Смекни!
smekni.com

Пособие предназначено для воспитателей дошкольных учреждений, психологов, Логопедов. Удк 373 ббк 74. 100. 5 Ш78 (стр. 24 из 36)

Игра-драматизация

Воспитатель выбирает по желанию детей сказочника и актеров, исполняющих роли Настеньки, Змея Горыныча, барашка, которые должны не только показать с помощью движений, мимики, позы взятую на себя роль, но и эмоционально передать в речи диалоги персонажей. Сказочник ведет повествование от лица автора.

Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц (с. 117)

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА НА ЗАНЯТИЯХ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

В программе в качестве исходных были приняты следующие положения.

1. Развитие связной монологической речи старших дошкольников предполагает интеграцию в решении речевых задач, охватывающих разные стороны речевого развития:

— связная речь — построение собственной модели изложения в процессе пересказа, сочинение сказок, составление рассказов и описательных загадок, придумывание небы лиц, использование разнообразных средств внутритекстовой связи;

— словарь — осознанный и произвольный выбор средств лексической выразительности;

— грамматика — конструирование разных типов предложений, правильное грамматическое оформление высказывания;

— звуковая культура речи — выразительное интонирование, четкая артикуляция.

2. Системообразующими в работе являются связи между разными видами занятий, реализация которых выступает одним из основных условий эффективности обучения.

3. Овладение речевыми умениями должно происходить через раз ные виды репродуктивной и творческой деятельности.

Развитие связной монологической речи старших дошкольником в программе осуществляется через разнообразные формы организации занятий. На занятиях по развитию речи дети учатся пересказы вать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумы вать загадки и небылицы. Занятия по ознакомлению с художествен ной литературой вырабатывают у ребят художественный вкус, развивают воображение, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства родного языка.

Вместо «физкультурной минутки» на занятиях вводятся элементы психогимнастики по содержанию произведения, суть которых заключается в разыгрывании пантомимических этюдов на изображение отдельных эмоциональных состояний, черт характера персо нажей. Дошкольники знакомятся с элементами выразительных движений, что в свою очередь является залогом успешного исполнения принятой на себя роли в игре-драматизации по литературному произведению.

В системе развития связной монологической речи выделены три этапа работы.

1 этап

Цели:

— познакомить с жанровыми особенностями сказок, малых фольклорных форм;

— с принципами композиции;

— способствовать возникновению интереса к языковым средствам выразительности.

Ведущая тема «Лиса и козел».

Используемые жанры: русская народная и авторская сказки о животных, метафорические и описательные загадки, частушки.

2 этап

Цели:

— систематизировать знания о законах сказочного жанра;

— учить соотносить тему и название литературных произведений;

— использовать средства лексической выразительности при создании связных высказываний.

Ведущая тема «Лень и труд».

Используемые жанры:украинская народная и авторская сказки о животных, загадки, частушки, басня.

3 этап

Цели:

— учить придумывать сказки с использованием традиционных приемов повествования;

— формировать навыки самостоятельного творческого рассказывания.

Ведущая тема «Фантазеры».

Используемые жанры: волшебные, бытовые, юмористические сказки.

На каждом из этапов работы по развитию связной монологической речи особое внимание уделяется обучению пересказыванию. Поскольку этот вид деятельности является основополагающим для овладения детьми навыками самостоятельного рассказывания.

Пересказывание литературных произведений способствует освоению системообразующих умений (анализом, воспроизведением, созданием) в ходе работы над одним произведением.

Занятие но ознакомлению с художественной литературой (подготовительная работа) способствует осмыслению выразительных деталей текста, слиянию образных и логических компонентов в аффективной и познавательной ориентировке в литературном материал.

Познавательная ориентировка обеспечивает осознанное выделение жанровых признаков произведения, композиционной структуры, познание смысла выразительных деталей текста, его концепта

Аффективная ориентировка осуществляется в процессе словесной режиссерской игры, вовлекающей дошкольников в мыслительное проигрывание роли, комментирование ее в речевом плане.

Занятие но развитию речи (основная работа) подводит к анализу стилистического и структурного оформления текста через материализованную форму и в плане громкой речи.

Подготовительная работа позволяет изменить традиционную структуру занятия, исключив двукратное рассказывание педагогом произведения. Главное преимущество такого подхода состоит в предоставлении большей части времени речевой активности детей. Он ределяется следующая структура занятия:

— восприятие литературного произведения;

— беседа; >

— пересказ;

— оценка пересказов детей, подведение итогов занятий.

На занятии по развитию речи (обучение пересказу) основное внимание уделяется решению речевых задач в их взаимосвязи (словарь, грамматика, звуковое оформление высказывания, связная речь).

В процессе анализа стилистического оформления текста исполь зуются творческие задания, способствующие расширению объема активного словаря, точности словоупотребления, использованию собственных языковых средств выразительности и грамматически правильно построенных предложений.

В анализе структурного оформления обеспечивается осознание композиции и смысловой последовательности сюжетных действии в процессе построения комплексной пространственно-временной модели.

Ведущим приемом на занятии выступает пересказ от лица литературного героя, стимулирующий умственную активность в интер прстации литературного образца.

Занятие но ознакомлению с художественной литературой (после дующая работа) заключается в развитии умения у детей обобщать имеющиеся авторские детали в тексте, комбинировать их, созда вать психологические портреты героев в определенных ситуациях: в показе разных видов театров, подготовке и проведении игры-дра-

атизации; составлении режиссерских дополнений описания персонажей, их диалогов; в придумывании сказок по аналогии со знако-ыми.

В пособии мы не предлагаем однозначного завершения каждого нятия, вероятно, это творчество каждого воспитателя.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Эффективность реализации программы возможна при условии азвития активной позиции ребенка в творческой деятельности, оэтому педагогу следует организовать работу с учетом:

— минимальной регламентации поведения детей;

— предметной обогащенное™ среды (пространственно-временная модель к произведению, схемы описания внешнего вида героев, условные заместители, разные виды театров);

— многовариангности применения разнообразных речевых средств (пословицы, метафорические загадки, фразеологические обороты, скороговорки, частушки);

— наличия образцов креативного поведения (пантомимические этюды по содержанию литературного текста, игра-драматизация).

Игровые методы и приемы в программе предлагаются в опреде-енной последовательности в соответствии с задачами каждого из апов работы над одним произведением. В конспектах занятий мы не выделяем название игровых методов приемов (словесная режиссерская игра, словесное рисование, пересказ от лица литературного героя и т.д.), поскольку они не являлись самостоятельными, а способствовали решению ведущих задач (литературной, воспитательной, речевой.)

Словесная режиссерская игра. Для реализации аффективной ориентировки на подготовительном этапе вводится прием словесной режиссерской игры, организующий активную поисковую деятельность, нацеленную на" вербальное комментирование проблемной ситуации в игровых действиях. Это побуждает детей прочувствовать, пережить образно воплощаемое содержание сказки и роль героя Направленность в общении на познание смысла происходящих событий, взаимоотношений персонажей создает необходимость выражения своих мыслей, чувств, переживаний в более сложноорга-Низованной, развернутой форме речи, обогащенной лексическими И грамматическими категориями.

Задаваемые взрослым вопросы помогают дошкольникам не только вспомнить, но и осмыслить, произвести первичный анализ, иозна-Цтельную ориентировку в литературном материале, побуждают к Гворчсской умственной и речевой активности.

В случае противоречивых суждений в словесной рсжиссерскои игре воспитатель не подавляет инициативу детей, не навязывае: собственного мнения, не раскрывает правильных ответов, а обра щает внимание дошкольников на выразительные детали текста, по зволяюшие самостоятельно найти верное решение.

В процессе словесной режиссерской игры осуществляют аффек тинную ориентировку в конфликтной ситуации сказки. Личностное переживание проигрываемой в воображении роли выводит до школьников за границы текста, что подтверждают описания образа героя, не представленные в содержании произведения.

Сознательность первичного анализ;! выразительных эпизодов сказ ки обеспечивается аргументированным комментированием прот рынасмой ребенком роли. Для того чтобы доказать свои суждения дети обращаются к содержанию произведения, воспроизводят фра зы из текста. Объясняя состояние, чувства героев, они прибегают к развернутым высказываниям, в основном это сложные предложения с подчинительными и сочинительными союзами; употребляю! разнообразную лексику: глаголы, определяющие действия, прилл гательные, характеризующие персонаж, наречия.