Смекни!
smekni.com

И фантазии анализ и использование (стр. 6 из 54)

Мы можем образно представить себе два канала, которые тянутся от бессознательного к осознающему разуму. Первый канал - это способность к сновидениям, второй - способность к воображению. Сновидения и воображение имеют одно общее особое качество способность превращать невидимые формы бессознательного в образы, воспринимаемые осознающим разумом. Вот почему у нас иногда возникает ощущение, что сновидения - это продукт воображения, продолжающего свою работу во время нашего сна, а воображение - это мир снов, посещающий нас в часы бодрствования

В ночное время бессознательное приводит в действие заряды энергии, которые создают образы на экране спящего разума, но и в часы бодрствования оно не прекращает функционировать. Оно излучает постоянный поток энергетических импульсов, которые находят свой путь к осознающему разуму в форме чувств, настроений, и, прежде всего, образов, возникающих в нашем воображении. Как и в случае со сновидениями, символическое значение этих образов может быть понято только тем человеком, который хочет учиться

Проходящий через наше воображение материал принимает самые разные формы - от фривольных до провидческих. На нижней отметке шкалы находится пассивная фантазия - прихотливая греза, посещающая нас в самое неподходящее время дня и, иногда, надолго отвлекающая наше внимание. Такие фантазии носят чисто развлекательный или отвлекающий характер и ничего не дают сознанию.

На верхней отметке шкалы находится провидческое озарение, то есть слияние Активного Воображения и религиозного экстаза Активное Воображение - это один из способов конструктивного использования воображения, с целью приближения к бессознательному; есть много и других способов, в том числе формы глубокой медитации.

Цивилизация двадцатого века отличается массовым предубежденным отношением к воображению. Это отношение нашло свое отражение во фразах типа "Тебе это только кажется" и "Это всего лишь твои фантазии, и к реальности они отношения не имеют".

На самом же деле, воображение - это вовсе не "выдумки". Появляющийся в воображении материал должен сначала зародиться в бессознательном. Воображение будет правильнее назвать каналом, по которому этот материал перетекает в осознающий разум. А если быть еще более точным, то воображение - это преобразователь, превращающий невидимый материал в образы, которые может воспринять осознающий разум

Корнем слова воображение является латинское слово image - образ, стало быть, воображение - это способность разума к созданию образов, инструмент, обладающий возможностью облекать в образную ткань существа из внутреннего мира, чтобы мы могли их увидеть Воображение порождает символы, которые бессознательное использует для самовыражения

Многочисленные исторические и психологические факторы, развивавшиеся в течение многих столетий, привели к нашему сегодняшнему непониманию истинной сущности воображения и фантазии Объем этой книги не позволяет перечислить все эти факторы, но, поскольку предубеждения получили столь широкое распространение, я думаю, будет уместно остановиться на том, как понимали фантазию и воображение наши интеллектуальные предки -древние греки.

"Фантазия" - это греческое слово. Изначальное значение этого слова было информирующим "то, что делает видимым". Оно произошло от глагола, означавшего "делать видимым, открывать". Взаимосвязь не вызывает сомнений психологическая функция нашей способности фантазировать состоит в том, чтобы "делать видимой" динамику бессознательной души.

Итак, греческая психология знала то, что современной аналитической психологии пришлось открывать заново человеческий разум наделен особым даром превращать невидимое царство в видимые формы, чтобы разум мог их увидеть и созерцать. Вот это невидимое царство мы и называем бессознательным. Платон нарек его миром идеальных форм, для других древних оно было сферой богов, областью чистого духа. Но все они чувствовали одно только наша способность создавать образы дает нам возможность эти образы видеть.

У древних греков phantasia обозначала тот особый дар разума, который способствовал созданию поэтических абстрактных и религиозных образов Фантазия - это наша способность "делать видимым" содержание внутреннего мира посредством придания ему формы, его персонификации. Греки считали реальность внутреннего мира само собой разумеющейся и выражали ее идеальные формы или универсальные качества в образах своих богов. Для них phantasia была инструментом, посредством которого божественный мир общается с человеческим разумом.

В европейской психологии (по крайней мере, до начала средневековья) способность к созданию образов, называемая воображением или phantasia, рассматривалась как инструмент, посредством которого можно принимать послания из духовного и чувственного миров и превращать их во внутренний образ, который можно сохранить в памяти и сделать предметом осмысления. В религии воображение было вполне законным путем к религиозному вдохновению, откровению и экстазу. Тот факт, что информация пробралась в осознающий разум через воображение, ни в коей мере не дискредитировал эту информацию, ибо, как сказано в "Оксфордском Словаре Английского Языка": "Поэтическое воображение повсеместно рассматривалось как вера в реальность воображаемых вещей".

Слово фантазия стало приобретать другой смысл – "вымысел", "нечто нереальное и непонятное", - скорее всего, в елизаветинские времена. Появилось слово "выдумка" - нечто, произвольно порожденное воображением ради чистого развлечения К сожалению, это неверное понимание природы воображения в полном объеме унаследовала цивилизация двадцатого века.

Если задуматься над этим вопросом хотя бы на мгновение, то станет ясно, какой глупостью является подобное принижение воображения. Поэзия, литература, живопись, скульптура, да и вообще любая художественная, философская и религиозная деятельность человека зависят от этой способности к созданию образов, называемой воображением. Если бы не эта наша способность к созданию образов, мы не смогли бы развить ни абстрактное и логическое мышление, ни точные науки, ни даже язык. И здесь уместно повторить уже приводившуюся выше цитату из Ноймана.

"Символические образы бессознательного - это творящий источник человеческого духа во всех его проявлениях. И поскольку процесс формирования бессознательным символов является источником человеческого духа, то язык история которого практически идентична зарождению и развитию человеческого сознания, всегда начинается как язык символов".

АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ОСОЗНАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К ВООБРАЖЕНИЮ

Активное Воображение, подобно бессознательному, всегда присутствовало в человеческой жизни. Как и в случае со многими другими аспектами нашей внутренней жизни, человечество вновь обрело это утраченное искусство благодаря Юнгу. На первый взгляд, Активное Воображение может показаться слишком простым и наивным, чтобы его всерьез принимать за психологическую технику оно обращено к возникшим в воображении образам и диалогу с ними. А это включает в себя общение с образами Собственно, осознающий эго-разум входит в воображение и принимает в нем участие. Зачастую под этим подразумевается обычный разговор с возникшими фигурами, но, иногда, это включает в себя принятие участия в действиях, приключениях или конфликтах, история которых разворачивается в воображении

Вот именно это осознанное участие в воображаемом событии и превращает обычную пассивную фантазию в Активное Воображение. Соединение осознающего разума с бессознательным на нейтральной полосе плана воображения дает нам возможность разрушать определенные барьеры, отделяющие эго от бессознательного, установить подлинную связь между двумя уровнями души, разрешить некоторые наши невротические конфликты с бессознательным, и, стало быть, больше узнать о нашей личности.

Поскольку у большинства широко распространено представление о воображении как о вымысле, то многие люди, услышав о таком эксперименте, реагируют чисто автоматически, заявляя, что он не имеет никакого смысла. Они думают "Да я просто буду разговаривать с самим собой". Но если мы работаем с Активным Воображением, то скоро убеждаемся, что ведем диалог с подлинной внутренней частью нашего "я". Мы сходимся лицом в лицу с могучими личностями, которые живут внутри нас на уровне бессознательного и зачастую находятся в конфликте с нашими осознанными идеями и поведением. Собственно, мы вторгаемся в динамику бессознательного мы путешествуем в области, дорога в которую неизвестна осознающему разуму.

Конечно же, это событие является чисто символическим Образы, с которыми мы встречаемся, являются символами, и встречаемся мы с ними на символическом плане существования. Но здесь действует магический принцип когда мы общаемся с образами, то непосредственно общаемся с внутренней частью нашего "я", облаченной в эти образы В этом и заключается сила символического ощущения человеческой души, когда она осознанно вторгается в него насыщенность этого ощущения и его воздействие на нас зачастую бывает таким же конкретным, как воздействие и насыщенность физического ощущения В его силе изменить наше мироощущение, научить нас чему-нибудь на более глубоком уровне, и его сила гораздо больше силы внешних событий, которые мы можем пережить, даже не заметив того.

Когда мы общаемся с символами, мы одновременно общаемся с комплексом, архетипом, внутренним психическим существом, которое представлено этим символом. Когда образ говорит, он говорит одним из наших собственных внутренних голосов. Когда мы отвечаем ему, то невидимая внутренняя часть нашего собственного "я" слушает и запоминает Она стоит перед нами в форме воображаемого образа.