Смекни!
smekni.com

Проекта (гранта) (стр. 6 из 36)

Выводы

Полученный в ходе исследования эмпирический материал раскрывает структуру и содержание нравственных идеалов прихожан Русской Православной Церкви.

В ходе исследования прихожане были поделены на три группы в зависимости от степени воцерковленности человека. Дифференциация прихожан Русской Православной Церкви по степени воцерковленности осуществлялась на основании различия их религиозной практики:

1). Группа прихожан с высокой степенью воцерковленности (19,6 % от всех прихожан). К группе прихожан с высокой степенью воцерковленности были отнесены те, кто не реже нескольких раз к месяц посещают храм, как минимум один раз в год исповедуются и причищаются, обязательно соблюдают 4 "больших" поста.

2). Группа прихожан с низкой степенью воцерковленности (29,8 %). К группе прихожан с низкой степенью воцерковленности были отнесены те, кто посещают храмы несколько раз за год и исповедуются реже одного раза в год и не соблюдают постов.

3). Группа прихожан со средней степенью воцерковленности (50,6 %). Остальные прихожане были включены в группу со средней степенью воцерковленности.

Между данными группами прихожан существуют различия в нравственных идеалах: среди группы прихожан с низким уровнем воцерковленности намного выше уровень синкретических нравственных ориентиров. А именно, чем ниже уровень воцерковленности прихожан, тем чаще среди нравственных идеалов встречаются нравственные ориентиры, которые сложно совместимы с картиной мира православного христианина. Например, Оззи и Шелли Осборн как образец семейной жизни (герои американского документального сериала о жизни рок-звезды на пенсии), А. Кашпировский как образец духовности, герои сериала «Бригада» как образец дружбы.

Несмотря на выявленную синкретичность нравственного сознания слабо воцерковленных прихожан, наблюдается трансляция нравственных идеалов от священнослужителей к прихожанам. Общение со священнослужителями, проповеди, в ходе которых происходит трансляция нравственных идеалов, востребованы прихожанами. Среди людей с высоким уровнем воцерковлености подавляющее большинство (86,1 %) обращается за советом к священнику несколько раз в год или чаще, среди прихожан со средним уровнем воцерковленности – каждый третий обращается за советом к священнику несколько раз в год и чаще.

Диаграмма 1. Частота обращения к священникам в зависимости от степени воцерковленности (в %).

И священнослужители, и прихожане отметили, что есть области жизнедеятельности, по которым чаще всего происходит обращение прихожан к священнослужителям. Например, сфера семейных отношений (воспитание детей, супружеские отношения, отношения с родственниками) и отношений с друзьями; сфера религиозной жизни; вопросы, касающиеся смерти, лечения болезней обсуждаются прихожанином и священнослужителем чаще других. Можно констатировать высокий уровень трансляции нравственных идеалов, касающихся данных сфер жизни, от священнослужителей к прихожанам: в ходе исследования было выявлено, что нравственные идеалы, на которые ориентируются прихожане в данных областях жизни, во многом совпадают с теми нравственными образцами, которые приводят в пример в ходе проповеди священнослужители.

Однако, есть сферы жизнедеятельности по которым прихожане обращаются к священнослужителям за советом намного реже. В таких областях жизнедеятельности, как проведение досуга, выбор приоритетов в трате материальных средств или осуществление политической деятельности (участие в выборах, митингах), примеры нравственных идеалов, которые приводят священнослужители, не совпадают с идеалами, которые упоминают прихожане. В интервью священнослужители часто затруднялись привести конкретные примеры, делая акцент на том, что к ним по данным сферам жизни редко обращаются прихожане и примеры зависят от конкретной ситуации.

Таким образом, происходит трансляция нравственных идеалов от священнослужителей к прихожанам: ее можно наблюдать в совпадении нравственных образцов, которые приводят священнослужители в ходе проповеди и прихожане по поводу различных сфер своей жизни. Трансляция нравственных ценностей, передача моральных образцов востребована прихожанами, особенно в отношении ряда сфер жизни и нравственные идеалы прихожан поддаются корректировке со стороны священнослужителей (от образа семьи Букиных как примера семейной жизни, к примеру праведных богоотцов Иоакима и Анна или четы князя Петра и княгини Февроньи). Однако, нравственные идеалы транслируются дифференцированно.

В ходе исследования было выявлено, что нравственные идеалы, транслируются от священнослужителей к прихожанам в неодинаковой степени.

На данный процесс влияет несколько аспектов:

· Во-первых, сфера жизнедеятельности, которую затрагивают конкретные нравственные идеалы (те, в которых востребована компетенция священнослужителей со стороны прихожан мы перечислили выше);

· Во-вторых, уровень воцерковленности прихожанина, а соответственно и частота личных контактов между священнослужителем и прихожанином.

Для иллюстрации влияния уровня воцерковленности на характер нравственных идеалов прихожан, рассмотрим подробнее одну из самых востребованных со стороны прихожан область жизнедеятельности: сферу семейных отношений.

Образцом для подражания у прихожан со средним и низким уровнем воцерковленности часто является родительская семья. Среди литературных и киногероев прихожане особенно выделили Наталью Ростову, героиню романа Л.Толстова «Война и мир» за искренность, любовь к семье, умение хранить домашний очаг. Среди киногероев прихожане в качестве примера в области семейных отношений называли Екатерину и Гошу, героев фильма «Москва слезам не верит». Гоша воспринимается как образец мужа, «настоящего мужчины», который заботиться и слов на ветер не бросает, а образ Екатерины привлекает прихожан успешностью в профессии, уверенностью, независимостью, любовью к дочери и готовностью создать семью, несмотря на сложные жизненные обстоятельства. Также, прихожане с низким уровнем воцерковленности часто приводили в пример отношения Рета Батлера и Скарлет О’Хары, героев фильма и книги «Унесенные ветром», как пример семьи, где, по их мнению, царит настоящая любовь.

Прихожане с более низким уровнем воцерковленности также часто обращаются к образам наших современников, чаще - героев современных масс-медиа. Анализ содержания нравственных идеалов показывает, что современному российскому духовенству в трансляции нравственных идеалов серьезную конкуренцию составляют средства массовой информации, особенно телевидение. Так, образцом семейных отношений для слабо воцерковленных прихожан выступают, например, герои телевизионных сериалов: «Папины дочки» (любовь к ближнему своему человеку, поддержка, хорошее воспитание детей), «Санта Барбара» (весь мир - это твоя семья), «Отчаянные домохозяйки» (взаимопонимание), Настя Каменская из сериала «Каменская» (взаимоуважение и доверие), «Счастливы вместе» (не унывают никогда).

Среди современников - героев масс-медиа, у группы прихожан с более низким уровнем воцерковленности лидирует семейная пара актеров: Анжелина Джоли и Бред Питт, - которые, для ряда прихожан, являются образцом любви и заботы о детях, а также успешной профессиональной деятельности, достойного досуга (Анжелина тратит свой досуг на благотворительные миссии в страны «третьего мира»). Среди современников слабо воцерковленные прихожане часто называли Владимира Путина, являющегося для них примером заботливого отца, мужа, а также успешной профессиональной деятельности. В других сферах жизни прихожане выделяли Александра Солженицына (пример духовного роста, патриотизма, терпения и веры в Бога, радении о своей стране), Леонида Рошаля (пример реализации себя в профессии и служения людям в своем деле), известные актеры: Олег Янковский, Александр Абдулов, Андрей Красько, Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, известные певцы, такие как Иосиф Кобзон и Алла Пугачева.

Если выделять содержательную сторону нравственных идеалов прихожан в области семейных отношений, то помимо традиционных значимых семейных ценностей, таких как верность и долгосрочность семейных отношений; любовь в семье, теплота и сила чувств супругов друг к другу; забота о детях и готовность пожертвовать ради детей своими интересами. Стоит отметить такие ценности, как значимость взаимопомощи, заботы, опеки и поддержки внутри семьи, когда в качестве главного выделяется защита интересов членов семьи. Можно предположить, что повышение значимости семейственности, связано с процессом стабилизации, происходящем в российском обществе, когда закрываются каналы социальной мобильности, происходит усиление социальной дифференциации, а неформальные отношения, семейственность и принадлежность к определенному «клану» во многих сферах деятельности начинает играть первостепенную роль в достижении социального успеха. Свидетельства тому очень часто попадают в СМИ, где «семейные кланы» известных людей (Михалковы, клан Аллы Пугачевой) часто становятся героями телепередач об успехе и процветании, закрепляя в представлениях слабо воцерковленных прихожан связку: сильная, богатая, успешная семья – повышение социального статуса, улучшение собственной жизни.

Прихожане с низким и средним уровнем воцерковленности, в намного меньшей степени вовлечены в трансляцию нравственных идеалов от священнослужителей. Так, примеры святых и семей священнослужителей в области семейных отношений назывались ими намного реже, чем в группе глубоко воцерковленных прихожан. В то время, как персонажи светской хроники назывались намного чаще, а ценностно-смысловой акцент смещался с самопожертвования и любви внутри семьи, на защиту интересов членов семьи. Также, чем ниже воцерковленность прихожан, тем в меньшей степени в своих оценках они склонны ориентироваться на принадлежность персоны, которая выступает для них нравственным образцом, к православной вере.