1995 г. Фестиваль назывался «Фестиваль под Мухой». Впервые состоялся лечебно-оздоровительный бардзаезд. С тех пор продолжительность мероприятия увеличилась почти до двух недель. Состоялось первое семейное шоу. Шоу представляло собой полуимпровизированное представление с участием команд из разных городов. Это был своеобразный гибрид КВН и «Весёлых стартов», где творческие конкурсы сочетались с подвижными играми и конкурсами. Это мероприятие до сих пор очень популярно на фестивале. Организация его очень демократична. Пожалуй, это было самое карнавальное мероприятие нашего фестиваля в то время.
1996 г. Первая попытка сделать перепись населения фестивальной поляны. Первые спонсоры. До этого времени фестиваль проводился на средства собранные из личных сбережений участников КСП. Первый семейно-юмористический конкурс на звание мистера Муха, Мисс Мухи и Мистера Маленького Мушонка.
1997 г. Исполнилось 20 лет КСП «Подснежник». Впервые «новогодний» капустник приобрёл черты мюзикла. В тот год - по мотивам фильма «Человек с бульвара Капуцинов».
1998. г. Десятый фестиваль назвали «Оранжевые Сростки». Мухи были раздуты до размеров слонов, соответственно семейный конкурс назывался «Слономания». Бардзаезд назывался «Слонячий Бряк».
Идея «цветных Сросток», по видимому, так «зацепила» участников фестиваля, что «оранжевого» настроения многим хватило на год вперёд. Например, автору из Санкт-Петербурга А. Лобановскому:
«Оранжевые Сростки,
Гитар весёлых стая,
И песни, как подростки
Шумят, не умолкая.
Июльский тёплый ветер
Лохматит нам причёски.
Мы любим вас, как дети –
«Оранжевые Сростки»…
Действительно, Лобановский был весьма удивлён, когда на следующий год фестиваль «перекрасили» в зелёный цвет.
1999 г. «Зелёные Сростки-99» попытались вывести на новый уровень, совершив попытку провести подряд два фестиваля: фестиваль АП и фестиваль команд КВН. Обусловлено это было тем, что с одной стороны мне хотелось попробовать создать на берегу Федуловки утопию - молодёжный неформальный палаточный лагерь, каждый сезон которого заканчивался бы фестивалем. По разным соображениям идея себя не оправдала. С другой стороны, на тот период в бийском КСП сменилось поколение, и был большой дефицит рабочих рук. Для того, чтобы выйти из этой ситуации мы «поделили» фестиваль с КВН-щиками. Фестивали прошли подряд друг за другом в течении двух недель. КСП предложило КВН-щикам отработанную годами организационную схему, а КВН-щики свою силу и энергию. «Эксперимент» прошёл не совсем удачно, но с тех пор в Бийске проходит летний фестиваль команд КВН. Правда, на другом месте.
Ещё одно нововведение – сбор орг. взносов (до тех пор на сибирских фестивалях АП такое не практиковалось). Такие сборы практикуются сейчас и на других фестивалях. Они не являются обязательными и выражаются в весьма «символических» цифрах. При этом они позволяют организаторам компенсировать орг. расходы в случае не окупаемости мероприятия.
Семейный конкурс 1999 года назывался не иначе как Маленькое семейное шоу «Ё. К.», а бардзаезд был просто «Ёкарным бардзаездом». Почему «Ё. К.»? Дело в том, что участники прошлогодней «Слономании» слоны съёжились, а жюри, бывшее в 1998 г. ёжиками – скурвилось, а потому «Ё. К.» расшифровывалось как – «Ёжики и курвы».
Вершиной импровизаций участников этого шоу стали буриме «Оды на смерть белой лошадки». Обязательным условием написания «Оды» было использование слов: Ельцин, Зязятук, эксгибиционизм и буквы «Ё».
Команда «Игл-Шнапс» (г. Новосибирск)
Зачем, зачем вы удалились?
Уж не за пивом ли в ларёк?
Мы с вами утром похмелились,
А вечером… Какой итог!
На белом фоне, белой масти,
Почти как Ельцин у Кремля,
Вы разлагаетесь на части
Червям ползучим пищи для.
…
Лошадка, милая лошадка, -
Тебя в тумане потерял,
И имя вспоминав украдкой
Я «Зязятук» тебя назвал…
Команда «Бабки-Ёжки» (Новосибирский Академгородок)
…Дёргая торжественно коленца,
Медленно выходит человек.
Этот человек, конечно, Ельцин –
Он лошадкам злейший враг навек.
Пользуясь служебным положеньем,
Обнажив огромный зязятук,
Он оставил лошадь без движенья…
Без движенья лошадь, как без рук…
Команда «Ежовый бивень» (г. Бийск)
На горе стоят берёзы.
Под горой река колышет
Свои тягостные воды.
Ночь тревожна. Птицы сдохли –
Отравились перегаром.
Странной тенью бродит лошадь –
Лошадь белая в оранжевый горошек.
Это оспа или свинка?
А быть может аллергия?
Лошадь плачет.
Ей бедняге неизвестно
Чувство дивное полёта,
И оргазм ей не доступен,
Ведь одна она в округе…
…
И лошадка очумела
От нахлынувших сомнений,
И с утёса сиганула
Прям на камни!..
Ё-моё!… Ежовый бивень!…
Больно попу, больно ножку,
Больно глазик! Всё отбила!
Даже печень содрогнулась,
Поменявшись местом с мозгом…
2000 г. «Радужные Сростки». В качестве эксперимента была организована Школа «ПУПоК» (Песенный университет повышения квалификации). Новая форма проведения творческих мастерских в рамках фестиваля АП была предложена В. Фриденбергом (г. Москва). Отличие её в том, что в «классическом» виде такие мастерские проводятся в течение фестивальных дней наспех, а в нашем случае «ученики» приезжают за неделю до фестиваля и в течение недели с ними работают авторы и исполнители из разных городов региона. Школа существует до сих пор.
2001 г. «Чудесные Сростки»
2002 г. «Юбилейные Сростки». 25 лет КСП «Подснежник». Количество участников более 1 500 тыс. человек.
2003 г. «Новые Сростки в Берёзовке». Из-за плохого подъезда и обилия комаров было решено сменить место проведения фестиваля и фестиваль отъехал от Бийска на 10 км в район с. Берёзовка. С того времени перестали делать временную «привязку» к Шукшинским чтениям. Количество участников сократилось до 500-700 человек, в связи с тем, что люди не заинтересованные в целях и задачах фестиваля перестали ездить, не получив информации о перемещении.
2004 г. Снова «Оранжевые Сростки». Первый карнавал.
2005 г. «Зелёные Сростки». Новая форма семейно-юмористического шоу – «Бард-маскарад».
На сегодняшний день фестиваль «Сростки» собирает около 700 участников из городов Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, Москвы и т. д.
Всё, что написано выше, большей частью представляет компиляцию и некое теоретическое обоснование тому, о чём мы будем говорить только сейчас. А будем мы говорить о режиссуре бардовских концертов и фестивалей, и методах их карнавализации. Материалов на эту тему практически нет по ряду причин:
- Режиссура как таковая сформировалась недавно, режиссура праздников ещё более недавно.
- Отсюда очень малое количество литературы по режиссуре массовых праздников, и её отсутствие по части режиссуры и организации неформальных действ (литература эта часто методологически слаба, информация не систематизирована должным образом, что связано с тем, что большинство её авторов – практики, а не теоретики режиссуры).
- Специфичность менталитета «КСП-среды», а соответственно, специфичность «каэспэшных» мероприятий.
- Отсутствие профессиональной режиссуры на «каэспэшных» мероприятиях.
- Очень малый практический опыт организации мероприятий карнавального типа в постсоветское время.
Здесь я буду различать два типа мероприятий - как то карнавал и мероприятия карнавального типа (МКТ). МКТ – это мероприятия не являющиеся собственно карнавалом, но имеющие признаки его (маскарады, театрализации). МКТ могут входить в состав любых мероприятий от концертов до фестивалей. Карнавал как таковой возможен лишь на открытом воздухе и является, по большому счёту, прерогативой фестивальной жизни.
Карнавалы и МКТ позволяют «втянуть» в праздник буквально всех его участников. Как правило, на многих фестивалях участники делятся на выступающих и зрителей. При этом если выступающий может переходить в разряд зрителей и обратно, то зритель часто зрителем и остаётся. Если зритель «взыскателен» и его не устраивает уровень концертных программ, то он теряет к ним интерес и интерес к фестивалю. Здесь мы рискуем столкнуться с проблемой скучающего зрителя со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Цели карнавала: актуализация нравственных (духовных, душевных) потребностей его участников и организация их досуга, стимуляция творческой активности его участников.
Тема и идея
Большая часть бардовских фестивалей не имеет собственного лица. В первую очередь это происходит, потому что организаторы этих мероприятий не всегда могут ответить себе на вопросы: зачем-для чего-для кого… etc.
Формулировка ответов на эти вопросы на бумаге предполагает появление некой разветвлённой структуры. Все эти вопросы требуют ответов, как в целом для всего мероприятия, так и для его составляющих. Если это просто концерт, то в составе его могут быть концертные блоки, отделения, эпизоды. Если это фестиваль, то структура его может быть очень насыщенной – концерты, спортивные состязания, шоу-программы и т. д.
Карнавальное действо может быть как самостоятельным мероприятием «по поводу», так и мероприятием в рамках фестиваля (концерта). В первом случае тематика карнавала будет связана с мотивировками, приведшими к его организации, во втором с темой праздника в целом в качестве подтемы.
Кроме того, тема карнавала во многом будет зависеть от того какого этот карнавал типа. Вообще и в принципе возможно следующая классификация типов карнавальных действ (МКТ):
· Локальные карнавалы (городской, сельский, районный);
· Карнавалы малой формы (корпоративные, карнавалы в пионерских лагерях);
· Профессиональные (карнавалы строителей, карнавалы туристов);
· Карнавалы-реконструкции и карнавалы-стилизации (реконструкция или творческое стилизованное воспроизведение народных карнавалов (в том числе зарубежных), классических карнавальных форм);