Воспитатель. Когда Маша плакала, голос у нее был не веселый, а...
Дети. Жалобный, грустный, протяжный. Воспитатель. У злого гнома, голос был не ласковый и нежный, а...
Дети. Грубый, страшный, громкий.
Воспитатель. Попробуйте сказать жалобно, как Машенька. «Страшно мне престрашно» и грубо, как злой гном: «У-у-у!»
Дети выполняют задание педагога.
(Читает предложения 4, 5.) Папа с мамой любили Машу, поэтому успокаивали ее не страшным голосом, а...
Дети. Нежным, ласковым, добрым.
Воспитатель. Попробуйте сказать так же нежно, ласково, за-ботливо, как папа и мама: «Спи, дочка, почивай, глаз своих не Открывай».
Дети произносят фразу.
(Читает предложение 6.) Если вы внимательно послушаете музыку, вы вспомните, что услышала Машенька в сказке.
Дети слушают отрывок из Sonata Es-dur И.С. Баха.
Какая эта музыка: нежная, ласковая, грубая, страшная? Д с г и. Нежная, ласковая.
Воспитатель. Правильно. Что можно под нее делать: бить в (шрабан или звенеть в колокольчики? Дети. Звенеть в колокольчики.
Воспитатель (читает предложения 7—11). В сказке сказано, ЧТО Маша проснулась, когда колокольчики зазвенели пуше прежнего. Что обозначает это выражение?
Де г и. Громко.
Воспитатель. Как колокольчики звенели сначала, когда Маша in п.ко вздохнула? Дети. Тихонечко.
Воспитатель. Как звенели колокольчики, когда Маша проснулась?
Д с т и. Очень громко.
Воспитатель. Положите руки на стол и пальчиками постучи-| как колокольчики звенят, когда Маша спит и когда Маша про-• И) 1ась.
Упражнение на ритмизацию «Звон колокольчиков»
Дети кладут руки на стол и вместе с воспитателем ритмизируют ниш колокольчиков: тихие и медленные движения пальцами — 1МНЯ1 колокольчики, когда Маша спит; громкое и быстрое постукивание — Маша проснулась.
Воспитатель (читает предложения 12, 13). Каким бы голосом «и | озвучили добрых гномиков: не грубым, а... Дет и. Ласковым, нежным, добрым.
Вое п и тате ль. Попробуйте сказать нежно, как добрые гномики.
I in произносят фразы.
(Читает предложения 14, 15.) Давайте встанем в круг и покажем, i и п< им алан, Маша и как она спала сладким сном.
Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц
Под Concerto g-moll А. Вивальди дети встают в круг, напрягают мышцы рук, НОГ, глаза круглые, голову запрокидывают назад, втягивают в плечи, изображая состояние страха. Затем под Piano Sonata № 14 Л. ван Бетховена дети расслабляют мышцы тела, ладони кладут под теки, закрывают глаза, улыбаются, имитируя состояние сна.
Сказкотерапия 8
(словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций)
ЦЕЛИ
1. Психогимнастика:
— учить угадывать по выразительному исполнению движения героев (Маша, злой гном, добрые гномики) их эмоциональные состояния (страх, забота, сон, злость);
— учить передавать ритмизацией действия предмета (звон колокольчиков);
— развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (страх, сон).
2. Словесное комментирование:
— довести до детей замысел сказки (у страха глаза велики);
— подводить детей к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции;
— активизировать в речи детей оттсночные характеристики слов (добрые-предобрые, страшно-престрашно);
— учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения.
» * *
Воспитатель (рассказывает знакомую детям сказку «Добрая темнота», затем обращается ним). Ребята, если гномики были добрые-предобрые, нужно их бояться? Сказка учит тому, что у страха глаза велики. В Маше жил страх, поэтому она боялась темноты. Темнота была не страшная, а добрая.
Упражнение на активизацию лексики
Воспитатель. Ребята, сейчас я буду начинать фразы из сказки, а вы заканчивать. Маша боялась темноты, потому что она была не просто страшная, а...
Дет и. Страшная-престрашная.
Вое п итател ь. Гномики были не просто добрые, а... Д с г и. Добрые-предобрые.
Игра «Угадай по движению»
Сначала дети встают в круг и вместе с воспитателем показывают • помощью движений, мимики, позы взятую на себя роль: как боялась Маша, как пугал девочку злой гном (брови нахмурены, и.i и.цы согнуты и напряжены, резкие движения рук — вверх и пни i), как девочка спала «сладким сном».
Позже, когда ролевые движения разобраны, дети садятся на I i\ н.чики. Воспитатель вызывает ребенка, говорит ему на ухо, кого ОМ юлжен показать. Зрители угадывают и описывают сказочного ГвРОЯ в разных ситуациях.
Воспитатель помогает детям в описании героя наводящими во-просами.
Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно, кого показы-пап Лена? Дети. Машу.
Воспитатель. Какую Машеньку показывает Лена: когда плачи, когда проснулась да испугалась или когда спит сладким сном? Д с г и. Когда Машенька спит.
Воспитатель. Как вы догадались? У Лены глаза открыты или I п рыты? дети. Закрыты.
Воспитатель. У Лены лицо злое или доброе? Дети. Она улыбается.
Воспитатель. У Лены руки опушены или сложены в ладошки ни i щечкой?
Д с г и. Она ладоши кладет под щечку.
В ос п итател ь. Мама с папой убаюкивали дочку и приговари-
iu iii...
Дети. «Спи, дочка, почивай, глаз не открывай».
Игра «Угадай по ритму»
< Начала лети кладут руки на стол и вместе с воспитателем вспоминают, как ритмизировать звон колокольчиков (с. 29).
Позже воспитатель вызывает ребенка, желающего ритмизиро-iihi. iboh колокольчиков. Слушатели угадывают и описывают по hiiммике ритма образ звучания предмета. Дети вместе с воспитателем составляют два-три предложения, описывающие ритмический
|нп viiok.
Воспитатель. Ребята, какой звон колокольчиков простучала < in та: когда Маша спала или когда проснулась?
Дети отвечают.
и)
3 1
Как вы догадались? Света стучала пальчиками громко или тихо? Быстро или медленно? Дети. Быстро и громко.
В о с п и г а г е л ь. Если Света стучала быстро и громко, значит, это звон колокольчиков тогда, когда Маша не спала, а... Дети. Проснулась.
Игра «Угадай по музыке»
Дети слушают музыкальные отрывки и обсуждают, какому эпизоду из сказки подходит эта музыка: Маша испугалась (А. Вивальди. Concerto g-moll), девочка спит (Л. ван Бетховен. Piano sonata № 14), колокольчики звенят (И.С. Бах. Соната Es-dur). Дети вместе с воспитателем составляют два-три предложения, описывающие настроение и динамику музыкального отрывка и сказочный эпизод.
Воспитатель. Какое настроение передает музыка: страшное, веселое, ласковое? Эта музыка быстрая или медленная?
Дети. Медленная.
Воспитатель. Если музыка ласковая и медленная, то Маша не боится, а...
Дети. Спит, закрыла глазки.
Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц (с. 30)
Сказкотерапия 9
(выражение замещающей потребности)
ЦЕЛИ
1. Психогимнастика:
— учить детей адекватно передавать собственные аффективные состояния в движении, мимике, слове (забота);
— развивать умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций;
— развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (страх, сон).
2. Совместная словесная импровизация:
— учить детей продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации. (Ребята помогают папе с мамой убаюкивать Машу: «Спи, Маша, почивай, г/газ своих не открывай».)
* * *
Воспитатель (рассказывает знакомую детям сказку «Добрая темнота», затем обращается к ним). Ребята, почему сказка называется «Добрая темнота»?
Дети. Маша думала, что темнота страшная, а гномики рассказали, что ее не надо бояться.
Упражнение на активизацию лексики (с. 30)
Воспитатель. Представьте, что папа с мамой уехали, а вас попросили помочь уложить девочку спать. Давайте вместе расскажем сказку про Машеньку и ребят из детского сала. Я буду называть, кто приходил к ней, а вы будете нежно, ласково убаюкивать. Сейчас мы покажем новую сказку о том, как ребята из детского сада убаюкивали Машеньку.
Игра-им провизация
Дети встают в круг. Воспитатель дает ребенку куклу Машу, читает слова автора. Дети передают ее друг другу, убаюкивая нежными словами: «Спи, Маша, почивай, глаз своих не открывай».
Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц (с. 30)
Сказкотерапии: «Цыпленок-хвастунишка» Текст сказки
Жили-были курочка да уточка (1). Ходит курочка по травуш-м\ цыплят кличет: «Ко-ко-ко, ну-ну-ну, не плывите по пруду. Гам опасно, там вода, не ходите без меня!» (2) А цыпленок Шастается: «Не страшна мне вода, не страшна мне глубина» (3).
Уточка плывет, цыплят зовет: «Кря-кря-кря, очень теплая §0 [а» (4). Услышал цыпленок, плюхнулся в воду, а плавать не | мат: «Пи-пи-пи, ты мне, мама, помоги!» (5) Курочка бежит, крыльями машет, глаза таращит: «Бегу-бегу, спешу-спешу» (6). Вскочила на мосток, кинула пруток (7). Цыпленок за пруток, курочка на мосток и вытащила сыночка (8).
Лежит цыпленок на солнышке (9). А курочка жалеет сыночка, in>\чает: «Ты, сыночек, не хвались, лучше плавать научись!» (10) Т. Емельяненко, методист ДОУ№ 136, г. Тверь
Сказкотерапия 10
(познавательно-аффективная ориентировка)
ЦЕЛИ
I, Словесная режиссерская игра:
— воспитывать умение детей по настроению музыки догадываться о действиях и эмоциональных состояниях героев;
— знакомить с признаками и действиями предметов (теплая, бежит, машет, таращит, поучает);
— знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (не ходите, не хвались, лучше плавать научись, помоги, спаси):
— подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки в разных проблемных ситуациях (хвастовство, шбота, спасение, поучение).
2. Психогимпастика:
— учить передавать ритмизацией движения героев сказки (курочка ходит по травушке, бежит на помощь);
— побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний (страх, поучение, хвастовство):