Смекни!
smekni.com

Темы настоящего исследования заключается в том, что обеспечение обязательств традиционный институт граждан­ского права, «известный еще римскому праву» 1 (стр. 1 из 13)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Понятие и система способов обеспечения исполнения обязательств. 7

1.1. Понятие исполнения обязательств. 7

1.2. Признаки способов обеспечения исполнения обязательств. 12

Глава 2. Способы обеспечения исполнения обязательств. 20

2.1. Неустойка. 20

2.2. Залог. 26

2.3. Удержание. 29

2.4. Поручительство. 32

2.5. Банковская гарантия. 39

2.6. Задаток. 45

Глава 3. Проблемы судебно-арбитражной практики по вопросам применения способов исполнения обеспечения обязательств. 49

Заключение. 57

Список литературы.. 61


Введение

Актуальность темы настоящего исследования заключается в том, что обеспечение обязательств - традиционный институт граждан­ского права, «известный еще римскому праву»[1]. В российском дорево­люционном законодательстве и гражданско-правовой доктрине также имелись положения об обеспечении исполнения обязательств «такими способами, как неустойка, залог, поручительство, задаток»[2]. Возникно­вение этого института предопределено тем обстоятельством, что на­личие между сторонами обязательственных правоотношений само по себе еще не гарантирует их надлежащее исполнение. И зачастую тре­буются меры, призванные укрепить положение кредитора в обяза­тельстве.

Эти меры весьма разнообразны. Некоторые из них установлены в законе в виде общих предписаний и подлежат применению во всех случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, кроме тех, для которых это исключено законом, договором или самим характером установленных отношений, а потому именуются общими мерами. Прежде всего, это возложение на неисправного должника обязанности возместить вызванные его нарушением убытки, а также понуждение к исполнению обязательства в натуре.

Однако, несмотря па их всеобщность, эти меры не всегда могут быть реализованы. Допустимы случаи, когда кредитор никаких убытков не несет, либо их размер трудно обосновать, либо, в силу отсутствия у должника имущества, решение суда о возмещении убытков практиче­ски неосуществимо. Также не всегда может быть реализовано требова­ние о понуждении должника к исполнению лежащей па нем обязанно­сти. Вместе с тем и при подобных обстоятельствах кредитор сущест­венно заинтересован в том, чтобы быть уверенным в исполнении обя­зательства. Поэтому Гражданским Кодексом предусматривается применение специальных, дополнительных обеспечительных мер, направленных па ограждение интересов кредитора от возможного неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должником. Подобные меры применяются независимо от причинения убытков кредитору и от наличия у должника имущества, на которое может быть обращено взы­скание по исполнительным документам. Именуются они способами обеспечения исполнения обязательств. К ним относятся: неустойка, за­лог, удержание, поручительство, банковская гарантия, задаток и дру­гие способы, предусмотренные законом или договором.

Способы обеспечения исполнения обязательств носят имущест­венный характер. Их назначение состоит прежде всего в том, что они стимулируют, побуждают должника к точному и неуклонному поведе­нию под страхом невыгодных для него последствий, и тем самым дают кредитору более или менее падежную гарантию осуществления его прав. Они в то же время призваны компенсировать либо предотвратить негативные последствия, которые возникают либо могут возникнуть в случае нарушения должником условий обеспеченного обязательства.

Суть этого правового механизма состоит «в наделении кредитора по­мимо основных прав но обеспеченному обязательству дополнительны­ми правами, которыми он может воспользоваться в случае нарушения должником обязательства»[3]. Реализация этих прав кредитора осуществ­ляется, в частности, путем: возложения на должника дополнительных имущественных обременений в виде уплаты неустойки или оставле­ния задатка, привлечения к исполнению обязательства или к ответст­венности за его неисполнение третьих лиц (банковская гарантия, пору­чительство), предварительного выделения имущества для возможного принудительного удовлетворения требования кредитора (залог).

В ряде случаев, кроме стимулирующей и компенсационной, спосо­бы обеспечения выполняют и другие функции. Неустойка одновре­менно представляет собой и способ обеспечения исполнения обязательства, и меру гражданско-правовой ответственности. С помощью задатка подтверждается факт заключения договора.

Несмотря на то, что рассматриваемый институт призван обеспечи­вать, в первую очередь, интересы кредитора, это не означает, что можно пренебрегать правами должника и третьего лица. Гарантирование креди­тору его интересов должно тесно увязываться с согласованием, компро­миссом интересов кредитора, должника и третьего лица (гаранта, поручи­теля; залогодателя, если таковым является не должник, а третье лицо).

Конкретный способ обеспечения исполнения обязательств мо­жет быть определен как законом, так и договором. Законом чаще всего устанавливаются неустойка[4], иногда удержание (ст. 712, 972, 997 ГК), поручительство (ст. 532 ГК) или залог. Так, согласно и. 5 ст. 488 ГК про­данный в кредит товар признается находящимся в залоге (см. также п. 1 ст. 587 ГК). Обычно наиболее оптимальный способ определяется соглашением сторон. И от того, насколько оптимален выбор кредито­ром способа обеспечения исполнения обязательства, во многом будет зависеть и поведение должника.

Перечень способов обеспечения исполнения обязательств, приве­денный в ст. 329 ГК, - открытый. Это означает допустимость исполь­зования в качестве таковых иных правовых конструкций. Расширение этого перечня возможно путем указания на другие способы обеспече­ния как в договоре, так и в законе.

Среди способов обеспечения, введенных законом и названных та­ковыми, но не включенных в перечень в ст. 329 ГК, можно назвать ис­пользование уступки денежного требования в качестве способа обеспе­чения исполнения обязательства, возникшего на основании договора финансирования под уступку денежного требования (ст. 824 ГК). Обеспечительный характер присущ и многим правовым конструкциям, предусмотренным законом, но не на­званным в качестве способов обеспечения исполнения обязательства.

Таковыми, на наш взгляд, могут быть признаны: положения о суб­сидиарной ответственности участников полного товарищества, а так­же полных товарищей в товариществе на вере по обязательствам това­рищества, об ответственности собственника об обязательствам казен­ного предприятия или учреждения (п. 1 ст. 75, п. 1 ст. 82, п. 5 ст. 115, п. 2 ст. 120 ГК), о субсидиарной ответственности Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований но требованиям вкладчика к банку, в уставном капитале которого участвуют названные образования (п. 1 ст. 840).

В договоре стороны могут условиться о применении в качестве спо­соба обеспечения таких правовых конструкций, как расчеты по безот­зывному аккредитиву (ст. 869 ГК), хранение у третьего лица вещей, яв­ляющихся предметом спора (секвестр) (ст. 926), внесение спорной суммы денег или ценной бумаги в депозит третьего лица (п. 1 ст. 327). При выборе правовых конструкций для целей их использования в ка­честве способа обеспечения важно учитывать возможность с их по­мощью обеспечить согласование интересов кредитора, должника и третьего лица.

Таким образом, способы обеспечения представляют собой специ­альные меры имущественного характера, стимулирующие надлежащее исполнение обязательства должником путем создания для кредитора источника удовлетворения его интереса и наделения его дополнитель­ными правами по предотвращению и (или) устранению неблагоприят­ных последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения обя­зательства.

Целью настоящего исследования является комплексный анализ способов обеспечения исполнения обязательств в гражданском праве России.

Глава 1. Понятие и система способов обеспечения исполнения обязательств

1.1. Понятие исполнения обязательств

Обеспечение обязательств - традиционный институт гражданского права, известный еще римскому праву[5]. В российском дореволюционном законодательстве и гражданско-правовой доктрине также имелись положения об обеспечении исполнения обязательств такими способами, как неустойка, залог, поручительство, задаток[6]. Возникновение этого института предопределено тем обстоятельством, что наличие между сторонами обязательственных правоотношений само по себе еще не гарантирует их надлежащее исполнение. И зачастую требуются меры, призванные укрепить положение кредитора в обязательстве.

Эти меры весьма разнообразны. Некоторые из них установлены в законе в виде общих предписаний и подлежат применению во всех случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, кроме тех, для которых это исключено законом, договором или самим характером установленных отношений, а потому именуются общими мерами. Прежде всего это возложение на неисправного должника обязанности возместить вызванные его нарушением убытки, а также понуждение к исполнению обязательства в натуре (п. 1 ст. 393, ст. 396 ГК).

Однако, несмотря на их всеобщность, эти меры не всегда могут быть реализованы. Допустимы случаи, когда кредитор никаких убытков не несет, либо их размер трудно обосновать, либо, в силу отсутствия у должника имущества, решение суда о возмещении убытков практически неосуществимо. Также не всегда может быть реализовано требование о понуждении должника к исполнению лежащей на нем обязанности. Вместе с тем и при подобных обстоятельствах кредитор существенно заинтересован в том, чтобы быть уверенным в исполнении обязательства. Поэтому Кодексом предусматривается применение специальных, дополнительных обеспечительных мер, направленных на ограждение интересов кредитора от возможного неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должником. Подобные меры применяются независимо от причинения убытков кредитору и от наличия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание по исполнительным документам. Именуются они способами обеспечения исполнения обязательств. К ним относятся: неустойка, залог, удержание, поручительство, банковская гарантия, задаток и другие способы, предусмотренные законом или договором (ст. 329 ГК).