих личные точки зрения, как представителей духовенства, так и светских публицистов на этот вопрос, были выделены несколько основополагающих документов. В этих документах в обобщенном виде содержится представления о способе взаимодействия между россиянами и Русской Православной Церковью. Сведения о том, как себе представляет взаимодействие с россиянами Русская Православная Церковь содержаться в документе под названием «Основы социальной концепции Русской православной церкви»[32]. Этот официальный документ был принят юбилейным Архиерейским собором 13-17 августа 2000 г.
Информация об ожиданиях и представлениях самих россиян о способе взаимодействия между различными сферами общественной жизни государства и Русской Православной Церковью, а также об оценке осуществляемого в настоящее время взаимодействия, была получена из аналитического отчета о проведенном исследовании социологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: «Отношение российской молодежи к Русской Православной Церкви».
Отталкиваясь от «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», мы сопоставили основные цели и способы взаимодействия Русской Православной Церкви с обществом, постулируемые в этом документе, с теми целями, которые должна выполнять церковь по мнению россиян, а также их оценками эффективности исполнения церковью своего предназначения. Далее представлены параграфы, в которых описаны основные области взаимодействия церкви с обществом.
Согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» взаимоотношения между церковью и государством должны быть основаны на модели симфонии, установленной в Византии. Всякая государственная власть установлена Богом для поддержания порядка в обществе. Поэтому миряне должны уважать действующую власть и быть достойными гражданами, кроме тех случаев, когда государственные решения противоречат основным христианским заповедям. Но всякая мирская власть является несовершенной, так как основана и функционирует в мирском обществе. Церковь же служит, прежде всего, совершенному божественному порядку. И чем в большей степени государственные деятели соотносятся в своих действиях с христианскими заповедями, тем более они способствуют совершенствованию мирского государства. Таким образом, совместное сотрудничество Русской Православной Церкви и государства, которое, однако, основывается на невмешательстве в дела друг друга и взаимном уважении, способствует процветанию всего общества.
Церковь должна уважать законы государства, если они не противоречат христианским заповедям, и не вмешиваться в государственные дела. Так, священнослужители не имеют права входить в законодательные и исполнительные органы власти. Однако церковь может взаимодействовать с государством на общественном уровне, донося до его представителей нужды и чаяния прихожан. Церковь может участвовать вместе с представителями государственной власти в инициативах, которые способствуют улучшению жизни в обществе.
Согласно социологическому исследованию, более половины молодежи (61,1 %) считает необходимой деятельность Церкви по защите интересов людей во взаимоотношениях с государственной властью. Еще чуть более четверти молодых людей (27,7 %) затруднились ответить на вопрос, стоит ли Русской Православной Церкви защищать перед государственной властью нужды народа. Только 11,5 % молодежи считают, что это не та задача, которую Церкви стоит решать. В целом, уровень отрицания необходимости уделять внимание задаче защиты интересов народа низкий (как среди воцерковленных молодых людей, так и среди молодежи, не идентифицирующей себя с православием). Несмотря на высокий уровень одобрения молодежью защиты Русской Православной Церковью интересов людей перед государственной властью, практически половина молодых людей (45,7 %) не осведомлены о том, каким образом Церковь на данный момент выполняет эту задачу. Еще треть молодежи считает, что Церковь задачу защиты интересов граждан решает в целом не очень эффективно.
Оценивая желаемую близость между Русской Православной Церковью и государственной властью, молодые люди не были единодушны. 30,6 % молодежи согласны с тем, что мнение Патриарха Московского и всея Руси должно учитываться при решении государственных вопросов. Еще треть молодых людей (34,3 %) затруднились с ответом на данный вопрос, а 35,1 % молодежи в целом, не согласны с тем, что мнение Патриарха необходимо учитывать при решении государственных вопросов.
Можно сказать, что в глазах молодежи православное вероисповедание Президента РФ – скорее достоинство, чем недостаток. Среди всей молодежи России практически половина в целом согласна с тем, что Президент России обязательно должен быть православным.
Согласно «Основам социальной концепции Русской православной Церкви», семья является основой духовных отношений и образом церкви в мирской жизни. Брак между мужчиной и женщиной является не только юридическим и гражданским актом, но также религиозным таинством. Кроме того, семья является основой нравственного здоровья общества и нации: взаимная любовь родителей и их ответственность в воспитании детей способствует укреплению нравственного мировоззрения у подрастающего поколения. Поэтому семья является одним из основных объектов заботы церкви. В современном российском обществе Русская Православная Церковь констатирует нездоровую ситуацию, когда количество разводов увеличивается, а рождение и воспитание детей отходит на второй план, уступая место стремлениям к профессиональной и экономической самореализации супругов. Согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» священнослужители должны оберегать брачные узы супругов, помогать им советами и напутствиями, а также стремиться предотвращать разводы.
Исследование социологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, проведенное в июне 2008 г. показывает, что более половины молодежи согласились с тем, что Русская Православная Церковь способствует укреплению семьи (56,3 %). Только каждый пятый молодой человек (17,4 %) не согласен с тем, что Русская Православная Церковь способствует укреплению семьи. Однако, несмотря на большую потребность со стороны молодежи и положительное отношение к такому виду деятельности, по оценкам молодежи, Русская Православная Церковь в настоящее время недостаточно эффективно работает над укреплением семьи и уменьшением числа разводов. Только 29,4 % молодых людей считают, что Церковь достаточно эффективно справляется с укреплением семьи и уменьшением числа разводов. Треть (33,7 %) молодежи считает, что Русская Православная Церковь не эффективно работает над укреплением семьи и уменьшением числа разводов, еще чуть более трети (36,8 %) молодых людей затруднились оценить деятельность Русской Православной Церкви в данном направлении.