Два стало Тремя, Три – всем остальным».
Дао Дэ Цзин, Лао Цзы
Но вернемся к науке. Я не хочу загромождать этот реферат своими размышлениями на тему глобальных проблем человечества и синергетизма социальных систем, эта тема широко и досконально разработана (особенно хочется упомянуть в этом контексте кафедру социологии и политологии Московского государственного универститета культуры и искусства, в частности, труды Аванесова Ю.М., который занимается общей теорией социокультурных изменений в современном мире), тем не менее, не могу не привести одну ключевую идею разработок этой кафедры. Эта идея, на мой взгляд, весьма актуальна для белорусского общества. Ее суть заключается в следующем: порядок (диктатура) обязательно сменяется фазой хаоса, причем степень хаоса прямо пропорциональна степени жесткости диктатуры, а хаос, в свою очередь, снова порождает диктатуру. Это в инволюционном случае развития. В эволюционном варианте последовательном меняющие друг друга хаос и диктатура переходят в качественно новое состояние системы - синергетический этап развития общества, который, в некотором смысле, можно отождествить с обсуждаемой сейчас концепцией гражданского общества.
Схематично это выглядит так:
Порядок 1 Þ | Хаос Þ | Порядок 2 |
Организация Þ | Дезорганизация Þ | Самоорганизация |
Синергетизм Þ | Бифуркация Þ | Сингармонизм |
Если порядок обозначить буквой N, переход Þ, а новый порядок N', то получается, такая схема:
N Þ N'
Причем N' – это и есть качественно новое состояние общества. На первых порах система самоорганизации прогрессивна и позволяет внутренним энергиям системы свободно циркулировать внутри нее. И это и есть главная цель политических и социальных реформ. В дальнейшем, если система закрывается, т.е. перестает давать ход творческому потенциалу социальной структуры, то автоматически вступают в игру силы разрушения, задача которых - смести все устаревшее с эволюционного пути. Волны социального и экономического хаоса вздымаются все выше и выше, разрушительные тенденции становятся все более очевидными и, в конечном счете, волна разрушений (будь то социальные революции или экологические бедствия, ибо все эти процессы взаимосвязаны) прокатывается по территории отдельной страны и даже всей планеты. Именно эта ситуация надвигается сейчас на нашу страну и на всю планету. Проблемы терроризма и преступности, болезни людей и природы, социальные и личные конфликты - все это признаки глубокого кризиса системы, которая должна перейти на качественно новый уровень. Именно не повторить старый, а перейти на качественно новый – в этом суть того философского и идеологического вызова, который поставило перед нами время.
Идеология как наука может помочь нам лучше понять общие принципы работы этой системы и, опираясь на них, построить новое будущее. Ключевым понятием в этом построении будущего общества будет понятие природосообразности и самоорганизации социальной системы. Именно в эту сторону идут изменения всего современного мира. И именно этими подходами занимается синергетика. Соответственно, этот подход может послужить основным идеологическим фоном современной концепции социального развития. Причем эти процессы проявляют себя в разных сферах, в частности, в сфере образования. И разработка всего курса по идеологии должна вестись с учетом этого явления.
В результате курса мы должны сформировать образ идеальной Беларуси, такой, какой она должна быть для того, чтобы все ее жители были счастливы, и наметить механизм мероприятий в духовном, политическом и экономическом ракурсе, которые бы помогли этот идеал воплотить в жизнь. Важно помнить, что любая, даже самая прекрасная, идея, превращённая в догму, приводит к трагедиям. Только та идеология, которая предоставляет людям право выбора и поиска своего взгляда на мир, может быть безопасной и прогрессивной. Курс по идеологии должен стать путеводным ориентиром, включающим в себя лучшие достижения философской и социальной мысли. Такой курс, несомненно, вызовет большой интерес у слушателей и принесет большую пользу всему обществу.
Лучший способ предсказать будущее – создать его.
Ален
О национальной идее было сказано очень много. В то же время ни один лозунг и ни одно определение, которые предлагаются в учебниках по идеологии, пока не сыграли доминирующую роль в становлении белорусского общества. Причин, на мой взгляд, здесь несколько. Одна из самых главных заключается в том, что разработка курса по идеологии опирается на научные концепции, т.е. на ментальные конструкции, а человек воспринимает мир и откликается прежде всего на эмоционально-чувственную и духовную сферы. Т.е. национальную идею надо искать в духе, а не в интеллекте. А это принципиальная разница! Во-вторых, те научные разработки и авторы, которые приводятся в учебниках по идеологии, несут отпечаток западной ментальности, описывающей, а не создающей окружающую нас реальность. Духовные авторы и лидеры философской мысли Востока, такие как Ауробиндо, Кришнамурти, Ошо, Бейли и другие вообще не упоминаются в книгах по идеологии, хотя, на мой взгляд, именно их работы могут сыграть очень важную роль в становлении национальной идеи в Беларуси. Национальная идея, на мой взгляд, должна не столько исследовать прошлое, сколько показывать будущее. Т.е. это должен быть понятный всем, яркий и светлый идеал, к которому идет наше общество в потоке эволюционных процессов на всей планете.
В этом контексте моя формулировка национальной идеи схематично выглядит следующим образом:
Суть этой диаграммы заключается в том, что все корни и вся специфика белорусской истории, ее географическое положение, особенности ее менталитета выдвигают основную глобальную задачу, стоящую перед нашим народом: соединить в одно гармоничное Целое лучшие достижения Запада и Востока. Одна из интересных черт славянского человека заключается в умении непротиворечиво связать противоположности, соединяя, а не разрушая и ту, и другую стороны.
Западные технологии и развитая научная база могут легко дополниться восточным мистицизмом и приоритетом духовного над материальным; ощущение извечно счастливого социального мира в Соборности (концепция Хомякова) опереться на научные исследования современных социологов; интуитивное ощущение божественной энергии внутри себя может помочь руководителям найти правильный путь в хаосе клубящихся проблем, а умение интуитивно мыслить помогает нашим программистам завоевывать первые места в международных олимпиадах. Беларусь всегда была религиозно терпимой страной, она всегда относилась с уважением к духовному пути разных конфессий и ставила духовные приоритеты выше материальных. Все это выделяет ее из круга остальных стран и создает благоприятные предпосылки для подобного синтеза. И если эту задачу поставить на национальный уровень, то она и станет, на мой взгляд, национальной идеей нашего народа, тем маяком, к которому мы можем придти. Беларусь - это единственная страна на планете, которая в состоянии взяться за подобную задачу. Именно поэтому бессмысленно и нелепо пересаживать западные или восточные модели на белорусскую почву. Беларусь может сама создать новое, то, чего еще никогда не было в обозримой нам истории. Но эти задачи должны быть четко очерчены и понятно объяснены всем людям. И решить их можно, разумеется, только в условиях социально справедливого общества. Рынок как стихия уничтожает все духовные приоритеты, сталкивая общество в борьбу животного эгоизма. Сдержать эту тенденцию и противопоставить ему духовную красоту, всячески развивая человеческую свободу и творчество, - вот задача, которая стоит перед всем управляющим аппаратом нашей страны.
Разумеется, Россия тоже, в глобальном масштабе, может выполнить подобный синтез, но масштабы там неизмеримо больше и, соответственно, более трудны для координации. Именно поэтому Беларусь может послужить стартовой площадкой этого процесса. Рождение нового человека на планете - это и есть самый главный, самый острый, самый неотложный императив нашего времени. И я могу смело утверждать, что такой человек может и уже рождается в Беларуси. Человек должен стать Сверх-Человеком, но не в том ницшеанском стиле, где арийская раса уничтожает все остальные примитивные расы, а том, чисто славянском, жертвенном духе, о котором писал Достоевский, когда более силен тот, кто более велик духом, кто умеет жертвовать во имя ближнего. Славяне всегда славились этими качествами и, как справедливо описал это Даниил Андреев в «Розе Мира», славянский этнос не случайно занял такие огромные территории, и не случайно сотни тысяч духовных праведников насыщали духовный потенциал нашего народа в преддверии его исторической миссии. Та национальная сверхзадача, о которой я пишу, проходит фоном во многих книгах, в частности в «Розе Мира» Даниила Андреева. И суть национальной идеи заключается не в поисках исторического прошлого белорусского народа (там она никогда не будет найдена), а в постановке задачи для будущего. Национальная идея Беларуси – это идеал, понятный и ясный всем, к которому мы должны стремиться. Ярко обозначить его, вдохновить им людей и зажечь их на его реализацию – это и есть миссия национальной идеи. Но идея эта может быть только в духе и поэтому ни одна экономическая программа никогда не сможет стать «сущностным содержанием национальной идеи», как это было сказано в одном из учебников по идеологии, по той простой причине, что деньги и материальность, как бы они ни были необходимы, никогда не станут для белорусского народа национальным приоритетом. А если это и произойдет, то наш народ просуществует недолго.