Смекни!
smekni.com

Проекта (гранта) (стр. 30 из 36)

В данном обзоре будут представлены основные социологические исследования, рассматривающие вопросы религиозности и отношения россиян к Русской Православной Церкви, публикации о которых доступны в сети Internet.

В 2000 году свет увидела монография «Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России». Эта монография стала одним из первых серьезных социологических исследований вопросов религиозности российского населения, авторы которой претендовали на интерпретацию полученных данных, очищенную от идеологического давления советского прошлого. Данная монография, под редакцией проф. К. Каариайнена и проф. Д. Е. Фурмана[38], стало итогом исследовательского проекта «Религия и ценности после падения коммунизма» (работа над ним велась в 1991 — 1999 годах)[39]. В монографии поднимается большое количество вопросов об уровне религиозности россиян, о религиозных практиках, исследуются вопросы доверия к различным общественным институтам, описаны, с точки зрения социальных характеристик, выделенные мировоззренческие группы. Авторы фиксируют взлет интереса и положительного отношения к православию даже среди атеистов. Они также отмечают, что Русская Православная Церковь стала терпимее к атеистам и «видит своего главного врага не в атеизме, а скорее в других конкурирующих религиях и так называемых «тоталитарных сектах».

Авторы констатировали «наличие «прорелигиозного» и «проправославного» консенсуса», который охватил представителей всех мировоззренческих групп. Данный консенсус авторы констатировали на основе выявления отношения населения к различным религиям, а также по уровню доверия населения к религиозным институтам. Так, по результатам опросов, проведенных авторами в 1999 году «очень хорошее» и просто «хорошее» отношение к православию высказывали 94% населения. Среди верующих «хорошо» и «очень хорошо» относятся к православию 98%, колеблющихся — тоже 98%, неверующих — 85%, атеистов — 84% (в том числе 24% атеистов относятся «очень хорошо»). Авторы исследования также отмечают, что «Русская Православная церковь (РПЦ) резко выделяется среди всех религий по ее высокой оценке населением и по степени доверия к ней среди всех общественных и государственных институтов».

Результатом исследования стали размышления авторов о перспективах «русской религиозности». Интерпретируя полученные данные, авторы сомневаются в том, что уровень воцерковленных верующих будет расти, предрекая полную «мировоззренческую неопределенность» и эклектичность сознания россиян в будущем.

Среди публикаций, также приводящих данные о тенденциях увеличения количества православных (по самоидентификации) в России можно выделить обзор Института социально-политических исследований Российской академии наук[40] «Основные тенденции изменения религиозной ситуации в России (социологический аспект)», где приведены результаты исследований 1993-2000 годов.

Согласно данным этих исследований, число россиян, считающих себя верующими, возросло, и если в 80-ые годы примерно 20% жителей России считали себя верующими, то в 2000 г. число людей, готовых назвать себя православными достигло 49 %. Социологические исследования, проведенные в 90-е гг., также свидетельствуют об увеличении уровня религиозности (см. табл. 1).

Таблица №1. Самоидентификация населения по отношению к религии (РФ, % от числа опрошенных).

1993 N=1064

1995 N=1430

1996 N=1612

1997 N=1600

1998 N=1621

2000 N=1312

Неверующие

34

32

33

30

24

27

Православные

46

46

48

51

55

49

Мусульмане

7

7

7

7

7

9

Представители других конфессий

2

2

1

1

1

2

Верующие в существование сверхъестественных сил, но не принадлежащие ни к какой конфессии

11

13

11

11

13

13

Источник: Аналитический центр ИСПИ РАН.

Уже в 2000 году, в том числе данное исследование, фиксирует увеличение уровня религиозности среди молодежи: «уровень религиозности молодых людей, по социологическим данным, выше аналогичного показателя среди старших возрастных групп». Были отмечены также другие важные тенденции религиозной жизни России 90-х годов: усиление противоречий между традиционными конфессиями, высокий уровень религиозного синкретизма (например, москвичи склонны к мистическим верованиям, суевериям), относительный рост популярности нетрадиционных религиозных объединений и д.р. Интерпретируя данные, полученные центром ИСПИ РАН, авторы этого обзора отметили, что в общественном сознании к 2000 году сложилось представление «о господствующей религии - православии, о ее привилегированном положении».

Широкий срез тенденций отношения населения к религии в целом и Русской Православной Церкви дает также статья М.П. Мчедлова, директора исследовательского центра «Религия в современном обществе» РНИСиНП, «Вера России в зеркале статистики»[41].

В статье автор рассматривает влияние религиозного фактора на социальное поведение граждан и описывает портрет православного верующего человека на рубеже веков.[42] По данным этого исследования в 2000г. также наблюдается рост религиозности: 46,9% респондентов заявляет о своей вере в Бога, что почти в четыре раза больше по сравнению с данными конца 70-х. Автор статьи фиксирует интересный парадокс: довольно «серьезное несовпадение общего числа верующих (46,9%) с общим количеством приверженцев конкретных конфессий (69,5%)». То есть часть респондентов, ответивших, что они не верят в Бога, в ответах на другие вопросы, относила себя к православным. Подобные явления авторы исследования объясняют приверженностью части россиян определенной культуре, типу цивилизации, национальной истории и образу жизни, и идентификацией с этими ценностями православия. Среди неверующих горожан, например, более 60 % считают, что религия необходима для сохранения национального самосознания. Важным является вывод исследования о том, что нельзя полностью определить значение и роль религии и Русской Православной Церкви для жизни и перспектив России, исходя только из исследования верующих людей и степени их воцерковленности. По мнению Мчедлова, тот факт, что «многие неверующие видят в Церкви общенациональную нравственную опору, признают ее социальный авторитет, позволяет полагать, что Русская Православная Церковь имеет значительные возможности для содействия социальному и нравственному возрождению России».

Широкий срез различных форм православной религиозности и воцерковленности дает в своих исследованиях Валентина Федоровна Чеснокова, автор книги «Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце 20-го века»[43], а также статьи «О русском национальном характере»[44] и бюллетеней «Процесс воцерковления» и «Воцерковленность. Феномен и способы изучения». В своей статье «Число православных в России увеличивается…»[45] Чеснокова пишет о том, что после 1992 года «пирамида», вершину которой раньше составляло верующее меньшинство, «опрокинулась», и соотношение верующих/неверующих изменилось. Чеснокова приводит следующие результаты опросов (см. Таблицу №2): за 5 лет (1992 - 1997 гг.) удельный вес православных вырос на 7% и на столько же выросло количество неверующих (за счет, как очевидно, "затруднявшихся с ответом", количество которых упало с 15% до 3%)». За следующие 2 года, замечает автор, удельный вес православных увеличился на 2% за 2 года дважды (неверующих - уменьшился на 4% и на этом остановился). Наконец, в конце 2004 г. удельный вес "православных" понизился на 2% (до 56%) и вдруг в апреле 2005 г. "прыгнул" до 63% населения ("неверующие" "опустились" на те же 5% до 26%).»

Таблица №2. Динамика изменения удельного веса православных в России (в %).

Период

Неверующих

Православных

Мусульман

Прочих

Затруднившихся

с ответом

Всего

1989

53

20

-

9

18

100

1990

45

25

-

13

17

100

1991

40

34

-

10

16

100

1992

28

47

-

10

15

100

1997

35

54

-

7

3

99

2000

31

56

-

8

5

100

2002

31

58

-

7

4

100

К XII 2003

31

56

7

1

5

100

К XII 2004

30

59

5

1

5

100

9-10 IV 2005

26

63

5

2

4

100

Теоретически

23

68

4

1

3

99

Таким образом, таблица данных, которую приводит В. Чеснокова, наглядно демонстрирует зафиксированный выше «переворот пирамиды»: «за 17 лет (1989 - 2005) прирост православных составил 43 процента - падение удельного веса неверующих - 27 процентов».