При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам II Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 192-рп»
Проект (грант) № 188
ОРГАНИЗАЦИЯ-ГРАНТОПОЛУЧАТЕЛЬ:
Автономная некоммерческая организация
«Центр прикладных исследований местного самоуправления»
ТЕМА ПРОЕКТА (ГРАНТА):
«Православное духовенство и формирование мировоззрения и нравственных идеалов православных россиян»
г.Москва
Ноябрь 2009 г.
Оглавление
Введение......................................................................................................................................... 4
Проблемная ситуация.............................................................................................................................................................. 4
Цель и задачи исследования................................................................................................................................................ 6
Методология исследования..................................................................................... 10
Нравственное сознание человека: Структура и основные элементы........................................................... 10
Структура нравственного сознания человека.................................................................................................... 11
Нравственный идеал: понятие и место в структуре нравственного сознания человека........................ 15
Обоснование методов исследования............................................................................................................................ 21
Массовый опрос.......................................................................................................................................................... 21
Личные интервью, проводимые по месту проживания респондентов......................................................... 23
Глубинные интервью................................................................................................................................................. 25
Построение выборочной совокупности........................................................................................................................ 28
Построение выборочной совокупности количественного исследования................................................... 28
Схема отбора священнослужителей для глубинных интервью.................................................................... 29
Выводы......................................................................................................................................... 31
Трансляция Нравственных идеалов.................................................................... 38
Содержание транслируемых нравственных идеалов............................................................................................ 38
Нравственные идеалы в области семейных отношений.................................................................................. 38
Нравственные идеалы в области выбора друзей, круга общения................................................................ 47
Нравственные идеалы в области здоровья, болезней, смерти....................................................................... 53
Нравственные идеалы в области профессиональной деятельности............................................................ 58
Нравственные идеалы в области повышения социального статуса, успеха в жизни............................. 64
Нравственные идеалы в области выбора и получения образования.......................................................... 68
Нравственные идеалы в области материальных средств, их получения, распределения.................... 71
Нравственные идеалы в области культуры и проведения досуга................................................................ 75
Нравственные идеалы в области религиозной (духовной) жизни................................................................ 80
Нравственные идеалы в области патриотизма.................................................................................................. 85
Нравственные идеалы в области воинской службы......................................................................................... 90
Нравственные идеалы в области политической жизни, выборов, митингов............................................. 93
Нравственные идеалы в области преступления закона, осуждения............................................................ 98
Обращение православных россиян к священнослужителям по вопросам, связанным с решением жизненных проблем............................................................................................................................................................. 102
Сферы жизнедеятельности, в которых происходит трансляция нравственных идеалов.................. 109
Описание эмпирического объекта исследования............................. 119
Прихожане православных приходов крупных городов...................................................................................... 119
Уровень воцерковленности.................................................................................................................................... 119
Система ценностей православных россиян...................................................................................................... 124
Православные приходы и духовенство..................................................................................................................... 128
Библиография....................................................................................................................... 130
Приложения........................................................................................................................... 132
Аналитические истоки исследования........................................................................................................................ 132
Восприятие священнослужителей Русской Православной Церкви: результаты социологических исследований, публикуемые в СМИ.................................................................................................................... 132
Анализ литературы по проблеме взаимоотношений Русской Православной Церкви и россиян...... 143
Социологические исследования об отношении россиян к Русской Православной Церкви: анализ публикаций в сети Internet................................................................................................................................................................ 156
Анкета для проведения полуформализованных интервью............................................................................... 170
Инструкция для проведения полуформализованных интервью..................................................................... 175
Анкета участника качественного исследования (скрининговая анкета)................................................ 177
Анкета для глубинных интервью................................................................................................................................... 177
Инструкция по проведению глубинных интервью................................................................................................. 181
Анкета контроля качества проведения полевых работ...................................................................................... 185
Правила заполнения контрольного листа......................................................................................................... 186
Линейное распределение ответов респондентов на вопросы формализованной анкеты................ 187
Поддержание нравственных идеалов и нравственное воспитание являются приоритетными задачами, которые декларируются, например, в тексте «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Не претендуя на роль главного института нравственного воспитания, церковь оставляет за собой право нести слово Божье и ожидает от государства предоставления свободы в реализации этого права. Церковь стремится участвовать в нравственном воспитании вместе со светскими институтами образования и культуры. В тексте «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» признается за государством и институтами светской культуры авторитет и право в воспитании общества, однако за Русской Православной Церковью остается роль единственной носительницы божественной истины. И это видение, так или иначе, распространяется на определение необходимости нравственного воспитания, осуществляемого в лоне Русской Православной Церкви. Нравственное воспитание является ключевой задачей, поскольку процветание общества возможно лишь через духовное процветание. Благодаря нравственному воспитанию человек приобщается к Богу, стремится в целях своих к добрым поступкам, что ведет к его спасению. Нравственное воспитание формирует нравственное сознание, основу которого составляют нравственные идеалы. Роль нравственного воспитания переоценить сложно. Нравственное воспитание способствует росту уровня гражданского самосознания и развитию общества.
Однако, в настоящий момент роль церкви в нравственном воспитании граждан оценивается самим обществом не однозначно. Как показывает исследование проведенное ВЦИОМ[1], абсолютное большинство россиян считают, что Русская Православная Церковь не должна выступать в роли главного источника моральных ценностей для подрастающего поколения. Только 4% респондентов считают, что церковь должна учить молодежь нравственности и морали. Большинство – 67% - считают, что этим должны заниматься родители. При этом, согласно исследованию ВЦИОМ, половина россиян - верующие, в их числе 10% регулярно посещают храмы и соблюдают все обряды, 43% в церковь ходят только по праздникам и всех обрядов и ритуалов не соблюдают. Треть респондентов (31%) допускает существование Бога, но мало интересуется церковной жизнью. Убежденные атеисты составляют лишь 6% опрошенных, 8% не задумываются на тему отношения к религии.
Как показывает исследование ВЦИОМ, статус Русской Православной Церкви как «главной воспитательницы» нравственных идеалов у взрослых и у подрастающего поколения не находит поддержки в обществе. Другое исследование ВЦИОМ[2], анализирующее отношение россиян к понятию «духовность», показало, что только 25% россиян связывают понятие "духовность" с верой в Бога, религией, церковью. А 21% опрошенных считают, что духовность – это совокупность положительных моральных качеств человека: «высокая мораль, нравственность»; «система ценностей»; «доброта и человечность». Другие респонденты интерпретировали духовность с точки зрения образованности.
На основании этого исследования стоит отметить, что нравственность и духовность рассматриваются россиянами в перспективе общественной морали, а не церковной традиции. И хотя за церковью в целом признается позитивная роль в формировании общественной морали, тем не менее, в восприятии широкой прослойки российского общества, она является лишь одним из институтов, призванных эту мораль поддерживать.