Сначала дети кладут руки на стол и вместе с воспитателем вспоминают, как ритмизировать движения героев сказки (с. 97).
Позже воспитатель вызывает ребенка, желающего ритмизиро-iii11. обра ) 1ероя. Слушатели угадывают и описывают по динамике ртма ска (очный персонаж.
I Дети составляют два-три предложения, описывающие ритмиче-I кий рисунок с использованием речи-доказательства.
Воспитатель. Что простучала Полина: как идет большой мед-РГль иди едут машины?
Дети. Идет большой медведь.
Воспитатель. Как вы догадались? ■ Дети. Она стучала громко, тяжело и медленно, как ходит медведь.
Игра «Угадай по музыке» I Дети слушают музыкальные отрывки и обсуждают, какому ■ми юлу in сказки подходит эта музыка: звери греются на солнышке (П. Мариа. Love story), страна страха (А. Вивальди. Concerto g-moll).
Воспитатель. Какое настроение перелает музыка? Какой темп музыки?
Дети. Музыка спокойная, ласковая, нежная, медленная. Воспитатель. Правильно. Какому эпизоду в сказке такая му зыка подходит: страна страха или звери греются на солнышке? Дети. Звери греются на солнышке.
Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц (с. 98)
Сказкотерапия 15
(выражение замещающей потребности)
ЦЕЛИ
1. Психогимнастика:
—учить детей адекватно передавать собственные аффектив ные состояния в ритме, движении, мимике, интонации (болезнь, помощь, страх, радость);
—развивать умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций;
—развивать умение произвольно напршать и расслаблять мы:.; для снятия телесных барьеров (дрожание от холода, отдых на солнышке).
2. Словесное фантазирование по музыкальной композиции:
— учить детей понимать настроение в мелодии, чувствован, смену ритма и динамику музыкального образа.
3. Словесное рисование:
— учить воссоздавать на словесной основе мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев в этих ситуациях.
» . »
Воспитатель (сначала рассказывает знакомую детям ска шу «Страна солнца», затем обращается к ним). Ребята, почему ска щ называется «Страна солнца»?
Дети. В стране солнца всегда тепло и светит солнце, там нег
болезней и горя.
Упражнение на активизацию лексики (с. 98)
Воспитатель. Ребята, представьте, что вы художники. Какн ми бы вы нарисовали больных зверей в начале сказки, когда им холодно?
Дети. Глаза грустные и прищурены, брови приподняты и сдвинуты, головы опущены, руки прижаты к туловищу, стучат зубами
Вое п итател ь. Как бы вы нарисовали удивленных лесных жи-ей, когда они попали в страну машин? Дети. Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты. Воспитатель. Как бы вы показали на картине, что звери ис-ались в стране страха?
Дети. Голова откинута назад, плечи втянуты, брови вверх, гла-расширены, рот раскрыт для восклицания. Воспитатель. Как бы вы показали на картине, что лесным елям нравится греться на солнышке?
Дети. Подбородок приподнят, улыбаются, глаза радостные. Воспитатель. Что бы вам хотелось изменить в сказке «Стра-солнца»? Как по-другому лесные жители могли добраться до аны солнца? Если бы звери заблудились, с помощью каких вол-ебных средств они могли найти дорогу в страну солнца? Дети. Клубок ниток, ковер-самолет.
Воспитатель. Послушайте музыку, она подскажет вам, что о произойти в сказке, если бы звери заблудились.
ети слушают отрывок из «Полета шмеля- НА. Римского-Корса-ва и вместе с воспитателем продолжают сказочный сюжет.
Исое настроение передаст музыка? Какой темп музыки? Музыка драя, стремительная, легкая?
Дети. Музыка бодрая, стремительная, легкая, как будто летит «ер-самолет.
Воспитатель. Сейчас мы покажем новую сказку о том, как ^ри заблудились по дороге в страну солнца, а ковер-самолет по-г им успешно добраться.
И гра-драматизация
Воспитатель рассказывает сказку. Выбирает по желанию дегей ска-|рчпика и актеров, исполняющих роли лесных жителей. Они должны Но только показать с помощью движений, мимики, позы взятую на icon роль, но и эмоционально передать в речи диалоги персонажей. [ Позже воспитатель на роль сказочника выбирает ребенка с хоро-■0развитой речью. Ифа-драматизация продолжается.
Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц (с. 98)
Сказкотерапии: «Кривляки»
Текст сказки
i В некотором царстве, в далеком государстве жили-были мальчики и девочки (I). Жили они не тужили, вместе дружили (2). |цк-ю раз ребята собрались в лес по грибы да ягоды (3).
Пробродили целый день, набрали грибов да ягод, пора и домой возвращаться (4). Не успели они три раза моргнуть, как выскочила ведьма: «У-у-у, заколдую! У-у-у, закривляю!» {>) Поднялась пыль столбом (6). Спрятались ребята, глаза закрм ли (7). Да вот беда: не все успели зажмуриться (8). Попали соринки-пылинки в глаза, превратили ребят в кривляк (9). В тот же миг улетела ведьма (10).Воротились все домой (11). Кто грибы солит, кто варенi варит (12). А кривляки ворон считают, рожицы корчат да рс бят толкают (13). Собрались спать (14). А кривляки тут как тут — кричат да рожицы корчат (15).
Узнала про это добрая фея (16). Пришла к ребятам и спра шивает: «Что пригорюнились, чего головы повесили?» (17) «Как же нам не горевать. Жили мы не тужили, вместе дружи ли. Превратила ведьма друзей в кривляк. Они только и делаю i что нас обижают» (18). «Помогу вашему горю. Скажите волшебные слова и кривлянье пропадет: «Крики-вляки, не дс рись, крики-вляки, не бранись»» (19).
На том и поладили (20). Стали кривляки толкаться да рожицы корчить, а ребята приговаривают: «Крики-вляки, не деривь, крики-вляки, не бранись» (21). Тут колдовство и пропало (22). Бросились кривляки прошения просить: «Просим вас, друзья. Вы нас не браните. За кривлянье, за капризы вы. пожалуйста, простите» (23).
С тех пор в царстве-государстве кривляк больше не было (24). /(о сих пор ребята живут и горя не знают (25). И вам желают жить не тужить и вместе дружить (26).
О. Шорохом
Сказкотерапия 16
(познавательно-аффективная ориентировка)
ЦЕЛИ
1. Словесная режиссерская игра:
— помочь детям представить собственную позицию в выборе спо соба воплощения действий, образа литературного персонажа;
— знакомить с фразеологизмом «ворон считать»;
— учить припоминать сюжет по музыкальной композиции;
— подводить к умению выразительно интонировать голоса ге роев сказки в проблемных ситуациях (колдовство, прощение, преображение).
2. Психогимнастика:
— учить передавать ритмизацией характер героя (злая ведьма, добрая фея);
— побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния (кривлянье);
— развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (кривлянье, сон).
Воспитатель (рассказывает знакомую детям сказку «Кривля-ри»; читает предложения 1—4). Ребята, если вы внимательно послу-асте музыку, вы догадаетесь, что произошло в лесу.
Дети слушают отрывок из Die Walkure Ride Aki 3 P. Вагнера.
Какое настроение перелает эта музыка? Какой темп музыки: быстрый или медленный?
Дети. Музыка резкая, громкая и быстрая. Вое питатель. Правильно. Вспомните, что могло происходить | сказке под такую музыку: выскочила ведьма или ребята грустят? Дети. Выскочила ведьма.
Воспитатель (читает предложения 5—9). Ребята, каким голосом вы бы озвучили слова ведьмы?
Дети. Низким, грубым, страшным, скрипучим, громким, сердитым.
Воспитатель. Как вы догадались? Дети. Ведьма злая, старая, страшная.
Воспитатель. Попробуйте прокричать, как это делала ведьма: «У-у-у. заколдую! У-у-у, закривляю!»
I Дети выполняют задание педагога.
(Читает предложения 10—13.) Ребята, в сказке говорится «ворон считают». Как вы понимаете это выражение? Как можно сказать по-другому? 1 Дети. Смотреть по сторонам, бездельничать.
Воспитатель (читает предложения 14, 15). Как бы вы сыграли Кривляк? Какое у них выражение лица, какие они выполняют движения руками, ногами, туловищем? Покажите, как корчат рожицы кривляки.
Пантомимический этюд «Кривлянье»
Дети изображают кривляк: показывают смешные рожицы, по-Кизывают язык, вытаращивают глаза, двигают бровями, морщат ЦОС, выполняют движения плечами вперед и назад.
оспитатель (читаетпредложения 16, 17). Ребята, положите на стол и пальчиками постучите, как пришла добрая фея и да злая ведьма.
Упражнение на ритмизацию «Движения героев сказки»
,ети кладут руки на стол и вместе с воспитателем ритмизируют Ра | действий героя: медленные, тихие и нежные движения пальцев — пришла добрая фея; энергичные, громкие и грубые — злая ведьма.
Воспитатель (читает предложения IS—21). Как вы думаете, ребята хотели расколдовать кривляк? Каким голосом вы бы озвучп ли волшебные слова ребят?
Дети. Требовательным, настойчивым, четким, выговаривая каж дое слово.
Воспитатель. Попробуйте сказать, как ребята.
Дети выполняют задание педагога.
(Читает предложения 22—26.) Как, по-вашему, кривлякам было стыдно за свои капризы? Они хотели дружить с ребятами? Каким голосом они просили прошения?
Дети. Нежным, уговаривали, ласковым.
Воспитатель. Попробуйте попросить прощения, как это де лали кривляки.
Дети выполняют задание педагога.
Представьте, что вы живете в царстве-государстве. Покажите, как ребята испугались ведьму, как корчили рожицы кривляки, как сладко спали дети.
Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц
Под Die Walkure Ride Akt 3 P. Вагнера дети сначала напрягаю! мышцы тела, изображая дрожание от страха, глаза круглые, плечи подняты вверх. Далее под «Танец с саблями» А.И. Хачатуряна корчаi рожицы, поочередно двигают плечами вперед и назад, показывая кривляк. В заключение под Traumerei Р. Шумана расслабляются, закрывают глаза, опускают плечи и улыбаются «во сне», демонстрируя сладкий сон.
Сказкотерапия 17
(словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций)