Смекни!
smekni.com

И фантазии анализ и использование (стр. 41 из 54)

Понять это вы можете, припомнив уже приводившиеся в этой книге примеры. Первым из них был диалог женщины и ее внутреннего японского художника, В самом начале этого диалога четко прослеживается момент определения проблемы Затем следует долгая беседа, в ходе которой предлагаются различные варианты решения проблемы. И, наконец, диалог заканчивается формулировкой решения проблемы. Это не была последняя беседа с японским художником. Но решение основной проблемы было найдено уже в ходе первого сеанса

Прямой противоположностью этому примеру является случай с мужчиной, отправившимся в мифическое путешествие, на помощь попавшей в беду королеве. В ходе первого сеанса Активного Воображения была сформулирована проблема: в королевстве появились злые силы, причиняющие людям страдания. Вина за это возлагается на невинную королеву. Когда мужчина со своим проводником отправляется в путешествие, он делает все, что в его силах, начав спасение королевства со спасения маленькой девочки. Но его приключения только начинаются, и его ждет еще много работы Действие данного Активного Воображения продолжается и по сей день, в течение вот уже многих лет

ЗАДЕЙСТВУЙТЕ ВАШИ ЧУВСТВА

Полное участие в Активном Воображении является его сутью. Все, что мы говорили о различиях между пассивной фантазией и Активным Воображением, на этой стадии становится особенно важным Полноправное партнерство в обмене информацией имеет жизненно важное значение Следует вносить предложения, проявлять инициативу, задавать вопросы, спорить, возражать - в общем, вести разговор, который обычно имеет место между равными собеседниками

В этом смысле наиболее важным аспектом является задействование ваших чувств. Вы должны чувствовать, что все происходящее реально на самом деле случается - хотя оно происходит не извне, а внутри вас. Если же вы занимаете отвлеченную позицию или относитесь к происходящему как к фантазии, зрелищу, за которым вы наблюдаете с безопасного расстояния, то эксперимент можно считать недействительным. И если вы не задействуете ваши чувства, то это нельзя признать истинным Активным Воображением

Хороший пример включения чувств - случай с женщиной, которой приснились две игнорировавшие ее мужские фигуры, напоминавшие ей мужа и брата Какие чувства испытывала она, когда обратилась к ним в своем Активном Воображении?

Она была возмущена, она была в ярости - и все это были самые настоящие чувства Она задействовала свои чувства в разговоре с этими двумя внутренними личностями, и когда они, наконец, заговорили с ней, это было их реакцией именно на ее чувства

Как правило, признаком подлинности Активного Воображения являются чувства, которые оно вызывает у своего "хозяина". Если у нормального человека разыгрывающаяся в его воображении ситуация должна вызывать гнев, страх или безудержную радость, но он этих чувств не испытывает, то я понимаю, что он не воспринимает все происходящее всерьез, занимает по отношению к нему отстраненную позицию - позицию наблюдателя, а не участника

Мы должны принимать самое активное участие в происходящем Однако, существует рубеж, который нельзя пересекать Мы не должны покидать зону "участия" и попадать в зону "контроля" В нашем Активном Воображении мы не можем руководить "внутренними" личностями или происходящими событиями Мы должны дать нашему воображению возможность идти в избранном им самим направлении, развиваться так, как оно само того хочет, и не должны пытаться заранее определить, что будет в нем происходить, говориться или делаться.

Иногда бывает очень трудно уловить разницу между активным участием и попытками управления. Хорошим примером тому являются ваши беседы с реальными людьми. Беседуя с кем-либо, воспитанный человек относится к собеседнику, как к равному. Он не пытается доминировать, он не трещит без умолку, чтобы не дать собеседнику возможности выразить свою точку зрения. Так вот, когда вы беседуете с обитателями вашего внутреннего мира, проявляйте тоже вежливость и сдержанность.

Бывает, что речи вашей "внутренней" личности кажутся вам глупыми, примитивными и бессмысленными или настолько задевают вас за живое, что вы приходите в ярость. И все же, вы должны дать ей возможность выговориться. Раз и навсегда откажитесь от попыток контролировать ситуацию, не старайтесь подогнать ваши внутренние фигуры под стандарты вашего эго, дайте им возможность быть теми, кем они являются на самом деле.

Отказаться от управления воображением означает расстаться с заранее сформированными представлениями о том, что должно в нем происходить и говориться, какое послание должно в нем прозвучать. На самом деле, на данной стадии, вы вообще не должны думать о том, что все это значит, поскольку, в противном случае, у вас появится искушение "отрежиссировать" все происходящее, чтобы добиться "желаемого" результата. Мы должны остерегаться попыток подогнать происходящее под ожидания нашего эго. Мы должны отказаться от "приказного" образа мышления и открыть дорогу чувствам, конфликтам и личностям, живущим своей жизнью в глубинах нашего бессознательного.

УЧИТЕСЬ СЛУШАТЬ

Заниматься Активным Воображением - это, прежде всего, означает "слушать" Не каждая беседа и не каждое общение с вашими "внутренними" личностями будет происходить посредством слов. Иногда, в ходе Активного Воображения, не раздается ни единого слова, а имеют место лишь действия, поступки и наблюдения. Это тоже беседа, хоть и немая. Впрочем, гораздо чаще в воображении, все-таки, звучат речи. В любом случае, мы должны научиться слушать.

Зачастую мы имеем дело только с теми частями нашего "я", которые возникают в нашем воображении в образе "врага" - носителя упрямства, невроза, вредной привычки, незрелости. Так их воспринимает наше эго. Но сейчас, если вместо привычной, длящейся всю нашу жизнь войны мы собираемся начать диалог, мы должны научиться слушать.

После стольких лет игнорирования этих частей нашего "я", после стольких лет отношения к ним как к "низменным" чертам нашей личности, мы начинаем к ним прислушиваться и обнаруживаем, что они могут сказать нам кое-что очень неприятное. Что ж тут удивляться, что какая-то внутренняя личность говорит мне, что в течении многих лет я был ужасным тираном и "заколачивал" в свое бессознательное точку зрения своего эго

Нужно испытывать желание сказать. "Кто ты? У тебя есть, что сказать мне? Я тебя выслушаю. Говори хоть целый час. Говори на том языке, на каком хочешь. Я пришел сюда, чтобы тебя выслушать"

В большинстве случаев это требует от нас коренного пересмотра наших установок Даже если вы оцениваете определенную часть вашего "я" как слабость, дефект, ужасное препятствие на пути к плодотворной жизни, вы все равно должны перестать относится к ней как к "отрицательному герою". Если вы начнете заниматься Активным Воображением, то должны будете прислушиваться к этому "низшему" существу так, словно его голос является голосом мудрости. Если ваша депрессия или слабость является к вам в персонифицированной форме, вы должны воздать ей почести как части вашего общего "я".

Да, это очень пугающая перспектива: вывести на трибуну свой комплекс неполноценности, свое чувство вины или свои угрызения совести и сказать: "У тебя есть все права. Ты знаешь то, чего не знаю или не понимаю я. Ты можешь говорить все, что хочешь, пока тебе это не надоест. Тебя будут слушать с уважением. И то, что ты скажешь, будет записано" Именно в этом и заключается подлинная сила Активного Воображения: мы учимся слушать тех, кого раньше заставляли молчать. Мы учимся благородству у тех, кому раньше отказывали в уважении.

УЧИТЕСЬ ОТВЕЧАТЬ

После того, как мы научились слушать, мы должны также научиться и отвечать - передавать имеющуюся у нас информацию, высказывать свою точку зрения, защищать свои ценности

Зачастую бывает так" человек научится слушать голос бессознательного, научится воспринимать его всерьез и впадает в другую крайность - приходит к выводу, что "эго ничего не знает" То есть имеет место тенденция воспринимать все слова внутренних фигур как истину в последней инстанции. Это - такой же глупый и однобокий подход, как предшествовавший ему эгоцентризм Если эго нуждается в том, чтобы уравновесить свою точку зрения мнением бессознательного, то и бессознательное должно быть уравновешено установками осознающего разума.

Помните о следующем замечании Юнга: эго -это маленькая пробка, плавающая по поверхности огромного океана бессознательного. У нас часто возникает такое ощущение: мы чувствуем себя бутылочной пробкой, носящейся по океану жизни, отданной на волю подбрасывающих ее волн. Нам кажется, что от нас практически ничего не зависит.

Эту аналогию Юнг продолжил потрясающим заявлением, несмотря ни на что, пробка морально равна океану, потому что она обладает силой сознания! Хотя эго и мало, но оно обладает той особой силой, которую мы называем сознанием, и эта особая, сконцентрированная сила придает ему такую же необходимость, такую же силу, мощь, такую же ценность, какой обладает бесконечно богатое бессознательное. Маленькая пробка может разговаривать с океаном, у нее есть своя точка зрения, без которой невозможна эволюция сознания. Эго может на равных беседовать с бессознательным.

Способность эго к сознанию дает ему силу, право и, даже, обязанность - на равных соревноваться с великим бессознательным и вырабатывать общие ценности.