Смекни!
smekni.com

И фантазии анализ и использование (стр. 38 из 54)

Вероятно, в чистом виде, Активное Воображение выглядит так: вы просто очищаете ваш разум, входите в воображение и ждете того, кто там появится. Такой подход Фон Франц называет "опустошением эго-разума". Мы очищаем наш разум от всех мыслей о внешнем мире, приводим разум в "состояние полной боевой готовности" и просто ожидаем, что или кто в нем возникнет.

Иногда такой подход требует большого терпения и сосредоточенности. Может так случиться, что в течение определенного времени никто и ничто не посетит ваш разум или то, что возникнет, покажется вам либо незначительным, либо недостойным вашего эго-разума, и это побудит вас отбросить его, даже не задумываясь. Если вы держите ваш разум в сфокусированном состоянии достаточно долго, то, как правило, какой-то образ выходит из-за кулис и предлагает себя вашему вниманию. Когда такой персонаж появляется перед вами, то вы ни в коем случае не должны поддаваться своей предубежденности, пытаться оценить или отбросить его. Лучше всего поверить в то, что у него есть для вас важное сообщение.

В вашем мозгу может возникнуть образ из вашего вчерашнего сна, и может оказаться, что этот персонаж желает продолжать с того места, в котором оборвался сон. Это может быть также и образ, который вы никогда раньше не видели. Вы можете задуматься над тем, кто это такой и почему он (или она) появился в вашем воображении. А потому самое простое приглашение - самое очевидное: "Кто ты? Чего ты хочешь? Что ты хочешь сказать?" Диалог начинается.

Я уже сказал, что в этом случае Активное Воображение, вероятно, предстает в своем "чистом" виде, поскольку эго не выбирает себе воображаемого собеседника не решает, что именно будет происходить в его воображении. Вы заранее готовы принять все, что бы не появилось в вашем воображении, не ставите вашему воображению никаких условий и ничего от него не ожидаете.

НАЧАЛО

Многим людям не подходит метод абсолютной восприимчивости или очищение эго-разума. Им очень трудно разжечь свое воображение посредством только сосредоточения и ожидания. В течение довольно долгого времени в их мозгу может присутствовать одна только пустота.

Я убежден, что в таком случае разумно будет "включить насос" - то есть осознанно совершить что-нибудь особенное, чтобы ваше воображение начало фонтанировать. Позвольте мне предложить вам несколько вполне приемлемых способов.

Но следует помнить об одном предостережении: как только в вашем воображении возник какой-то образ и вы начали внутренний диалог, вы должны отказаться от попыток контролировать ситуацию. Если вы пригласили воображение и оно прислало вам свои образы, вы не можете приказывать ему, в каком направлении ему следует двигаться.

1. Используйте вашу фантазию

Вы можете преобразовать пассивную фантазию в Активное Воображение, если заставите фантазию работать на вас Простейший способ таков вы вспоминаете фантазии, посещавшие ваш разум в течение сегодняшнего дня, и выбираете желательный образ, внутренний персонаж или ситуацию. Затем вы отправляетесь в избранное место, на встречу с избранным персонажем и используете его как отправную точку вашего Активного Воображения. Принимайте участие в фантазии, заводите разговоры с ее персонажами, фиксируйте все, что было сказано и сделано, и, тем самым, преобразуйте эту пассивную фантазию в подлинное Активное Воображение.

Такой подход к Активному Воображению особенно полезен в том случае, когда человек обладает излишком фантазии Активное Воображение уменьшит количество и интенсивность фантазии, "выпустив пар". Когда в течение всего дня вас преследует одна и та же фантазия, это является признаком наличия какой-то внутренней проблемы, требующей решения. Если ваш мозг заполняет огромное количество фантазий, то это, скорее всего, означает, что вы не уделяете достаточно внимания вашему бессознательному. "Половодье" фантазий компенсирует дисбаланс в отношениях с внутренним миром и принуждает вас начать жить внутренней жизнью

Юнг сказал, что в таких случаях вы можете обращаться к вашей фантазии и начинать осознанный диалог с ее образами. Вместо того, чтобы пассивно наблюдать за повторением одной и той же фантазии, вы переносите ее материал в Активное Воображение Вы начинаете диалог с различными частями вашего "я" и разрешаете их конфликт. Вы преобразуете фантазию в сознание.

Помните, что фантазии являются великолепными орудиями ясновидения. Если сегодня вас посетила какая-то фантазия, то вы с уверенностью можете сказать, что она, в символической форме, выражает ту динамику, конфликт или область, в которых сосредоточена ваша психическая энергия. Если вы обратитесь к этой фантазии и сделаете ее отправной точкой вашего Активного Воображения, вы автоматически сосредоточитесь на действительно важном для вас внутреннем предмете.

Итак, научившись использовать вашу пассивную фантазию и превращать ее в Активное Воображение, вы решите две важные задачи. Во-первых, это поможет вам пригласить ваше воображение, когда вы "иссякли", когда у вас не возникает никаких образов, когда ваш разум пуст и вы не знаете, как разжечь свое воображение. Во-вторых, когда вы обнаружите, что поток фантазий накрывает вас с головой, это прекрасный способ сосредоточиться на какой-то одной фантазии, поднять ее на поверхность и осознанно "прожить" ее посредством Активного Воображения. Вместо того, чтобы позволять фантазиям растрачивать себя в бессмысленном повторении или пытаться воздействовать на них внешними средствами, вы делаете их осознанными на естественном для них уровне - уровне воображения.

2. Посещение символических мест

Приглашение может выглядеть очень просто вы отправляетесь в воображаемое место и начинаете искать с кем-нибудь встречи. Как правило, ваше воображение приводит вас в нужное внутреннее место и знакомит вас с нужными вам внутренними персонажами.

Многие люди, даже не осознавая этого, привыкают возвращаться в одно и то же воображаемое место. Помните мужчину, который отправляется на поиски приключений вместе с человеком эпохи Возрождения? Обратите внимание, что у него вошло в привычку всегда возвращаться на один и тот же воображаемый мост. На этот мост всегда приходит человек эпохи Возрождения, чтобы взять его с собой во внутренний мир.

Лично для меня таким магическим местом является берег моря, который часто возникает в моих снах. Когда я не знаю, как начать свое Активное Воображение, я мысленно переношусь на берег моря и начинаю прогулку. Что-нибудь обязательно происходит, или кто-нибудь обязательно появляется, и мое воображение начинает разгораться. Часто бывало так, что я шел и шел, а со мной ничего не происходило; иногда от этой ходьбы можно устать. Но в большинстве случаев, если вы отправляетесь в какое-то место внутри вас и начинаете поиски, вы находите кого-то, кто ждет вас.

Несколько лет тому назад у меня был пациент, которому начало Активного Воображения давалось с диким трудом. В его внешней жизни почти ничего не происходило, и эта скука передавалась его воображению. Его разум был абсолютно пуст. Тогда я предложил ему последовать моему примеру: отправиться на берег моря, погулять там и поискать с кем-нибудь встречи.

На следующей неделе он вернулся и сказал. "Ну и что. Я погулял по берегу. Никто не захотел со мной разговаривать. Ничего не произошло".

Здесь я слегка вышел из себя: "Послушай! Не может быть такого, чтобы что-нибудь не произошло. Ты бродишь по берегу достаточно долго, чтобы натереть себе ногу. Ты должен пойти в больницу. Там ты влюбляешься в санитарку и женишься на ней. Что-то обязательно должно произойти. Так добейся этого!"

На следующей неделе он вернулся, посмотрел на меня своим абсолютно серьезным, ничего не выражавшим взглядом, и сказал: "Санитарка оказалась так себе, и я на ней не женился". Но, по крайней мере, он сделал первый шаг.

Вашим внутренним местом может быть поляна в джунглях, луг в Аркадии (идиллическая страна пастухов), где Пан (бог пастухов) отдыхает в тени, или монастырская келья. Вы можете научиться находить внутреннее место, заряженное энергией, и вы можете научиться находить дорогу назад. Посещение внутреннего места становится вашим способом приглашения внутреннего мира.

3. Персонификация

Давайте вспомним женщину, которая маниакально переделывала свой дом. Помните, она пригласила свой внутренний мир к диалогу посредством персонификации своей навязчивой идеи. Она отыскала образ, представлявший маниакальную часть ее "я".

Она начала разговаривать с тем, кто был одержим навязчивой идеей. Поначалу ей казалось, что она говорит в пустоту. Затем она услышала воображаемый голос, который потом превратился в видимый образ.

Э: Что здесь происходит? Мною овладела какая-то неизвестная мне сила. Я не могу спать, потому что мой мозг бомбардируется бесконечной вереницей цветов и оттенков. Что ты делаешь? Чего ты хочешь? Кто ты такой?

(Голос): (В моем воображении этот голос похож на женский). Цвета так красивы. Посмотри на игру оттенков. Посмотри, как они напоминают о различных аспектах природы. Например, вот этот цвет хорошо подойдет к дереву книжных полок.

Э: Извини...

Это - другой способ "включения насоса". Если какая-то навязчивая идея ходит за вами по пятам, если вы не можете стряхнуть с себя какое-то странное настроение - это явный признак того, что вам надо начать диалог с бессознательным. Идите навстречу той части вашего "я", которая одержима навязчивой идеей, пребывает в депрессии или каком-либо еще дурном настроении.

Погрузитесь в ваше воображаемое и скажите: "Почему во мне живет кто-то, кто сегодня пребывает в депрессии? Где ты? Как ты выглядишь? Пожалуйста, прими форму, которую я мог бы увидеть, приди и поговори со мной. Я хочу знать, кто ты и чего ты хочешь?"