Обращаясь к Активному Воображению, позволяя архетипическим мотивам принимать символические формы и участвуя в спектакле, мы трансформируем ситуацию. Архетипические силы больше не играют свои роли за кулисами, в невидимом пространстве коллективного бессознательного, а посредством воображения проникают на уровень сознания. Мы, в форме нашего эго, действительно включаемся в игру архетипов и действительно оказываем влияние на исход спектакля. В сущности, это символическое взаимодействие с архетипами дает нам замечательную возможность принять участие в формировании своей судьбы.
Мы не можем точно сказать, какая именно часть структуры этого мужчины олицетворяется доброй королевой, подвергшейся нападению жаждущих власти мужчин. Мы не можем сказать, какую часть олицетворяет маленькая девочка, наступившая на отравленную стрелу. И анализ тут особенно не поможет, потому что сутью Активного Воображения является то, что его надо ощущать. Анализ и постижение смысла символов, имеющие такое большое значение в работе со снами, в работе с Активным Воображением могут только вам помешать, если вы чрезмерно увлечетесь мыслями о том, что данные символы могут значить с точки зрения психологии. Магия Активного Воображения проявляется в самом этом процессе. Когда серия связанных между собой эпизодов Активного Воображения приходит к своей развязке, вот тогда можно извлекать из нее уроки и пытаться постичь смысл ее символов. Но не пытайтесь заняться анализом происходящих событий, пока процесс не закончился.
В любом из нас та же самая архетипическая королева и та же самая маленькая девочка стараются выжить, угодив в отчаянную, невидимую и вневременную борьбу за власть, которая ведется в краю, лежащем на границе между личной душой и коллективным бессознательным.
До тех пор, пока мы оставляем эту борьбу там, в царстве сумерек, на краю вселенной, мы не можем принять участие в доведении этих событий до конца Но, придав этой космической схватке символическую форму (противоборство света и тьмы, женщины и мужчины, королевы и злодея), мы предоставляем нашему осознающему эго возможность познать крупную игру этих могучих сил Эго может принять участие в этом космическом спектакле, сыграть свою роль, произнести свою реплику и, действительно, оказать влияние на исход пьесы Мы можем осознанно и по собственной воле проникнуть в жизнь окружающих нас архетипов вместо того, чтобы огорошенно сидеть сложа руки, предоставив нашу судьбу невидимым и непонятным нам силам
Поначалу это может показаться сверхъестественным или не имеющим отношения к "реальной" жизни. Но можете быть уверены, что участие этого человека в великом архетипическом эпосе, исцеление им больного ребенка, оказание им помощи доброй королеве изменит его жизнь. В ответ на акт символического исцеления где-то глубоко внутри что-то вполне конкретное и реальное тоже будет исцелено
В перспективе это изменит его жизнь коренным образом, это изменит черты его характера. Если он будет продолжать заниматься Активным Воображением, он, в конце концов, перейдет на другие позиции, он создаст иное равновесие между составляющими его силами и обретет новую энергию Изменятся его установки' он будет выбирать другие вещи -он будет другим человеком.
Четырехфазовый подход к Активному Воображению
В следующих нескольких главах я представлю четырехфазовый подход к Активному Воображению, который сможет послужить вам в качестве исходного рубежа в занятиях Активным Воображением. В этой главе мы поговорим о подходе вообще, а также о том, что вам нужно сделать, чтобы создать условия для Активного Воображения. Например, вам нужно знать, где именно вам следует им заниматься: следует найти уединенное место, вам нужно определиться с тем, как вы будете фиксировать происходящее в вашем Активном Воображении
Итак, четыре фазы.
1. Пригласите бессознательное
2. Диалог и ощущения
3. Добавьте элемент этических ценностей
4. Сделайте воображение конкретным посредством физического ритуала
Доктор Мария Луиза фон Франц доказала, что Активное Воображение естественным образом делится на четыре стадии. Разные люди несколько по-разному воспринимают эти стадии. Определяя четыре практические фазы, я пытался сформулировать стандартный подход, который даст большинству людей возможность безбоязненно и беспрепятственно пройти все стадии Активного Воображения.
Как и при работе со снами, в данном случае тоже очень полезно определить порядок действий, серию фаз, которые следует проходить только в строгой последовательности. Это позволит вам миновать все препятствия, избавит от растерянности и нерешительности, которые иногда не позволяют людям начать эту работу или довести ее до конца.
ВЫБОР МЕТОДА ФИЗИЧЕСКОЙ ФИКСАЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ
Прежде чем мы займемся четырьмя фазами, нам необходимо определиться с физическими деталями нашего метода. Нам необходимо получить четкое представление о физической стадии и решить, каким образом мы будем фиксировать наше Активное Воображение.
Эти детали имеют гораздо большее значение, чем вам кажется. Многие люди бросают заниматься Активным Воображением, не успев и начать, потому что они не могут найти удобного для себя способа фиксации результатов воображения.
Мы уже говорили о важности перенесения на бумагу результатов вашей внутренней работы. В случае с Активным Воображением записи приобретают еще большее значение. Вы должны записать или отпечатать ваш внутренний диалог. Это основной способ защиты от превращения Активного Воображения в еще одну пассивную фантазию. Записи позволят вам сосредоточиться на том, что вы делаете, и не позволят вам отвлекаться на случайные грезы. Они дадут вам возможность зафиксировать все, что было сказано и сделано, так что по прошествии некоторого времени вы сможете вспомнить и "переварить" ваши ощущения.
Записи - это не единственный способ фиксации вашего Активного Воображения. Ниже я коснусь и других методов. Но для большинства людей записи - это самый простой и самый эффективный способ.
КАК ДЕЛАЮТСЯ ЗАПИСИ
В двух уже приведенных мною примерах Активного Воображения представлены типичные способы записи воображения. В первом случае женщина использовала свою записную книжку и записала все от руки. На полях она обозначила участников диалога посредством следующих аббревиатур: "Э" означало "эго" (то есть ее саму), а "Яп" означало японского художника, с которым она вела беседу.
Для фиксации своего воображения я использую пишущую машинку. Если вы умеете с ней хорошо обращаться, то она оказывается очень эффективной. Вы можете очень быстро фиксировать ваше воображение и не устаете так быстро, как в том случае, когда делаете записи от руки. Тем не менее, многие люди предпочитают делать записи именно от руки, и среди приверженцев этого метода был и сам Юнг. Некоторым людям кажется, что авторучка более "естественна". Они могут даже придать своему Активному Воображению церемониальный или архетипический оттенок, сделав запись каллиграфическим почерком.
Мой метод оказался весьма полезным для многих людей, которые в начале своей работы испытывали определенные трудности. Все, что говорю я сам, я записываю только строчными буквами, а все, что говорит мне воображаемое мною лицо, я записываю только заглавными буквами. Таким образом, мне даже не нужно отделять абзацами слова одного участника беседы от слов другого. При смене говорящего, я меняю шрифт и потому могу записывать воображение с той же скоростью, с какой оно разворачивается.
Если бы мужчина, путешествие которого в мифическую страну я привел в качестве второго примера, применил бы мой метод, то его Активное Воображение выглядело бы таким образом:
(Приветствую человека в плаще, с капюшоном из перьев, человека эпохи Возрождения, учителя и советчика. Когда я поднимаюсь на мост, он приветствует меня. При нем все его вещи. Я принес с собой фонарь и рюкзак). ПРИВЕТ ТЕБЕ! Я ПРИНЕС ТЕБЕ ДОБРЫЕ ВЕСТИ: ПОГОДА БУДЕТ БЛАГОПРИЯТСТВОВАТЬ НАШЕМУ СЕГОДНЯШНЕМУ ПУТЕШЕСТВИЮ. ОДНАКО, МЫ ДОЛЖНЫ НЕМЕДЛЕННО ОТПРАВЛЯТЬСЯ В ПУТЬ, ИБО ВСЕ В ЭТОМ МИРЕ МОЖЕТ БЫСТРО ИЗМЕНИТЬСЯ. ИДЕМ ЖЕ, ПОКА У НАС ЕСТЬ СИЛЫ. Я хочу отправиться в путешествие. Я хочу продолжать его до тех пор, пока мы не достигнем цели. Я начинаю путешествие с верой в то, что мои действия доставят удовольствие судьбе, и она будет добра ко мне. ТОГДА ИДЕМ, И ПОМНИ: ДАЖЕ САМОЕ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЕ УСИЛИЕ ИМЕЕТ СВОЮ ЦЕННОСТЬ...
Как вы можете видеть, слова автора напечатаны строчными буквами, а слова человека эпохи Возрождения – заглавными. Если вы применяете этот метод, то вам не нужно все время писать на полях "Я" или "Человек", чтобы обозначить, кому именно принадлежат данные слова, и вам не нужно заботиться об абзацах или кавычках. Когда вы видите строчные буквы, вы знаете, что эти слова принадлежат вам, а когда вы видите заглавные, вы знаете, что это слова другого человека. Пользуясь этим методом, вы будете переносить диалоги и события на бумагу с той же скоростью, с какой они происходят, и вам не потребуется делать перерыв.
Нет нужды останавливаться и вносить исправления: никто, кроме вас, не будет этого читать.
Если этот способ устраивает вас, используйте его. Если же он вас не устраивает, то примените метод, приведенный ранее, или изобретите свой собственный метод. Очень важно располагать простым и доступным способом фиксации всего, что происходит и говорится во время Активного Воображения. Если вы будете следить за вопросительными знаками, кавычками, пунктуацией, структурой предложения, то вы заранее обречены на неудачу: это станет слишком обременительным для вас, и вы бросите начатое дело. Метод фиксации должен быть прост, доступен и эффективен.