Смекни!
smekni.com

Проекта (гранта) (стр. 29 из 36)

Как видно из многочисленных публикаций[35] в сети Internet, а также из социологических исследований, посвященных данной теме, взаимодействие между церковью и армией как раз является одной из тех сфер взаимоотношения между Русской Православной Церковью и обществом, которая находит широкое признание в обществе. В частности, как показывает социологическое исследование, попечение Русской Православной Церкви о военнослужащих – также востребовано и одобряется большинством молодых людей (63,4 %). Только каждый десятый молодой человек (11,9 %) в России считает, что церкви в целом не следует уделять внимания попечению о военнослужащих. Но оценка молодежью того, насколько эффективно Русская Православная Церковь на данный момент заботится о духовно-нравственном воспитании военнослужащих, не очень высока. Оценивают деятельность Русской Православной Церкви на этот поприще как в целом эффективную 29,9 % молодых людей. Еще практически столько же молодых людей склоняются к обратной точке зрения.

Церковь и образование

Если взаимодействие Русской Православной Церкви с армией и в целом роль церкви в национально-культурном и патриотическом воспитании находит поддержку среди членов российского общества, то способы трансляции православного воспитания и, в частности, вопрос о взаимодействии церкви со светскими институтами образования вызывает оживленные дискуссии[36].

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» декларируется сосуществование церкви с институтами, представляющими светскую культуру. Церковь и наука взаимно признают друг друга и должны сотрудничать для поддержания и улучшения культуры общества. С одной стороны, церковь признает достижения современной светской науки и считает необходимым, чтобы православные христиане были знакомы с ее достижениями. С другой стороны, согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» наука не должна выходить из-под нравственного и духовного контроля церкви. Наука, а также искусство не должны использоваться в утилитарных целях, но должны совместно с церковью стремиться к облагораживанию человеческой души. И в этом стремлении церковь усматривает общее поле для взаимодействия с институтами светской культуры. По мнению Русской Православной Церкви, в школах и университетах должны вводиться курсы по православной религии, которые молодые люди могут посещать по желанию. Также должны действовать воскресные школы, в которых дети могли бы получить православное образование. Церковь оставляет за собой право давать оценку научным достижениям и произведениям искусства и доносить ее до широкой общественности. Кроме того церковь должна принимать активное участие в сохранении культурного наследия, способствующего нравственному и духовному укреплению национального единства.

Что касается вопроса церковного образования, то, как показывает социологическое исследование, потребность молодежи в увеличении числа приходских и воскресных школ в целом не сформирована. Каждый третий молодой человек в России (38,2 %) считает, что Русской Православной Церкви необходимо уделять внимание вопросу увеличения числа воскресных и приходских школ. Еще 39,1 % молодежи затруднились дать оценку необходимости создания воскресных и приходских школ, однако не выразили однозначно негативной оценки. Это указывает на достаточно широкую прослойку молодежи не имеющую сформированного мнения по данному вопросу. Исследователи указывают, что среди невоцерковленных верующих уровень осведомленности о православном образовании очень низок.

Вопрос об общем нравственном воспитании и публичном выражении церковью своих взглядов на актуальные политические проблемы также не имеет общего ответа со стороны церкви и общества. Несмотря на то, что помимо потребности в культурном просвещении, у половины молодежи (51,2 %) существует потребность в нравственной оценке явлений современной жизни, высказанной публично от лица Русской Православной Церкви, каждый пятый молодой человек (20,7 %) не согласен с тем, что Церковь должна публично давать оценку таким явлениям современной жизни (в том числе по вопросам, касающимся абортов, однополой любви и т.д.).

Борьба с религиозными культами

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» часьл звучит тема противодействия церкви различным религиозным культам и сектам, опасным для общества. Признавая значение других религиозных конфессий, Русская Православная Церковь, однако, считает необходимым бороться с различного рода колдовскими и магическими культами, которые, по ее мнению, отвращают верующих от истины, а также являются опасными с точки зрения здоровья общества.

Противодействие Русской Православной Церкви деятельности псевдорелигиозных структур востребовано молодежью России. Большинство молодых людей (64,1%) считают, что Церкви стоит уделять внимание борьбе с сектами и различными псевдорелигиозными течениями. Еще 23,5 % затруднились ответить на данный вопрос, открыто свое неодобрение такой деятельности Церкви выразили только 12,5 % молодежи. Даже среди молодежи, не причисляющей себя к православным верующим, только 17,3 % считают, что Церкви не стоит уделять внимание борьбе с псевдорелигиозными структурами. Можно сказать, что вне зависимости от уровня религиозности молодежь понимает, что секты и псевдорелигиозные течения не приносят блага России и разрушают многие судьбы, однако значительное число молодых людей не знают, каким именно способом Русская Православная Церковь может противоборствовать псевдорелигиозным структурам.

Заключение

Подводя итоги, можно отметить, что с одной стороны, взаимодействие Русской Православной Церкви с российским обществом рассматривается россиянами в перспективе видения церкви как хранительницы национально-культурных традиций. Роль Русской Православной Церкви связывают с сохранением и трансляцией национально-культурного наследия и патриотическим воспитанием. С другой стороны, за церковью сохраняются традиционные социальные функции, связанные с представительством членов общества перед государственной властью. Однако, стоит отметить, что большинство респондентов мало осведомлены о действительной деятельности Русской Православной Церкви. Кроме того, в обществе отсутствует консенсус по поводу роли церкви в институтах светского образования.

Исходя из данных социологических исследований, можно отметить, что чем более активно респонденты вовлечены в церковную жизнь, тем более они осведомлены о деятельности церкви и их точка зрения соответствует взглядам, изложенным в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Можно также отметить, что разделение церкви и государства, постулируемое в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» сохраняется и в представлении россиян, видящих в церкви скорее помощника в сохранении нравственности и духовности общества (которые, однако, понимаются в секулярной перспективе), чем в качестве основного института формирования морали.

Таким образом, в сознании членов российского общества Русская Православная Церковь воспринимается в секулярной перспективе, т.е. с точки зрения ее национальной и культурной значимости для общества. В то же время роль церкви, понимаемой в более широком смысле как православное сообщество, способное влиять на социальное устройство общества, оказывается неопределенной. Несмотря на то, что существуют определенные ниши (социальная помощь, нравственное воспитание в армии и семье), в которых социальная значимость Русской Православной Церкви закрепилась в обществе, влияние церкви как организации, транслирующей целостный мировоззренческий и нравственный комплекс, включающий в себя видение социального устройства, не отражено в сознании россиян. Этот пробел могут восполнить исследования, посвященные более детальному анализу влияния священнослужителей Русской Православной Церкви на формирование нравственных идеалов современных россиян.

Социологические исследования об отношении россиян к Русской Православной Церкви: анализ публикаций в сети Internet

Последнее время религиозность россиян и отношение населения России к Русской Православной Церкви все чаще становятся предметом исследования социологов. Важнейшую роль в становлении религиозной деятельности страны сыграли Законы РФ "О свободе вероисповеданий" и "О свободе совести и религиозных объединениях". Как сказал об этих изменениях Патриарх Московский и всея Руси Алексей II: «После семидесятилетних репрессий и ограничений церковная жизнь начала возвращаться к своему нормальному состоянию, Церковь стала обретать искони присущее ей место в российском обществе»[37]. Эти изменения в российском обществе, в сознании, в самоидентификации россиян активно фиксируются социологами. В сети Internet доступно более 3х десятков публикаций, касающихся социологических исследований процесса воцерковления россиян и отношения граждан к Русской Православной Церкви.

В целом, представленные в сети Internet публикации социологических исследований подтверждают тенденции роста роли Русской Православной Церкви в жизни россиян, увеличение количества людей, считающих себя православными, рост интереса к православной вере, в том числе и среди молодежи.