Смекни!
smekni.com

1. Сущность политической идеологии (стр. 5 из 5)

Социальный либерализм сумел разрешить многие вопросы, связанные с образованием, медицинским обслуживанием, социальным страховани­ем занятостью, правами меньшинства, расширением участия граждан в политическом процессе.

Таким образом, либеральная идеология представляет собой достаточно цельную теоретическую кон­струкцию, имеющую ряд признаков. В экономике - это обоснование экономической свободы и права собствен­ности; в социальных отношениях - равенство возмож­ностей; в политике - защита представительной, плюра­листической демократии; в духовной жизни - свобода мысли и слова; в религии - антиклерикализм; в морали - индивидуализм. Современный либерализм является выразителем интересов среднего класса. Как идеология современный либерализм, подобно классическому либе­рализму, выступает за динамичное, ориентированное на социальный прогресс общество, в котором личностный фактор, личные заслуги и результаты находились бы на первом плане. Эта идеология требует от личности мак­симальной реализации своих способностей, желания брать на себя ответственность за собственную судьбу, не рассчитывая на благотворительность и гарантии госу­дарства-покровителя.

3.5. Российский либерализм.

Либеральная идеология на протяжении последних веков, и особенно в 90-е годы XX века, играла важную роль в прогрессивном политическом развитии России.

Либеральное сознание появляется в стране в конце XVIII - начале XIX вв. Его появление обусловлено включением России в широкий общеевропейский контекст, приобщением высших слоев общества к европейской образованности, утверждением идеалов Просвещения, внедрением идеи общественного договора, естественных прав и т.д. Формирование более или менее целостного либерального сознания падает на 10-30 гг. XIX столетия. Носителем либеральных идей в России выступала в эти годы дворянская интеллигенция и правительственная бюрократия. Вопрос о перспективах конституционного развития страны был неразрывно связан с вопросом об отмене крепостного права и распространении просвещения.

В 40-50 гг. либеральное сознание движется вширь. Постепенно и стране складывается собственно либеральное направление. Наряду с этим, влияние либеральных идей прослеживается во всех крупных течениях общественной мысли. Так, классические для России направления -западничество и славянофильство в различной мере пронизаны либеральным мироощущением.

Эпоха великих реформ Александра II открывает следующую страницу в истории русского либерализма. Новое качество общественной жизни создает поле для практической реализации либеральных идей. Прибежищем либерализма становятся освобожденные от жесткой цензурной опеки печать, относительно свободные университеты и земства.

«Новый либерализм» в России возникает практически одновременно с аналогичными идеями на Западе. Вместе с тем, в России не было решено большинство проблем, входивших в число основных требований «классического либерализма» (последний в России, в отличие от западных стран, был представлен в виде теоретических концепций, но не конкретных политических программ).

Революция 1905 г. и последовавшие за ней политические реформы

обозначили следующий этап в истории русского либерализма. В стране возникают политические партии с осознанной либеральной ориентацией - кадетов, октябристов, прогрессистов, их депутаты представительствуют в Государственной Думе. Правительством руководит П.А. Столыпин. Либеральные реформы села, проведённые Петром Столыпиным, на практике подтвердили тезис европейских либералов, о том, что свободный труд, частного собственника - основа всякого процветания.

Из аморфного направления российский либерализм превратился в зрелую политическую силу.

Февральская революция задала следующий этап в истории русского либерализма. Представители либеральных партий вошли во Временное правительство и разделили с другими политическими силами ответственность за судьбу страны. Однако развитие событий вскрыло как неспособность либеральных партий овладеть ситуацией, так и неготовность русского общества к либеральной политике. Резкая радикализация политической ситуации и большевистский переворот поставили точку на легальном существовании либерализма в России, после чего последовал пятидесятилетний перерыв в развитии либеральной традиции.

Возрождение либерального сознания начинается после смерти Сталина. В это время происходит возрождение свободной неподцензурной общественной мысли, издаются нелегальные журналы и монографии. Усилиями Самиздата и Тамиздата советская общественность знакомится, как с достижениями западного либерализма, так и с наследием отечественной либеральной мысли. Практически в 70-е гг. в России произошло возрождение либерального сознания.

Следующий этап развития либерализма в России начинается с перестройкой и продолжается до сегодняшнего дня. При всей неоднозначности оценок реформ начала 90-х годов, большинство исследователей приходят к мнению, что именно либеральная идеология оказала максимальное влияние на программные установки реформаторов, и что в результате деятельности либерального правительства во главе с Е.Т. Гайдаром, Россия кардинально изменила свой облик.

За считанные годы либерализм превращается в фактор духовной и общественной жизни России. Сегодня новые российские либералы активно участвуют в реформировании политической и экономической структуры государства. Внутренняя и внешняя политика России в той или иной мере отражает идеи и принципы либерализма.

Необходимо отметить, что либерализм в современной России реализует свои идеи в условиях, кардинально отличающихся от тех, что существовали в Западной Европе и Северной Америке в XVIII - XIX вв.: его задача - обеспечить социальный порядок, совместимый со свободой личности, в обстоятельствах, когда этой свободе угрожает не нелиберальный тип общественных связей, а хаос, образовавшийся на развалинах тоталитарной системы. Российская ситуация заставляет корректировать привычные теоретические представления о либеральных институтах и методах.

Классическая схема предполагает наличие гражданского общества и государства, деятельность которого ограничена конкретными целями и не должна простираться за установленные рамки. При наличии сложившегося гражданского общества, усвоившего заданные правила игры, имеющего развитые и осознанные интересы, государство действительно может ограничить свою деятельность чётким перечнем определившихся с течением времени задач, - и выход за эти границы воспринимается обществом как посягательство на права частных лиц. Однако ломка институтов реального социализма по необходимости не только предполагает радикальное изменение привычных жизненных условий, неизбежно затрагивающее права индивидов, но и порождает сложную и совершенно несвойственную для либерализма проблему конструирования нового типа социальных связей. Что требует от отечественных либералов гибкого подхода к российской действительности.

Представителями либерализма в России являлись: Б.Н. Чичерин, В. Соловьёв, П. Новгородцев, М. Туган-Барановский , Д. Шаховский , кн. Е. и С. Трубецкие, М. Ковалевский, П. Виноградов, П. Милюков , Н. Бердяев П.Б. Струве и др.

Заключение.

О том, что такое идеология, всегда шли и будут идти споры, при этом были времена , когда идеологию воспринимали в сугубо негативном свете. Главные темы идеологий – та или иная картина властных отношений, «проект» будущего.

Все современные политические идеологии, от­ражая конфликты социального бытия, находятся в по­стоянном развитии. Идеологии приобретают новые ис­торические формы, заимствуя друг у друга ценностные ориентиры, которые лучше выполняют роль мобилиза­ции, организации определенных социальных слоев, на­правляют их социальное действие. В идеологиях отражается и социальный интерес, и поиск более реалистичных и эф­фективных программ общественного развития. Конку­ренция сил, претендующих на власть, как и конкурен­ция идеологий - элемент властных отношений, это мотор политического развития, одна из гарантий его демокра­тических тенденций.

Мы останавливались в данном реферате на рассмотрении либеральной идеологии.

Либерализм отличается рядом особенностей в рамках разных национальных традиций. Отдельные аспекты его теории (экономические, политические, этические) иногда противопоставляются друг другу. Таким образом, есть определенный смысл в заключении, что либерализма как чего- то единого никогда не было, была лишь семья либерализмов. По-видимому, мы имеем дело с множеством теорий, объединенных некими общими принципами, приверженность которым отличает либерализм от других идеологий.

Список литературы:

1. Политология. Учебник для вузов/под ред. Лавриненко В.Н. М., «ЮНИТИ», 2001

2. Политология в схемах и таблицах. Учебное пособие для студентов по курсу «Политология». Симферополь, 1998.

3. Хейвуд Эндрю. Политология. Учебник для ВУЗов. М., «ЮНИТИ», 2005.

4. Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999.

5. Политические идеологии: история и современность. В. И. Коваленко, А. И. Костин // Вестник МГУ; серия 12; политические науки; 1997, №12.

6. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1997.

7. Леонтович В. В. История либерализма в России, 1762—1914. М., 1995.