Западный конструктивизм берет свое начало от изданной в 1918 г. книги Лe Корбюзье и А.Озанфана «После кубизма», в которой утверждается, что конструктивные принципы составляют основу любого искусства, а после кубизма они стали его самоцелью. В Голландии близким конструктивизму было движение неопластицизма, сформировавшееся вокруг журнала «Де Стиль» и возглавлявшееся Т. ван Дуйсбургом и П.Мондрианом. Журнал издавался с 1917 по 1932 г., а к неопластицизму Мондриан, как считал Т. ван Дуйсбург, пришел от кубизма еще в 1913 г. В статье «Элементарная формация» (1923) Т. ван Дуйсбург утверждал, что в основе их метода лежат простота и ясность геометрических пропорций, четкость конструктивных решений, функциональность, строгая логика и рациональность и отсутствуют полностью какой-либо психологизм, эмоциональность, анархия формы, пафос, индивидуалистическая рефлексия.
Первое официальное утверждение конструктивизма в Европе произошло в 1922 г. в Дюссельдорфе, когда Т. ван Дуйсбург, Н.Габо и кинорежиссер Г. Рихтер объявили о создании «Международной фракции конструктивистов». Впоследствии в тех или иных формах международное движение конструктивистов существовало до 60-х гг. в Европе и Америке, хотя на Американском континенте оно не было особо популярным. Помимо указанных художников к нему на разных этапах примыкали такие известные мастера, как Л.Моголи-Надь, Н.Габо, Бен Никольсон, Г.Арп, группа издателей журнала «Структура» (с 1958 г.). Это – линия неутилитарного конструктивизма.
Особое, как бы срединное положение между двумя крайними линиями занимал «Баухаус» – организованная архитектором В.Гропиусом в 1919 г. в Германии художественно-промышленная школа. Согласно концепции Гропиуса, целью этой школы-мастерской была подготовка художников-конструкторов на основе объединения новейших достижений искусства, науки и техники. Приглашенные им в качестве профессоров крупнейшие художники XX в. (среди них П.Клее, Е.Кандинский, О.Шлеммер, Моголи-Надь, Т. ван Дуйсбург), архитекторы, теоретики искусства и художники-прикладники (все они назывались в Баухаусе мастерами) должны были обеспечить в двух «мастерских» обучение процессу формообразования на основе единства материального и духовного начал, технической, эстетической и художественной деятельности.
На основе конструктивизма зародился и получил свое первое оформление и теоретико-практические навыки дизайн XX в., от него ведут свое начало такие художественные направления, как кинетическое искусство, минимализм, отчасти – концептуализм. Конструктивизм оказал сильнейшее влияние на архитектуру и прикладные искусства XX в.
Художественная культура первой половины XX века не сводится, естественно, только к авангардизму. В ней определенное место занимают и искусства, продолжающие традиции предшествующей культуры, и явления среднего типа, как бы наводящие мосты между традиционной культурой и авангардом. Однако, именно авангард, расшатыванием и разрушением традиционных эстетических норм и принципов, форм и методов художественного выражения и открытием возможности практически неограниченных новаций в этой сфере, часто основанных на самых новых достижениях науки и техники, открыл путь к переходу художественной культуры в новое качество, который уже и осуществляется. Этим он выполнил свою функцию в новоевропейской культуре и практически завершил существование в качестве некоего глобального феномена, трансформировавшись и академизировавшись после Второй мировой войны в модернизм. Об этом косвенно свидетельствовало и возникновение уже в 60-е гг. постмодернизма – своеобразной реакции уходящей Культуры на авангард и его логическое завершение модернизм.
Постмодернизм – начавшаяся тоже где-то в середине столетия своеобразная ироническая игра всеми ценностями и феноменами Культуры. В качестве наиболее значимых направлений, пограничных между авангардом, модернизмом и постмодернизмом, можно указать на поп-арт и концептуализм в визуальных искусствах; «новую музыку» ХХ в., наиболее радикально созданную в середине столетия К. Штокхаузеном, Д. Кейджем, Я. Ксенакисом; кино П. Гринуэя.
1. Бычков В.В., Эстетика: Учебник – М.: Гардарики, 2005. – 556 с.
2. Борев Ю.Б., Эстетика: Учебник – М.: «Высшая школа», 2002. – 511 с.
3. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство – М.: Высш. шк., 2000 – 368 с.
4. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В.В.Бычкова – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. – 607 с.
5. wikipedia.org