Несколько слов, на наш взгляд, следует сказать о методике измерения воцерковленности. Пытаясь объяснить ситуацию, когда в социологических опросах число респондентов, называющих себя православными, превышает число респондентов, называющих себя верующими, В. Чеснокова разработала методику расчета индекса воцерковленности (В-индекса) для православных верующих, основанного на пяти показателях религиозного образа жизни (посещение храма, исповедь и причастие, чтение Евангелия, молитва, пост). По мнению В. Чесноковой и ее последователей тезисы социологов о том, что в Росси среди респондентов, идентифицирующих себя как верующих, преобладает мировозренчески не определившиеся индивиды[46] (вследствие чего некоторые социологи считают спорным моментом включение подобных респондентов в графу «верующих») является неправильным. Подобная точка зрения, на ее взгляд, предъявляет жесткие критерии разделения респондентов на верующих и неверующих, которые могут применяться только по отношению к религиозным сектам и не учитывают особенности церкви как массовой религиозной организации. В отличие от секты церковь предъявляет менее жесткие требования к своим прихожанам и является организацией, приближенной к мирской жизни и обществу. Таким образом, как считает В. Чеснокова, ужесточение социологами критериев включения респондентов в категорию православных приводит к ложному отождествлению церкви с религиозной сектой. Для разрешения этой проблемы автор предложила включить в опросные исследования, посвященные анализу православия, динамический аспект и рассматривать православных как религиозную группу, находящуюся в становлении. Методика расчета индекса воцерковленности, по мнению В. Чесноковой, позволяет рассматривать, дифференцировать православных в зависимости от степени их вовлеченности в церковную жизнь и отслеживать динамику процесса вхождения репондентов в церковь.
Разработанная методика В. Чесноковой активно применялась во многих исследованиях: в том числе в исследованиях ФОМ и ИСПИ РАН. В частности, Ю.Ю. Синелина в своей статье «Динамика процесса воцерковления православных»[47], отталкиваясь от методики В. Чесноковой, описывает основные черты динамики процесса воцерковления в современной России. Статья Ю.Ю. Синелиной основывается на всероссийском исследовании религиозности населения, проведенном отделом социологии политики и общественного мнения ИСПИ РАН в октябре 2004 г. Оно проходило в 14 субъектах РФ (в городах Москва. Петербург: в республиках Татарстан и Башкортостан; в Краснодарском крае, Хабаровском крае, в областях Архангельская, Екатеринбургская, Иркутская, Ростовская, Самарская, Тамбовская, Томская, Ярославская), было опрошено 1794 респондента, проживающих в городах и сельской местности. Опрос проводился по квотно-пропорциональной выборке, составленной на основании последней переписи населения.
По данным исследования, более или менее систематически посещают храм около 40% опрошенных, назвавших себя православными, раз в год 14,6%, очень редко, не каждый год - 34,5%, никогда не были в храме 9,1% россиян. Исповедуются и причащаются раз в месяц и чаще 2,3% опрошенных православных, несколько раз в год - 4,6%, раз в год обязательно 8,8%, редко (раз в несколько лет) 25,4%, никогда не исповедовались и не причащались 54,5%. Всего исповедуются и причащаются 16% православных. С Евангелием знакомы 57,5% опрошенных православных, хотя из них регулярно его читают около 10%, не читали 38,8%. Молятся церковными молитвами 27%, 49% - своими молитвами. Соблюдают посты 32% православных[48]. Таким образом, относительно высокий уровень воцерковленности и глубокую связь с православной церковью можно обнаружить у 40% всех православных (по посещению храма) и примерно у трети (по остальным показателям уровня воцерковленности). Как отмечает автор, из пяти показателей воцерковленного образа жизни, православные в большей степени отдают предпочтение посещению храма и молитве. Все больше православных молятся церковными молитвами. Самыми низким показателем воцерковленности остаётся исповедь и причастие.
Подводя итоги Ю.Ю. Синелина делает вывод о том, что в последние пять лет в России происходит медленный рост числа людей, относящих себя к верующим и снижение числа неверующих людей, а также верящих не в Бога, а в другие сверхъестественные силы. В то же время последовательно идет процесс воцерковления россиян, идентифицирующих себя с православными; медленными темпами растет доля "церковного народа" среди православных. "Церковный народ", по данным нашего исследования, составляет 44%. Невоцерковленными считаются 37% опрошенных православных. Удельный вес невоцерковленных православных постепенно снижается: все меньше опрошенных называют себя православными, при этом не демонстрируя в своем поведении признаков религиозной жизни.
Позитивную роль религии в политической консолидации общества отмечает В.В. Локосов в своей статье «Влияет ли религиозность на политическую консолидацию общества»[49]. В этом тексте анализируются данные всероссийского исследования, проведенного Отделом социологии политики и общественного мнения ИСПИ РАН в октябре 2004 г. В ходе исследования респонденты были разделены на три группы: православные (воцерковленные и невоцерковленные), неверующие и мусульмане.
Материалы исследования показали, что современная политическая система критически воспринимается россиянами независимо от их отношения к религии. Однако религиозное население было «оптимистичнее» неверующих при оценке духовного единства нашего общества. Неверующие отдали предпочтение мнению об отсутствии в российском обществе общих духовных ценностей. Православные и мусульмане заняли противоположную позицию. Особенно активно соглашалась с необходимостью сохранности духовных ценностей группа воцерковленных. Автор статьи также отмечает, что религиозные взгляды слабо связаны с политическими предпочтениями. Полностью одобрительное отношение людей к политической власти не зависит от их отношения к религии - политический оптимизм в равной мере характерен всем группам респондентов. Лояльное восприятие политического устройства достигает пика среди воцерковленных респондентов (51%) и наименее часто встречается среди неверующих (40%). Эти же группы выразили наибольшее расхождение по радикально негативной оценке политической структуры – ее хотят существенно изменить 29% воцерковленных респондентов и 43% неверующих. Предельно-критическим считается 40-процентный уровень радикальных настроений, свидетельствующий о делегитимации политической системы в глазах респондентов. Перешла эту черту только группа неверующих[50].
Тенденция усиления поддержки политической власти по мере повышения степени религиозности подтверждается показателями доверия и авторитетности действующего Президента РФ. Все группы респондентов доверяли президенту страны, но наименьшей поддержкой В.В. Путин пользовался у неверующих респондентов, в то время как среди православных положительная оценка ("лидерство") президента заметно возрастало. В то время как высшие органы власти не пользовались доверием у всех групп.
Повышенная политическая лояльность религиозного населения не означала снижения его готовности защищать свои интересы. Доля респондентов, не готовых или не желающих защищать свои интересы, варьировалась от 27% в группе воцерковленных до 35% в группе неверующих и мусульман. По мнению автора статьи, это различие важно не столько в количественном, сколько в качественном плане: воцерковленные люди, которые демонстрировали большую лояльность к политической системе, чем неверующие, по показателю готовности защищать свои интересы неожиданно вышли вперед. Они с небольшим перевесом опередили другие группы респондентов по готовности защищать свои интересы "жесткими" способами: готовностью подписать воззвание, участвовать в митинге, забастовке, "идти на баррикады".
Подводя итоги исследования, В.В. Локосов отмечает, что глубоких расхождений политических взглядов среди типологических групп нет. Респонденты независимо от их отношения к религии, вероисповедания, воцерковленности доверяют президенту страны и не доверяют таким органам власти, как Правительство РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, а также СМИ. Они критически оценивают политическую систему и готовы активно защищать свои интересы. Сходство политических взглядов типологических групп свидетельствует, что разделение по политическим лагерям проходит в основном без учета разделения людей на верующих и неверующих, последователей православия и ислама. Это значит, по мнению автора, что религиозные, конфессиональные отношения занимают свою мировоззренческую, социокультурную нишу и не переходят в политическую плоскость.