ЦЕЛИ
I. Психогимнастика:
— учить угадывать по выразительному исполнению сказочных героев (злая ведьма, добрая фея) их эмоциональные состояния (кривлянье, сон, страх, колдовство, прощение);
— развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (страх, кривлянье, сон).
2. Словесное комментирование:
— довести до детей замысел сказки (дружба доставляет радость, а кривлянье — неприятности и огорчения);
— развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции;
— активизировать в речи детей образные выражения и фразеологизмы (ворон считать, голову повесить, жить не тужить, браниться).
* * *
Воспитатель (сначала рассказывает знакомую детям сказку «Кривляний», затем обращается к ним). Ребята, сегодня мы покажем и расскажем уже знакомую вам сказку «Кривляки». Вспомните, о чем эта сказка? Д е т и. О том, как друзья расколдовали кривляк. Воспитатель. Чему учит эта сказка?
Дети. Дружба доставляет радость, а кривлянье — неприятности и огорчения.
Упражнение на активизацию лексики
Воспитатель. Ребята, сейчас я буду начинать, а вы продол-жать фразы из сказки. Кривляки не просто бездельничали, а... Дети. Ворон считали.
Воспитатель. Ребята не просто обиделись, а... Дети. Головы повесили.
Воспитатель. Кривляки не только извинялись, а просили друзей...
Дети. Не браниться.
Воспитатель. Друзья стали не просто жить-поживать, а жить... Д е т и. Не тужить.
Игра «Угадай по движению»
Сначала дети встают в круг и вместе с воспитателем показывают С помощью движений, мимики, позы взятую на себя роль: ребята [Испугались, ребята спят, кривляки корчат рожицы, кривляки про-i hi прощения, ведьма колдует (брови нахмурены, пальцы рук согнуты и напряжены, круговые движения кистями рук).
Позже, когда ролевые движения разобраны, дети садятся на стулья. Воспитатель вызывает ребенка, который с помощью жестов и Мимики показывает загаданную им роль. Зрители угадывают и опи-• и па ют сказочного героя в разных ситуациях.
Воспитатель помогает детям в описании героя наводящими вопросами.
Воспитатель. Посмотрите внимательно на Мишу. Как вы ду-Miuic, какого героя он изображает?
Дети. Это кривляка.
Воспитатель. Правильно. Какого кривляку играет Миша: каким он был в середине сказки или конце?
Дети. Каким он был в конце сказки, когда ему было стыдно и он просил прощения.
В о с п и т а т е л ь. Как вы догадались?
Дети. Опущена голова, брови приподняты, губы вытянуты и слегка надуты, руки висят вдоль тела.
Игра «Угадай но ритму»
Сначала дети кладут руки на стол и вместе с воспитателем вспоминают, как ритмизировать движения персонажей сказки (с. 103).
Позже воспитатель вызывает ребенка, желающего ритмизиро вать образ героя. Слушатели угадывают и описывают по динамике ритма сказочного героя.
Дети составляют два-три предложения, описывающие ритмический рисунок с использованием речи-доказательства.
Дети. Появилась добрая грея.
Воспитатель. Что простучала Ира: как улетела злая ведьма или как появилась добрая фея? Как вы догадались?
Дети. Она простучала медленно, тихо и нежно, как будто появилась фея.
Игра «Угадай по музыке»
Дети слушают музыкальные отрывки и обсуждают, какому эпизоду из сказки подходит эта музыка: ведьма колдует (Р. Вагнер. Die Walkure Ride Akl 3), кривляки корчаг рожицы (А.И. Хачатурян. «Танец с саблями»), ребята спят (Р. Шуман. Traumerci).
Воспитател ь. Какое настроение передает музыка? Какой теми музыки?
Дети. Музыка спокойная, ласковая, нежная, медленная. Воспитатель. Правильно. Какому эпизоду в сказке такая музыка подходит: кривляки корчат рожицы или дети спят? Дети. Ребята спят.
Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц (с. 104)
Сказкотерапия 18
(выражение замещающей потребности)
ЦЕЛИ
I. Психогимнастика:
— учить отражать собственные аффективные состояния в ритме, движении, мимике, интонации (кривлянье, сон, стыд, страх, колдовство, прощение, преображение);
— развивать умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций;
— развивать умение произвольно расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (страх, кривлянье, сон).
2. Словесное фантазирование по музыкальной композиции:
— учить детей понимать настроение в мелодии, чувствовать смену ритма и динамику музыкального образа;
— продолжать сюжет по музыкальной композиции.
3. Словесное рисование:
— учить воссоздавать на словесной основе мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев в этих ситуациях.
I
Воспитатель. Ребята, почему сказка называется «Кривляки»? Дети. Кривляки корчили рожицы и обижали ребят.
Упражнение на активизацию лексики (с. 105) Воспитатель. Ребята, представьте, что вы художники. Каки-ми бы вы нарисовали ребят, когда она собрали полные корзинки грибов и ягод?
Дети. Они устали. Утирают от пота лоб, головы набок опущены, ■печи опущены вниз, согнута коленка.
Воспитатель. Как бы вы нарисовали испуганных ребят, ког-it.i колдовала ведьма?
У Дети. Они дрожат, сидят на корточках, глаза круглые и широко раскрытые, голова откинута назад, а плечи втянуты.
Воспитатель. Как бы вы показали на картине, что кривлякам стыдно?
| Д е т и. Не смотрят в глаза друзьям, щеки красные, плечи опушены вниз.
Воспитатель. Что бы вам хотелось изменить в сказке «Крив-Яики»?
I Дети высказываются.
Кик вы думаете, как по-другому друзья могли расколдовать кривляк?
[ Д е т и. С помощью волшебного колечка: когда его надевают, колдовство пропадает; купанием в речке: когда вода смоет пылинки-Соринки из глаз кривляк.
Воспитатель. Послушайте музыку, которая подскажет вам, ■to могло бы произойти в сказке, если бы фея не встретилась с ■битами в царстве-государстве.
к Дети слушают отрывок из Humorcsque А. Дворжака и вместе с воспитателем продолжают сказочный сюжет.
Какое настроение перелает эта музыка? Какой теми музыки? Она похожа на тяжелую походку или легкое движение? Дети. На легкое движение.
Воспитател ь. Если музыка быстрая, легкая, веселая, игривая то кривляки купаются в речке или бросаются камнями в ребят? Дети. Кривляки купаются в речке.
Воспитатель. Сейчас мы покажем новую сказку о том, как ребята позвали кривляк купаться на речку, а вода смыла соринки пылинки из глаз кривляк.
Игра-драматизация
Воспитатель рассказывает сказку. Выбирает по желанию детей сказочника и актеров, исполняющих роли ребят, кривляк, ведьмы Они должны не только показать с помощью движений, мимики, позы взятую на себя роль, но и эмоционально передать в речи диалоги персонажей.
Позже воспитатель на роль сказочника выбирает ребенка с хоро шо развитой речью. Ифа-драматизация продолжается.
Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц (с. 104)
Сказкотерапии: «Злой принц» Текст сказки
Далеко ли близко, давно или недавно в одной деревне жила была Аленушка-краса —длинная коса (1). Была она одна-оди-нешенька (2). Решила она счастья да любви по миру поискать (3). Пробродила три дня и три ночи (4). Видит царство-королев ство (5). Живет там принц (6). Красоты такой, что ни в сказке сказать, ни пером описать (7). Брови — уголь, губы — розы, волосы — шелк (8). Загляделась Аленушка на принца, а он ее и гости зовет-зазывает: «Погости у меня, голубушка, погости у меня, красна-девица» (9). Согласилась она, не противилась (10).
Да вот беда — не знала Аленушка, что у принца сердце ледяное было (II). Только и делал что людей в зверей превра шал да голодом морил (12). Расколдовать их можно было добротой да лаской (13).
Как-то раз вышла Аленушка во двор, вдруг видит — прими медведя мучает: «Буду бить, буду казнить!» (14) У Аленушки душа в пятки ушла (15). Как ушел принц, бросилась она к медведю: «Медведушка-косолапушка, не печалься, не грус ти, а со мною убеги» (16).
Не успела она и три раза моргнуть, как медведь в добре! и молодца обернулся (17). Говорит он человеческим голосом: «Сна сибо, тебе красна-девица. Спасибо за доброту, за ласку» (IN)
А принц тут как тут (19). Так разозлился, что дулся-дулся ■да и лопнул (20). Осталась только льдинка (21). Да и та на солнышке растаяла (22).
Стали Аленушка с добрым молодцем в царстве-государстве жить-поживать да детишек наживать (23).
Ю. Петрова, воспитатель ДОУ№ 162, г. Тверь
Сказкотерапия 19
(познавательно-аффективная ориентировка)
ЦЕЛИ
1. Словесная режиссерская игра:
— помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа;
— знакомить с фразеологизмом «душа в пятки ушла»;
— учить припоминать сюжет по музыкальной композиции;
— подводить к умению выразительно интонировать голоса принца, Аленушки, медведя в проблемных ситуациях (приглашение, мучение, сочувствие).
2. Психогимнастика:
— учить передавать ритмизацией эмоциональную ситуацию (принц мучает медведя, добрая Аленуиоса)',
— побуждать выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний (приглашение, мучение, благодарность);
— развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (принц пухнет от злости, льдинка тает на солнце).
* » *
Воспитатель (рассказывает знакомую детям сказку «Злой принц»; читает предложения 1—10). Как бы вы сыграли принца, |Й>гда он зовет Аленушку в гости? Какое выражение его лица, какие он выполняет движения? ' -
Пантомимический этюд «Приглашение»
[ Дети изображают принца, который приглашает в гости: улыбайся, чуть наклоняется вперед, рукой выполняет размашистые движения по направлению к туловищу.
Воспитатель. Каким голосом вы бы озвучили приглашение Цринца в гости?
Дети. Нежным, ласковым, добрым.
Воспитатель. Как вы догадались? i Дети. Принцу понравилась Аленушка, поэтому он ее уговари-ii.i I остаться погостить.
Воспитатель. Попробуйте пригласить Аленушку в гости, как принц: «Погости у меня, голубушка, погости у меня, красна-девица»