Архетипы врываются в сознание со всей накопившейся в них энергией, словно дикие животные первобытных джунглей, и поэтому их вряд ли волнуют человеческие представления о честности, справедливости или нравственности. Они служат царству инстинкта: для них имеет значение только служение природе, поддержание эволюции, воплощение всех архетипических тем в человеческой жизни. Но как именно это должно происходить, сколько вреда это может причинить и какие другие ценности могут быть растоптаны при этом продвижении вперед - грубые, примитивные принципы не знают, что об этом следует думать.
Первичные архетипы можно сравнить со львами, живущими в естественных условиях когда мы видим их в их диком великолепии, они кажутся нам воплощением благородства. Но они также являются безликими силами природы, каждый из них живет по своим правилам, подчиняется холодным и безнравственным законам природы, которые не включают в себя такие человеческие понятия, как жалость, доброта, любовь, честность, способность поставить себя на место жертвы.
Многие архетипы, из которых состоит общий полный человечески характер, проявляются как чистые, грубые инстинкты преследования, выживания, агрессии, защиты своей территории. Если посредством любви и нравственной ответственности привести их в соответствие с человеческими ценностями, они могут принести огромную пользу. Но если они будут доминировать в нас за счет человеческих чувств, то превратят нас в обыкновенных варваров.
В любой личности, приходящей к нам в нашем Активном Воображении, есть определенная истина и определенная мудрость. Как правило, каждый образ несет ту мудрость, в которой мы нуждаемся для того, чтобы компенсировать однобокость нашего эго и привычного нам взгляда на жизнь. Но чем больше внутренняя личность отождествляется с чистым архетипом, тем существует большая вероятность того, что она займет полярную точку зрения, представляющую ту крайность, которая находится за пределами человечности и здравого смысла.
Стало быть, "открывая дверь" в бессознательное, мы, прежде всего, обязаны независимо и ясно мыслить Мы должны слушать очень внимательно, чтобы расслышать слова истины в напыщенных, соблазнительных, театральных речах внутренних голосов. Мы должны отблагодарить эту истину, сделав ее более цивилизованной, более чувствительной, более человечной, более терпимой, чтобы, интегрируя эту истину в обычную человеческую жизнь, мы не испепелили саму жизнь. И вы должны занять по отношению к этой истине свою индивидуальную этическую позицию.
Фаза четвертая: Ритуалы
Воплотить свое Активное Воображение означает придать ему физическое качество, перевести его из абстрактного, бесплотного уровня в физическую, земную жизнь.
Четвертая фаза Активного Воображения очень похожа на четвертую фазу работы со снами. Это не случайно. Необходимо помнить следующий общий принцип: каждый раз, когда вы занимаетесь любой формой внутренней работы и доводите ее до логического завершения, вы должны материализовать полученный результат. Вы либо отправляете физический ритуал, либо, если это возможно, делаете что-то, в результате чего интегрируется в ткань вашей повседневной жизни.
Поскольку мы уже рассмотрели эту фазу в главе, посвященной работе со снами, то здесь мы не будем на ней особо задерживаться.
Вступая в четвертую фазу, следует помнить об одной очень важной вещи: вы не должны устраивать представление. На жаргоне психологов, "представление", если говорить простыми словами, означает попытку перенести в реальную жизнь внутренние, скрытые конфликты и порывы.
В крайних клинических случаях, "представление" может принять форму насилия, которое "актер" направляет либо на самого себя, либо на других людей. Но большинство из нас каждый день устраивает небольшое "представление", даже не осознавая этого. Например, человек пребывает в состоянии ужасного внутреннего конфликта по поводу решения, которое он не может себя заставить принять, и он срывает свою злость на жене, пытаясь разрешить этот конфликт посредством семейной ссоры.
Активное Воображение предоставляет для этого большие возможности, поскольку в нем задействовано так много фантазии. Если вышеупомянутый мужчина неосторожен, если во время своего Активного Воображения он спорит со своей anima, то, закончив Активное Воображение, он тут же начнет спорить со своей женой. Он воспринял воображение буквально и постарается перенести его в реальную жизнь.
Если в ходе четвертой фазы вы решите воплотить ваше воображение, то это не значит, что вы должны претворить вашу фантазию в жизнь в буквальном смысле этого слова. На самом деле, вы должны выделить из фантазии ее суть - смысл, послание или основной принцип - и воплотить эту суть посредством отправления физического ритуала или интеграции ее в вашу повседневную жизнь. Если вы не поймете разницы между "представлением" и "воплощением", то можете накликать на себя беду. Вы не должны воспринимать четвертую фазу Активного Воображения как разрешение на реализацию своих фантазий в их грубой, буквально понятой форме.
Чтобы понять истинность этого принципа, я продемонстрирую его крайнее проявление. Например, я занимаюсь Активным Воображением и вижу себя древним воином, поражающим своих врагов мечом. Во внутреннем мире фехтование мечом имеет смысл, но совершенно очевидно, что я не могу воплотить это воображение буквально: раздобыть себе меч и опробовать его на раздражающих меня людях. Но если предмет Активного Воображения боле близок к реалиям повседневной жизни, то провести черту между фантазией и жизнью становится труднее, и искушение устроить "представление" усиливается.
По этой причине я настаиваю на том, что мы не должны использовать в Активном Воображении образы реальных, конкретных людей. Вы не должны вызывать в воображении образ невесты, друга или сотрудника и заводить с ними беседу. Если вы это сделаете, то бессознательное будет оказывать на вас ужасное давление для того, чтобы, увидев этого человека, вы перевели ваше Активное Воображение в физическую плоскость. Вы невольно соедините уровень воображения с уровнем действительных отношений. Вы начнете говорить или делать вещи, которые для других людей не будут иметь никакого смысла: они-то вашего сценария не читали.
Если в вашем воображении появляется образ знакомого, то вы должны остановиться и изменить внешность образа. Вы можете сказать: "Слушай, я не знаю почему, но ты выглядишь точно также, как тот парень с моей работы, который меня доводит до белого каления. Поскольку я знаю, что ты - это моя внутренняя энергетическая система, пожалуйста, измени свою внешность. Я не хочу смешивать то, что происходит внутри меня, с реальным человеком". В этом случае, внутренняя фигура почти всегда следует вашему пожеланию и меняет свою внешность. Тогда вы можете продолжать ваш диалог с чистой совестью, зная, что вы беседуете с частью своего "я", а не с посторонним человеческим существом. Есть еще одна причина, по которой не рекомендуется использовать в Активном Воображении образ какого-либо вашего знакомого из внешнего мира.
Это занятие люди когда-то называли "магией". Опыт человечества доказал, что все, совершаемое нами на уровне бессознательного, передается бессознательному окружающих нас людей и невольно воздействует на них. Даже если мы, в физическом смысле, находимся далеко от данного человека, все происходящее в наших фантазиях и воображении посылает вибрации в коллективное бессознательное, и бессознательное данного конкретного человека эти вибрации улавливает.
Стало быть, если вы приводите в действие такое могучее орудие как Активное Воображение и в своем бессознательном сосредоточиваете всю энергию на образе конкретного человека, то эта энергия начинает воздействовать на данного индивидуума. Даже если у вас благие намерения, вы, все равно, пытаетесь манипулировать этим человеком, и, вместе с тем, вы не в состоянии контролировать развитие начатого вами процесса: вы не можете предсказать последствия ваших действий. Этот человек начнет чувствовать смутное волнение на уровне бессознательного и, сам не зная почему, изменит свое отношение к вам.
По той же самой причине не рекомендуется активно фантазировать на тему данного человека. Мало того, что, как любая пассивная фантазия, это занятие совершенно бесполезное, но оно еще и окажет плохое воздействие на этого человека, на вас и ваши взаимоотношения. Если нас, против нашей воли, постоянно преследует чрезвычайно яркая фантазия по поводу какого-то конкретного человека, то мы можем рассердиться и в своей фантазии сказать этому человеку, чтобы он от нас отстал. Нам может доставить огромное удовольствие насмешничать над этим человеком, чтобы поставить его в неловкое положение. Или мы можем влюбиться в этого человека и целый день фантазировать о том, как мы будем за ним ухаживать, как будут развиваться события и как вся наша последующая жизнь превратится в волнующий страстный сон.
Во-первых, как и в случае с Активным Воображением, постоянное присутствие в вашем мозгу фантазии на тему какого-то конкретного человека неизбежно воздействует на бессознательное этого человека. Во-вторых, чрезмерная увлеченность этой фантазией окажет плохое воздействие и на вас, поскольку вы зациклитесь на определенном отношении к этому человеку. Постоянное повторение одной и той же фантазии приведет к тому, что вы привыкнете воспринимать этого человека и реагировать на него только каким-то определенным образом. А такой произвольный подход может быть совершенно неуместным в объективной, реальной действительности.