Московский городской университет управления Правительства Москвы
Кафедра истории и политологии
Реферат
по дисцилине «Отечественная история»
на тему:
«ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ИВАНА ГРОЗНОГО»
ВыполнилА: студентка I курса
экономического факультета
специальность:
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Комолова С.Ю.
ПроверилА: кандидат исторических наук, доцент
Тарасова С.В.
2009
Содержание
1 НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО. 5
1.1 Детство и юность Ивана IV.. 5
2 Внутренняя политика ИВАНА IV. 7
3 ВнЕШНЯЯ политика ИВАНА IV. 15
Введение
К концу XVI в. территория России увеличилась почти вдвое по сравнению с серединой века. В нее вошли земли Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, Башкирия. Население России насчитывало 9 млн. человек. Основная его часть была сосредоточена на северо-западе (Новгород) и в центре страны (Москва).
Экономика страны носила традиционный феодальный характер, основанный на господстве натурального хозяйства. Расширялось поместное землевладение.
К концу XVI в. в России насчитывалось примерно 220 городов. Крупнейшим городом была Москва, население которой составляло около 100 тыс. человек, остальные города России, как правило, имели по 3-8 тыс. человек. В Европе же средний по размеру город XVI в. насчитывал 20-30 тыс. жителей. Продолжалось развитие ремесленного производства в русских городах. Специализация производства, тесно связанного с наличием местного сырья, тогда носила еще исключительно естественно-географический характер. Значительную часть территории городов занимали дворы, сады, огороды, луга бояр, церквей и монастырей. В их руках были сосредоточены денежные богатства, которые отдавались под проценты, шли на покупку и накопление сокровищ, а не вкладывались в производство.
Анализ социально-экономического развития России в XVI в. показывает, что в стране в это время происходил процесс укрепления традиционной феодальной экономики.
Именно в это время, после смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV.
Множество историков разных времён давали свою оценку личности Ивана Четвёртого. Н.М.Карамзин говорит о “двух Иванах”. Первый их них - “добрый и нарочитый”, от бога “препрославленный”, второй же тиран и деспот. С.М.Соловьёв верил, что деятельность Ивана Грозного была началом государственности в России, но не оправдывал террор Ивана Четвёртого как необходимую меру того времени.
В отличие от С.М.Соловьёва, видный историк конца XIX- первой половины XX в. С.Ф.Платонов оправдывает жестокость Ивана IV, говоря, что опричнина была необходима, т.к. царь вёл борьбу против боярства как главного тормоза на пути централизации. Кавелин рассматривал Ивана, как передовую непонятую веком личность; Костомаров и М. Ковалевский, как человека сумасшедшего.
В.О. Ключевский писал об Иване IV: 2От природы получил он ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди который протекало детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему неестественное болезненное развитие».[1]
Итак, каким же остался Иван грозный в памяти народа и в истории России?
1 НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО.
1.1 Детство и юность Ивана IV.
После смерти Василия III формально правителем государства стал Иван IV, а за его малолетством опекуншей – Елена Глинская. Фактически же правил страной ее дядя – Михаил Глинский.
За время своего регентства Елена Глинская провела целый ряд преобразований, способствовавших дальнейшему укреплению централизованного государства. Происходит сужение податного и судебного иммунитета церкви, в 1535 г. проведена денежная реформа (введена единая монетная система; московская и новгородская монеты были уравнены), началась реформа управления на местах.
Несмотря на необходимость с ранних лет участвовать в различных церемониях и приёмах, детство Ивана IV в целом протекала так же, как и в других семьях знатных людей того времени. Всему этому пришёл конец 3 апреля 1538 г., когда скончалась и мать великого князя, великая княгиня Елена и мальчик остался сиротой. Глядя на произвол бояр, на бесконечные казни, интриги, предательство, жадность окружавших его «воспитателей», Иван, молча копил раздражение и злость, не в силах предпринять что-либо. Он приучился думать, что окружен только врагами, что вокруг обман. «Всего сильнее в нем работал инстинкт самосохранения. Все усилия его бойкого ума были обращены на разработку этого грубого чувства», - заметил В.О. Ключевский.[2]
В марте 1542 г. архиепископ Макарий стал митрополитом. Он оказал большое влияние на Ивана IV, и в некотором роде предопределил его дальнейшие поступки.
В декабре 1543 г. Иван IV впервые вынес смертный приговор – Андрею Шуйскому. Таким образом, он отстранил от власти Шуйских, но пока еще не стал правителем государства.
Вслед за этим наступил десятилетний период ожесточенной борьбы за власть между придворными боярско-княжескими группировками, которые возглавляли князья Бельские, Глинские и Воронцовы. Нестабильность верховной власти в стране порождала всевластие и произвол, сопровождалась ростом народного недовольства и открытыми выступлениями в ряде городов. Все это предопределило бунт населения Москвы в июне 1547 г., причиной которого послужил пожар, уничтоживший значительную часть города. Около 4 тыс. москвичей погибли в огне пожарища. В народе поползли слухи, что пожар – дело рук Глинских. В ходе восстания в Москве был растерзан один из дядьев царя Ю.В. Глинский, дворы их сторонников и родственников были сожжены и разграблены. Выступления против властей произошли в городах Опочке, Пскове, Устюге. Все эти события не могли не повлиять на юного Ивана IV.
Народные выступления обусловили необходимость глубоких государственных преобразований.
В эту пору душевного потрясения царя рядом с ним возник наставник – Сильвестр. Он родился в Новгороде в семье небогатого священника и избрал духовную карьеру. Из Новгорода он перебрался в столицу и получил место в кремлевском Благовещенском соборе. После пожара перед Сильвестром возникла возможность получить официальный пост царского духовника, но он не воспользовался случаем. Именно своим бескорыстием он и выделялся. Принадлежал Сильвестр к образованным кругам духовенства, Иван немало был обязан ему своими успехами в образовании. Сильвестр написал «Домострой», где изложил свои взгляды на жизнь, на семью, на отношения в обществе.
Припоминая свои взаимоотношения с Сильвестром, царь писал много лет спустя, что, следуя библейской заповеди, покорился наставнику без рассуждений. Сильвестр становится главным руководителем Ивана. «Смиренный иерей, не требуя ни высокого имени, ни чести, ни богатства стал у трона, чтобы ободрять. Утверждать юного венценосца на пути исправления…» – заметил Н.М. Карамзин.[3]
Особую заинтересованность в проведении реформ высказало дворянство. Своеобразным его идеологом был дворянин И.С. Пересветов. Он обратился к царю с челобитными, в которых была изложена программа преобразований. Предложения Пересветова во многом предвосхитили действия Ивана IV. Исходя из интересов дворянства, Пересветов резко осудил боярское самоуправство, видя идеал государственного устройства в сильной царской власти, опиравшейся на дворянство.
В целях укрепления центральной власти 16 января 1547 г. в Успенском соборе Кремля по задуманному митрополитом Макарием ритуалу 16-летний князь Иван IV принял царский титул и формально был приравнен к западноевропейским императорам. Принятие царского титула было сделано прежде всего в целях укрепления центральной власти, и тем самым подчеркивалась неограниченность власти монарха внутри государства.
Одновременно этот шаг имел и особое духовно-нравственное значение для России. Для государственной идеологии того времени и для мировоззрения простых людей была очень важна мысль об особой роли России как единственно уцелевшего независимого православного государства.
2 Внутренняя политика ИВАНА IV.
Началом государственных преобразований считают событие, показавшееся странным очевидцам: в феврале 1549 г. в Москве на Красной площади возле Кремля были собраны жители Москвы. Царь обратился к собравшимся с речью, в которой просил у народа прощения, бояр называл причинами всех бедствий и обещал, что отныне все будет иначе. Этот собор стал первым Земским собором, и положил начало сословно-представительской монархии в России.
Сословно-представительская монархия – это закономерный этап развития феодального государства. Власть монарха опиралась на орган сословного представительства, имевший довольно широкие полномочия и включавший представителей господствующего класса. Вхождение сословий в Земской собор происходило постепенно – сначала формируется Боярская дума, ставшая впоследствии постоянным участником Земских соборов. Без ее одобрения ни одно решение Земского собора не приобретало силы. Вторым бессменным участником Земского собора становится Освященный собор – собрание архиепископов и епископов. Несмотря на сложные отношения между государством и церковью в этот период, светская власть нуждалась в поддержке церкви в своих начинаниях.