Смекни!
smekni.com

И фантазии анализ и использование (стр. 15 из 54)

Эти проявления великих архетипов возникают в снах простых смертных. Каждый из нас является каналом, через который эти архетипические силы могут пробраться в конкретное бытие. Нашими физическими жизнями мы воплощаем архетипы. Жизнь конкретного индивидуума представляет собой вместилище, в котором архетипы материализуются на поверхности земли; поле боя, на котором они ведут свои вечные космические сражения; сцену, на которой они ставят тот всемирный спектакль, которым, в сущности, и является человеческая жизнь.

Как только мы поймем, что данная фигура является архетипом, мы должны сразу же обратиться к мифам и другим источникам, в которых появляется этот архетип. Фигура или событие из вашего сна могут высветить в памяти отрывок из Библии или легенду времен Короля Артура. Вы обращаетесь к источнику для того, чтобы посмотреть, что он говорит о том архетипе, который появился в вашем сне. Каковы его характеристики? Какова его роль в человеческой жизни? Например, если это Великая Мать, то вы должны обратиться к греческим мифам, посвященным персонифицирующей ее богине, индусским сказаниям о Кали, к различным повествованиям о Непорочной Деве.

Накапливая информацию о фигуре из вашего сна, вы должны делать то же самое, что вы делали во время поиска ассоциаций: записать ассоциации, которые возникают у вас в связи с обращением к источникам. Если эти ассоциации высвобождают находящуюся в вас энергию, если они разумны, то попытайтесь их использовать. Узнайте, что они могут сказать о том, кто вы есть и какие силы действуют внутри вас.

ЛИЧНЫЕ АССОЦИАЦИИ.

Сейчас самое время посоветовать вам не пытаться заменить ваши личные ассоциации так называемыми сонниками и словарями символов.

Многие люди бездумно обращаются к словарю символов каждый раз, когда они пытаются разобраться в своих сновидениях. Они находят в словаре все образы из своего сна, выписывают стандартные значения, которые предлагает словарь, и считают, что "истолковали" свой сон. Если вы будете пользоваться такой методикой, то вы никогда не узнаете смысл того специфического послания, которое ваш сон пытается вам передать.

Эта методика основана на ошибочном предположении: каждый символ обладает одним, стандартным, общим значением, которое верно для любого сна и любого человека. Как было бы хорошо, если бы это было действительно так; но это - не так.

"Абсолютной глупостью является вера в существование готовых, систематизированных справочников по толкованию снов, в которые можно просто заглянуть и отыскать любой конкретный символ. Ни один образ из сна не может быть отделен от того индивидуума, которому этот сон приснился... Бессознательное каждого индивидуума настолько индивидуально дополняет или компенсирует его осознающий разум, что невозможно с уверенностью указать вероятность какой бы то ни было классификации снов и их символов.

Действительно, существуют типичные и часто встречающиеся сны и отдельные символы (я предпочитаю называть их "мотивами") К таковым относятся падения» полеты, напряженный бег к недосягаемой цели. Но я должен снова подчеркнуть, что эти мотивы следует рассматривать только в контексте сна, что сами по себе они ничего не объясняют".

Каждый символ из вашего сна имеет особое, индивидуальное значение, которое относится только к вам точно так же, как и сам сон принадлежит исключительно вам и больше никому. Даже если символ обладает коллективным или универсальным значением, в вашем случае он имеет особый подтекст и может быть полностью истолкован только с ваших позиций.

Вот почему тщательная отработка первой фазы имеет такое большое значение. Ищите ваши собственные ассоциации, те, которые приходят из вашего подсознания. Не пытайтесь заменить их стандартизированными толкованиями.

Этот совет приобретает еще большее значение, когда мы приступает к расширению архетипа. Человек может настолько увлечься поиском связей с мифами, что может позабыть о своих собственных ассоциациях. В этот момент и возникает сильное искушение обратиться к словарю символов, прочитать, что говорится в мифах по поводу данного символа, и на этом успокоиться.

Если я не нашел своей личной связи с архетипом, то вся эта работа не имеет никакого смысла. Архетип присутствует во мне, действует посредством меня, проживает свою жизнь в моей жизни. Когда он появляется в моем сне, это является признаком того, что что-то происходит между моим эго и этим архетипом (что-то пытается проявиться). Я должен определить, что это такое и каким образом оно относится к моей сегодняшней жизни.

Недостаточно сказать "А-а, это символ Великой Матери!" Недостаточно навесить на образ из сна Великую Мать, Anima, тень, после чего распрощаться с этим образом. Мы должны идти дальше. Мы должны спросить: "Что этот архетип делает в моей сегодняшней личной жизни? Какое отношение он имеет ко мне как к личности?".

Строго говоря, никто не должен заниматься изучением мифов, сравнительным религиоведением, алхимией и т.д., чтобы обнаружить универсальный уровень значения данного символа. Если бессознательное использует символ, оно изначально содержит в себе значение этого символа. Оно уже знает, что ему надо сказать в связи с этим символом. Стало быть, если вы ищите свои собственные ассоциации в связи с образом из вашего сна, то бессознательное рано или поздно предоставит вам соответствующие архетипические связи.

Тем не менее, весьма полезно знать, что данный символ значил для других людей и каким образом он появился в их коллективных мифах и легендах. Наличие таких знаний может ускорить вашу работу. Оно может также послужить подтверждением ваших личных, непроизвольно родившихся ассоциаций.

Фаза вторая: динамика

Во второй фазе мы привязываем каждый образ из нашего сна к специфической динамике нашей внутренней жизни. Мы отождествляем части нашего внутреннего "я", которые появляются во сне в форме образов.

Для установления таких связей у нас имеется весьма основательная причина: нам необходимо понять, о чем говорит ситуация из нашего сна, то есть выяснить, что именно происходит внутри нас. Если мы не смогли привязать сон к каким-то специфическим событиям, ощущениям и прочей динамике нашей жизни, то этот сон не имел смысла. Он был чистым развлечением.

Чтобы сделать это, мы возвратимся к самому началу и займемся каждым образом в отдельности. Каждому образу должны сопутствовать следующие вопросы: "Какую часть меня он представляет? Где в последнее время я видел его действующим в моей жизни? В чем проявляется такая же точно черта моей личности? Кто это, живущий внутри меня, так себя чувствует и ведет себя подобным образом?". Затем запишите все, какие вы только сможете вспомнить, примеры проявления в вашей жизни этой внутренней части вашего существа.

Под внутренней динамикой мы понимаем все, что происходит внутри нас, любую энергетическую систему, которая живет и действует изнутри нас. Это может быть эмоциональное событие типа вспышки ярости. Это может быть внутренний конфликт, внутренняя личность, действующая посредством нас, ощущение, установка, настроение.

Предположим, мы работаем с тем сном, в котором возникло слово голубой. Вы выписываете все ассоциации, возникшие у вас в связи с этим словом, и "щелкает" ассоциация со словом депрессия. Теперь, в ходе второй фазы, вы ищите в себе это "голубое" качество: "Откуда это взялось?

Почему я должен чувствовать себя угнетенным?" Ответ может быть следующим: "Меня угнетает моя работа". Задавая себе подобные вопросы, вы начинаете понимать, как именно этот образ соотносится с вашей нынешней жизнью.

Зачастую мы и не осознаем, что находимся в состоянии депрессии Мы настолько заняты, что у нас нет времени задуматься над тем, что происходит у нас внутри В другом случае, внутри нас может происходить что-то очень хорошее - рождается новая сила, затягивается рана, улетучивается хронический страх, - а мы не в состоянии этого оценить. Мы должны спросить себя: "О каких происходящих во мне событиях говорит этот сон?" Тогда мы поймем, по какому пути идет в настоящее время наша внутренняя жизнь.

Мы должны обнаружить это специфическое событие на самом глубоком уровне нашей жизни Нам нужно найти специфические примеры. Данный этап нельзя считать законченным, пока мы не нашли специфические примеры из нашей реальной жизни, которые соответствуют произошедшему во сне событию.

Нам также нужно продолжать все записывать. В христианстве существует старая традиция, которая гласит, что молитва только тогда считается действительной, когда у произносившего ее человека шевелились губы. Эта идея выражает психологическую истину: обязательно должно произойти что-то физическое. Вот почему очень важно записывать все примеры. Когда вы физически записываете эти примеры, ваша связь со сном становится более ясной и определенной.

ОЦЕНКА СНОВ С ПОЗИЦИИ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ

На этой стадии работы со снами всегда возникает вопрос, о какой именно жизни повествует сон: о внутренней или внешней. Иногда наша неуверенность выражается в том, что мы задаемся вопросом, следует ли нам воспринимать сон с позиций внутренней жизни.

По большей части сны являются образами того, что происходит внутри сновидящего. Как правило, сны говорят об эволюции внутренних сил, о конфликте внутренних ценностей и точек зрения, о различных энергетических системах бессознательного, которые хотят быть услышанными, хотят пробраться в нашу осознанную жизнь.

Главной темой наших снов, вне всякого сомнения, является процесс индивидуации. Большинство снов, так или иначе, отображают наше индивидуальное путешествие к целому. Они показывают нам различные участки этого пути (приключения, препятствия, конфликты, примирения), который, в конце концов, приведет нас к осознанию своего "я". Каждый сон по-своему демонстрирует либо наши усилия по интеграции определенной бессознательной части нашего существа в наше сознание, либо наше сопротивление внутреннему "я", наше стремление бороться с ним вместо того, чтобы учиться у него. Вот это и есть главная тема наших снов, и именно над этим нам следует задумываться при толковании наших снов.