Смекни!
smekni.com

Итоги референдума по присоединению Батумской и Карсской областей к Османской империи 120 Глава 3 Османское и британское влияние на политические инициативы мусульман Юго-Западного Кавказа 133 (стр. 3 из 3)

Главная соперница России в регионе - Великобритания, оставшаяся крайне недовольной итогами Сан-Стефанского мира, предложила Османской империи защитить её владения и пересмотреть условия заключенного мира в ходе Берлинского конгресса. Кипр стал платой за усилия британского премьера Дизраэли. В результате дипломатической дуэли, которая произошла 125 лет назад между канцлером Горчаковым и Дизраэли в Берлине, Россия пошла на значительные уступки, но сохранила за собой Карсскую область, включая стратегически важный Соганлугский хребет на границе с Эрзерумским вилайетом (губернией) и Батум, объявив последний

11 О русско-турецкой войне 1877-78 гг. см. подробнее: Материалы для описания русско-турецкой войны на Кавказско-Малоазитаском театре, т. 1-7. СПб-Тифлис, 1904-1910; Сборник турецких документов о последней войне. СПб, 1879; Кмети. Штурм Карса. М., 1882; Горковенко П. Война России 1877-78 гг. М., 1878; Градовский Г. Война в Малой Азии в 1877 г. СПб. 1878; Киишишев С. Война в Турецкой Армении в 1877-78 гг. СПб, 1884; Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб, 1885; Потто В. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах и биографиях. Тифлис, 1887.

12 См. подробнее: Френкель А.С. Очерки Чурук-су и Батума. Тифлис,1879.

портом-франко. Положения Берлинского трактата были закреплены Константинопольским мирным договором от 27 января 1879 года13.

После продолжительных консультаций с османским военным руководством по эвакуации из Батумского порта османских войск под командованием Дервиш-паши Тавдгиридзе 25 августа 1878 года русская армия и флот под колокольный звон, впервые после долгих лет забвения донесшийся с греческой церкви св. Николая, вступили в Батум14. С этого дня можно вести отсчет 40 годам русского правления в этой части Юго-Западного Кавказа.

В турецкой историографии этот период принято называть «Kirk-Yilhk Karagunleri» (Сорок лет черных дней). Нам неизвестно, является ли это определение, подчеркивающее якобы негативное воздействие российского владычества на регион, народным, или это лишь эпитет, использованный в одной из своих работ турецким историком доктором Фахреддином Кырзыоглу . Однако, по нашему мнению, достаточно вспомнить, что большинство ныне используемых административных зданий в Батуме и Карее, исторические центры городов были построены в течение этих 40 лет российского господства, чтобы усомниться в справедливости этого утверждения. Свидетелем этому был автор настоящих строк, изучивший в ходе многочисленных поездок в 1999-2000 годах территорию восточных районов современной Турции от черноморского побережья до предгорий Арарата.

В 1878 году практически во всем Батуме и окрестностях свирепствовала малярия, которая стараниями русской администрации была сведена на нет, и уже к началу XX века Батум стал наряду с Баку и Тифлисом одним из основных центров Закавказья.

13 Сборник действующих трактатов. Т. IV. СПб., 1896. С. 324-327.

14 См. подробнее: Стефанов Т. Батум и его окрестности. Батум, 1906.

15 Kirzioglu F. Kars Tarihi I. Istanbul, 1953. S.556.

Следует отметить, что понятие Юго-Западный Кавказ, или Юго-Западное Закавказье, используемое азербайджанским исследователем Айдыном Гаджиевым, не является строго историческим или географическим, и в различных источниках можно встретить не совпадающие трактовки этого понятия, которые расходятся в принадлежности к нему некоторых некоторых уездов Эриваньской губернии, в том числе Шарура и Нахичевани. Так османская газета «Yeni Giin» (Новый День) в статье о жизни тюрок Юго-Западного Кавказа в декабре 1919 года отмечала, что в этот регион входят Каре, Ардаган, Батум, Ахалцихе (Месхетия), западная часть Ахалкалаки (Джавахетии), Эчмиадзин и области к юго-западу от него, южная часть Эривани, Нахичевань, Кагызман и Ольты16.

Несколько раньше, в том же 1919 году, сотрудник МИДа Азербайджанской Демократической Республики А. Щепотьев назвал естественными границами Юго-Западного Кавказа «по отношению к Грузии и армянским областям около Эривани» Аджарский хребет, Ацхурское ущелье, Цхара-Цхарский перевал и Триалетские горы на севере и Мокрые горы (Джавахетский хребет) с долиной Арпа-чая на востоке.

Т.е. Азербайджан ограничивал понятие Юго-Западного Кавказа Батумом и Аджарией, Артвинским округом, Карсской областью, Месхетией и Джавахетией, исключая, таким образом, Нахичевань и другие районы Эриваньской губернии17.

В турецкой исторической традиции для обозначения территории 3 османских санджаков (округов): Батума, Карса и Ардагана - также принят османский термин «Elviye-i Selase» (Три лива, три санджака).

В истории российского владычества на Юго-Западном Кавказе важное, на наш взгляд, место занимает деятельность различных тайных антиправительственных организаций. В исследовании этого вопроса

16 Gokdemir A.E. Cenub-i Garbi Kafkas Hiikumeti. Ankara, 1989. S. 1

17 Щепотьев А. Доклад о спорных кавказских территориях, на которые имеют права самоопределившиеся азербайджанские турки. Известия АН АзССР. Серия истории, философии и права. №2. 1990. С.58-

немногочисленные советские авторы уделяли преимущественное внимание

активности социал-демократических групп, т.е. рассматривали регион с

общероссийских позиций без должного учета кавказской и, в частности,

приграничной специфики. Такой подход характерен для работ А.М.Погосяна,

А.М.Александряна, Е.К.Саркисяна и И.Ш.Ментешашвили.

Турецкая историография, напротив, особо выделяет деятельность антироссийских тайных мусульманских организаций, противопоставляя их сотрудничество с османскими эмиссарами политике российских властей. То есть в турецких работах наблюдается односторонний взгляд на деятельность различных политических организаций в регионе, при этом российское правление оценивается как противоречившее интересам мусульманского населения, а о существовании в регионе немусульманских национальных организаций и вовсе умалчивается. Такой подход, фактически сводивший все региональные политические процессы к сепаратистской, антироссийской деятельности ряда мусульманских организаций характерен для многочисленных трудов по истории Карса Ф.Кырзыоглу, увидевших свет в 40-70-е годы18.

Позиция Кырзыоглу была воспринята современными турецкими историками. С. Эсин Дайы, в частности, использует неизданные документы из личного архива Ф.Кырзыоглу, однако освещение российского владычества в Батуме, Карее и Ардагане в его работе лишено научной новизны .

Работа по истории Нахичевани И.Э.Атнура, вышедшая в 2001 году, по нашему мнению, может служить примером новой динамики в турецкой исторической науке, так как в этом труде широко использованы исследования азербайджанских авторов советского периода, воспоминания

18 Kirzioglu F. Op. cit. S.553; Kirzioglu F. Kars Eli Tarihi. Kars, 1943. S.22-24; Kirzioglu F. Edebiyatimizda Kars. ll.Kitap. istanbul, 1958. S.67; Kirzioglu F. Milli Miicadelede Kars 1. istanbul, 1960. S. 14; Kirzioglu F. Kars Hi ve Qevresinde Ermeni Melazimi. Ankara, 1970. S. 56