Смекни!
smekni.com

Генерал Шаймуратов (стр. 2 из 5)

Были и другие назначения. Комиссаром дивизии был назначен секретарь Баймакского райкома ВКП(б) Мубарак Зигнашевич Назыров, комиссаром штаба дивизии – председатель комитета Осоавиахима республики Давлет Шагиевич Ариткулов, начальником политотдела дивизии – начальник Управления трудовых ресурсов республики Ахмет Гатуллович Абдуллин, заместителем начальника политотдела – Сабир Рахимович Кадыров. Начальником штаба дивизии был назначен подполковник Голенев Иван Иванович. Алибаев С.Р., комиссар 275-го кавалерийского полка, вспоминая первые недели формирования дивизии, отмечает, что «вроде дела идут неплохо, офицеры и рядовые собранны и настроение у всех нормальное». Однако бросалось в глаза отсутствие «основного хозяина», то есть постоянного командира дивизии. И 25 декабря 1941 года он прибыл, и в тот же день приступил к исполнению своих обязанностей. Опытный и образованный военачальник, прослуживший в Красной Армии с 1919 года, полковник Миннигали Миназович был отозван с фронта с должности командира полка в составе прославленного в боях гвардейского кавалерийского корпуса генерала Л.М. Доватора и послан в свою республику, чтобы возглавить формирующуюся национальную кавалерийскую дивизию. Это произошло следующим образом. Его вызвали в генеральный штаб Красной Армии и задали неожиданный вопрос: «Миннигали Миназович, вы какой национальности?» Он с удивлением подумал: «В анкетах все данные написаны», – и спокойно ответил: «Я – башкир, с Урала, из Башкирии, из Биштяки». « Вот и хорошо, в ваших краях формируется 112-я кавалерийская дивизия, и руководство республики просит возглавить эту дивизию именно вас». Не задумываясь, он ответил: «Я согласен». Комиссар Алибаев вспоминает: «С его прибытием дивизия как бы обновилась, у воинов прибавилось сил, поднялось настроение. Мы увидели в нем хорошо подготовленного высококультурного кадрового офицера. Бросаются в глаза его человечность, искренность и скромность. Его природный ум, смелость и высокий дух притягивали к себе».

Ко времени приезда полковника М. Шаймуратова комплектование дивизии в основном было завершено, началась боевая учеба. В первый же день приезда командир дивизии собрал старший офицерский состав, кротко рассказал о себе и предстоящих задачах. Быстро изучив обстановку в дивизии, возглавил боевую подготовку. Сказались командирский талант, большой боевой опыт, четкое понимание им требований современной войны. Полковник был очень внимателен ко всему личному составу, стремился узнать подробнее о ближайших соратниках – старшем офицерском составе. Занятия с офицерами и рядовыми бойцами проводил в условиях, приближенных к боевым действиям.

Бывший заместитель начальника политотдела дивизии майор С.Р. Кадыров вспоминает: «Наш командир был воспитателем постоянно, ежечасно, ежеминутно. Запомнились его выступления на партийных собраниях – хорошо продуманные, с глубоким содержанием. Всегда обращал внимание на авангардную роль коммунистов в учении и в бою, подчеркивал значение партийно-политической и воспитательной работы среди воинов, роль печатного слова в этом важном деле. Полковник М. Шаймуратов в первые же дни после приезда разъяснил офицерам: обучая своих подчиненных, мы обязаны учиться и сами; нынешняя война очень сложна, враг хитер и опытен… И он организовал боевую учебу офицеров. Руководил ею сам».

Здесь необходимо отметить, что в боевой подготовке частей и подразделений существовало много трудностей. Ибо 33,6% рядового состава, прибывшего в дивизию, были совсем необученными, 35% - малообученными. Также 41% воинов имел начальное образование, 14,6% - неграмотные и малограмотные. В историческом формуляре дивизии читаем: «Личный состав обучался на сделанных своими руками деревянных макетах – орудий, пулеметов, танков, винтовок. Конная подготовка проходила без седел, а рубка – деревянными макетами клинка».

Опытные командиры и сам командир дивизии учили воинов личным примером, показывая блистательное мастерство, особенно в конной подготовке, рубке саблей. В каждом полку создавались школы по подготовке младшего комсостава. К концу марта эти школы выпустили 305 человек сержантского состава.

22 марта 1942 года – канун 23-й годовщины со дня образования Башкирской АССР, – примечательный день в истории 112-й Башкирской кавдивизии. В торжественной обстановке председатель Президиума Верховного Совета БАССР Рахим Киреевич Ибрагимов вручил дивизии знамя Президиума Верховного Совета и Совета Народных Комиссаров республики. Комдив М.М. Шаймуратов, поцеловав уголок Красного знамени, заверил присутствующих: «Мы оправдаем доверие нашего народа. Будем сражаться с врагом по-богатырски, до последней капли крови и вернемся с победой».

В конце марта – начале апреля развернулась работа по подготовке и отправке частей дивизии на фронт. 1-й эшелон (275-й кавполк, командир майор Т.Т. Кусимов) выехал 11 апреля 1942 года. Через определенные промежутки времени выехали и другие эшелоны – всего тринадцать. В конце апреля части подразделения выгрузились на ст. Ефремово Московско-Донбасской железной дороги. 1 мая дивизия была включена в состав 8-го кавалерийского корпуса (Командующий генерал-майор П.П. Корзун). В этот же день воины приняли присягу. 5 мая дивизия получила необходимое оружие, боеприпасы и обмундирование. Продолжалась военная подготовка уже с настоящим оружием и боевыми стрельбами. 3 июня командование корпуса, выбрав Башкирскую кавдивизию, провело учения по теме «Дивизия в обороне».

21 июня дивизия получила приказ из корпуса о передислокации. Совершив 200-километровый марш с 21 по 25 июня, дивизия прибыла на новое место и заняла позицию на восточном берегу реки Олым.

Все соединения и части 8-го кавкорпуса готовились к предстоящим боям. Корпус входил в состав Брянского фронта (командующий генерал-лейтенант Ф.И. Голиков). С начала июля 1942 года 112-я кавдивизия в составе Брянского фронта начала боевые действия в оборонительных сражениях в легендарной Сталинградской битве. Из дивизии первым вступил в бой 294-й кавполк майора Гарея Абдулловича Нафикова. 2 июля у деревни Набережное части противника захватили переправу через реку Олым и стали угрожать флангу и тылу кавполка. Бои шли до конца 5 июля. Полк вынудил противника отступить с большими потерями в живой силе и технике. Это была первая и большая победа. Вечером подвели итоги боя. Полковник Шаймуратов, однако, предупредил, что враг подтягивает резервы, нужно готовиться к новым схваткам. 6 июля бои развернулись в еще боле широком масштабе, уже и в полосе 275-го кавполка.

В критические моменты, а их было немало, комдив принимал решительные меры: наступающие полки прикрывал артиллерией, привлекал к участию в сражениях снайперов и бойцов химической защиты, организовывал контратаку для вывода 294-го кавполка из окружения.

Со 2 по 8 июля 1942 года в результате боевых действий на рубеже Алешки - Малые Борки - Святоша части 112-й кавдивизии уничтожили 320 вражеских солдат и офицеров, 2 склада с боеприпасами, вывели из строя 57 ручных и станковых пулеметов, 12 орудий, 2 танка, 10 грузовых автомобилей и другой боевой техники противника. Башкирская кавдивизия также понесла потери в живой силе и технике.

Война есть война. Сражения, то оборонительные, то наступательные, следовали одно за другим. Невозможно описать все те сражения, в которых в составе 8-го кавкорпуса участвовала 112-я Башкирская кавалерийская дивизия. Вот лишь некоторые из них.

До конца июля 1942 года Башкавдивизия вела бои на рубеже обороны Бурдино-Тербуны-2 (Курская область). В этих боях в ночь на 11 июля двум эскадронам (2-й и 3-й) 294-го полка смелым налетом удается занять северную часть села Лобановка. Майор Г.А. Нафиков, используя ночную темноту, решил очистить село от врага. Увлекшись успехом двух эскадронов, группа Г.А. Нафикова оказалась отрезанной от основных сил. Все же к утру Лобановка была очищена от врага. Уличный бой шел целую ночь. Многие были ранены, в том числе командир полка и начальник штаба. Г.А. Нафиков, несмотря на ранение, продолжал руководить боем, но в этом бою был убит. Дивизия потеряла первого командира полка.

Через две недели после этих событий, 25 июля, в Башкирскую кавдивизию прибыл известный писатель и поэт, корреспондент газеты «Красная звезда» Константин Симонов. Он побывал в частях дивизии, побеседовал с командирами, политработниками и рядовыми бойцами на передовых позициях, затем опубликовал несколько очерков о мужестве и отваге воинов, о боевой жизни дивизии. Его очерк под названием «Атака» был посвящен героическому ночному бою группы смельчаков из 294-го кавполка майора Г.А. Нафикова, его героической гибели.

Очерк был напечатан в газете корпуса «В бой, кавалеристы!», вскоре перепечатали его и республиканские газеты в Башкирии. 31 июля 1942 года в газете «Красная звезда» появился более обстоятельный очерк К. Симонова «В Башкирской дивизии». В нем автор рассказал о мужестве и отваге воинов дивизии, особенно 275-го кавполка. «Полк, которым командует орденоносец Т. Кусимов, – пишет он, – в боях за местечко «Н» проявил особое мужество и храбрость. Он атаковал по численности трижды превосходящего противника и вынудил его отступить. Несмотря на тяжелое ранение, Кусимов не покинул поле боя». Вспоминая опять о дерзком очном налете эскадронов майора Г.А. Нафикова, К. Симонов писал: «Бой, напоминающий древнюю богатырскую сказку, завершился так: майор Нафиков дрался, уже умирая. Но его друг, командир соседнего полка майор Тагир Кусимов в другую же ночь у небольшой речки дрался и за себя, и за друга. Поле боя было усеяно трупами немцев…»

Так, о Башкирской кавалерийской дивизии и ее командире полковнике М. Шаймуратове узнала вся Красная Армия, вся страна.