Смекни!
smekni.com

Методика режиссуры и организации карнавального действа 59 Тема и идея 60 (стр. 10 из 23)

Вдобавок к бывшей "вынужденным монополистом" КСП-шной системе концертов появилось множество разнообразных бард-кафе, центров и театров авторской песни, творческих объединений и проектов разной степени глубины и популярности. [19]

Компенсаторная общественная функция АП изменилась, что сказалось на её качестве. Если в советское время она компенсировала недостаток личностного начала в официальной массовой эстраде (при этом эстрадная песня была весьма качественной и профессиональной), то сегодня АП помимо личностного начала компенсирует и отсутствие качества вокального, композиционного и т. д. Такая ситуация привела к появлению интеллектуальных (эстетских – по В. Ланцбергу) направлений АП. Песни авторов, работающих в этом направлении по плечу редкому непрофессиональному исполнителю.

Что касается фестивалей и других мероприятий праздничного типа, то за все эти годы на них опробовались почти все формы театрализованных и концертных представлений. Но дело в том, что этими мероприятиями почти никогда не занимались профессиональные режиссёры. За всё время основными формами мероприятий АП стали концерт, фестиваль и слёт.

Фестивали характеризуются включением в себя нескольких мероприятий. Фестивали подразделяются на зимние и летние. Часто основным мероприятием на фестивале является конкурс (конкурсный концерт).

В чём же отличие фестиваля «Сростки» от прочих бардовских фестивалей?

В программе этого фестиваля могут принять участие не только авторы и исполнители авторских песен. За годы организации этого мероприятия сложился целый комплекс неконцертных мероприятий, в которых может принять участие любой. Наш фестиваль, пожалуй, единственный на котором всегда придавалось значение режиссуре. Ни на одном фестивале организаторы не пользуются единым, тематическим сценарием. Обычно фестиваль представляет собой ряд разрозненных мероприятий. Единой теме подчинена атрибутика фестиваля и его сценография. Фестиваль в «Сростках» имеет и концептуальное обоснование. Из года в год соблюдаются определённые принципы во взаимоотношениях с участниками и зрителями. Программа фестиваля очень насыщенна. Между мероприятиями очень небольшие разрывы. В последние годы получают поддержку мероприятия инициированные приезжими участниками. В организации фестиваля принимают участие не только участники КСП «Подснежник», но и участники из других городов. За все годы организации фестиваля на нём впервые было опробованы оригинальные проекты, не имеющие аналогов на других подобных праздниках. С годами часть этих идей устоялось и в рамках других фестивалей. Все эти годы главной задачей организаторов было доказать, что фестиваль авторской песни – это, в первую очередь, праздник, а не элитарный «салон», концерт, конкурс, или ещё что-то. Фестиваль АП – это праздник души. Педагогической задачей оргкомитета всегда была карнавализация сознания «КСП-среды». В последние годы уже можно сказать, что труды не прошли даром.

И ещё одна немаловажная оговорка - фестивали делают личности. В «КСП-среде» по-другому и не может быть. Субкультура АП всегда отстаивала права и свободы личности. Личностное начало, заложенное в песнях, по большому счёту никуда не ушло и сегодня. Фестиваль АП – это «авторское кино». Мы всегда стремились к этому самому «авторскому кино».

За время работы в его оргкомитете я прошёл все ступени организационного процесса от копания туалетов до поиска спонсоров. На сегодняшний день я разрабатываю идейно-тематическую базу фестиваля, пишу сценарии, занимаюсь связями с общественностью, клубами, участниками и гостями, разрабатываю сценографию фестиваля (в т. ч. атрибутику), осуществляю общую режиссуру, ведение программ и концертных мероприятий, записываю музыку и фонограммы, частично принимаю участие в административной деятельности (работа со спонсорами, административными структурами). Конечно, одному человеку, даже исполняющему множество функций параллельно невозможно организовать фестиваль. Оргкомитет фестиваля «Сростки» состоит из трёх уровней:

- различные организации, которые не принимают активного участия в организации фестиваля и являются либо финансирующими, либо учредителями праздника.

- активная постоянная часть оргкомитета – 2-3 человека.

- «наёмные» работники.

На сегодняшний день этот фестиваль является авторским праздником, вбирающим в себя также авторские мероприятия его участников.

Историография фестиваля авторской песни «Сростки»

(попытка написания истории)

Конец восьмидесятых-начало девяностых годов прошлого века принёс разрыв между поколениями в «КСП-среде». В этот период «старики» ушли «в тень» (семейная жизнь, бизнес, работа и т. д.), и молодёжь, пришедшая им на смену, осталась брошенной «на произвол судьбы». Для «КСП-среды» это было потерянное поколение. Традиции АП постигались этим поколением самостоятельно, в отрыве от «живого» общения. Я могу сказать, что именно в этот период «КСП-среда» изменилась не в лучшую сторону как качественно, так и количественно.

Именно в это время, а точнее в 1989 году «потерянное поколение» бийского КСП «Подснежник» решило организовать свой летний фестиваль (тогда это всё же был слёт) на природе.

Нашли место на полуострове между р. Федуловкой и р. Катунь, за горой Пикет возле с. Сростки. Время проведения приурочили к Шукшинским чтениям, чтобы приезжие гости могли поучаствовать сразу в двух мероприятиях с минимальными затратами.

В первый год даже не строили сцену. Приезжих участников было несколько десятков.

Гвоздём программы был случайно забредший туда известный бард Владимир Туриянский (г. Москва), находящийся неподалёку в геологической экспедиции.

О фестивале 1990 года мне никто ничего внятного сказать не мог. Сцену по-прежнему не строили. Судя по всему, приехали те же лица, что и в первый раз за исключением В. Туриянского. Оригинальным и несколько экстремальным было решение соединить подножие горы Пикет с полуостровом мостиком из автомобильных камер и жердей, что значительно сокращало время пути на фестивальную поляну.

В 1991 году впервые построили сцену. Участников было около 100 человек. Сцена была построена на воде. Наиболее ярким мероприятием фестиваля стала «Чайхана» (концерт шуточной песни). В то время ещё не было такого дефицита шуточных бардовских песен, какой наблюдается сегодня.

1992 г. Была обозначена неофициальная тема фестиваля: «Халява – вещь священная!». Первые массовые конкурсы: из мисок лакали халявное пиво и курили сигареты, растущие на халявном чудо-дереве. Впоследствии я не раз ставил выбор такой тематики в упрёк тогдашним организаторам, исходя из того, что в этой теме отсутствует позитивное начало («как вы судно назовёте, так оно и поплывёт»).

1993 г. Начиная с этого года я могу говорить о фестивале более предметно, потому как именно тогда стал одним из его организаторов. Мост, соединяющий полуостров с материком заменили на паром. Сцена обрела своё место на твёрдой почве. Изживающую себя к тому времени «Чайхану» заменили празднованием летнего «Нового года» (своего рода капустник), как бы знаменующего начало нового творческого сезона КСП «Подснежник».

Тогда же появилась первая Песня Года, то есть «песня-переделка», отражающая общую идею фестиваля.

С тех пор празднование «Нового Года» и сочинение Песни Года стали традиционными для «Сросток».

1994 г. Впервые складываются фестивальные мифы и легенды. Появились такие герои, как Федул Мухуилович Катунский и СинийБардСТрёхлитровойБанкой. Эти персонажи до сих пор фигурируют в фестивальных сценариях. Ф. Катунский – полностью выдуманный персонаж, своего рода «дух» фестиваля, «великий русский путеводец и первопроходимец реки Федуловки, народный герой. Именем Ф. М. Катунского назван паром, курсирующий между полуостровом и материком. Ф. М. Катунский погиб (по другим источникам крякнул) во время своего второго первопрохождения Федуловки. Память о нём будет жить в веках, песнях, жизнях»

СинийБардСТрёхлитровойБанкой – порождение реальных событий. «СинийБардСТрёхлитровойБанкой спускается с горы Пикет каждый год в Ночь Всеобщей Любви. Легенда гласит, что много лет назад один из участников фестиваля отправился в Сростки за самогоном с трёхлитровой банкой в руке.

Многое ему пришлось пережить: искушение распить самогон совместно с местными жителями, борьбу с ужасным Омоном… И всё-таки, несмотря на все препятствия к полуночи он нашёл в себе силы спуститься с горы с полупустой банкой на поляну.

По этому случаю, его друзья устроили на поляне Ночь Всеобщей Любви.

Экзотерической (внешней) стороной ритуалов Ночи Всеобщей Любви являются: целовальный обряд, брачные игры и танцы. Экзотерическая подоплёка этих ритуалов пока не поддаётся расшифровке. Тем не менее, как правило, в полночь, когда Ночь Всеобщей Любви достигает апофеоза СинийБардСТрёхлитровойБанкой спускается с горы Пикет, часто в сопровождении своей супруги Бардюрины, а также двух ангелов Купидона и Пукодима. Затем СинийБардСТрёхлитровойБанкой причащает всех участников Ночи из банки, а ангелы окропляют их речной водой с головы до ног».