Особое место в творчестве В., как и многих других писателей и поэтов заняла военная тема. В декабре 1974 года в «Литературной России» было опубликовано интервью с ВВ. Там, в частности, говорилось:
- Многие ваши песни – такие, как «Братские могилы», «Сыновья уходят в бой», «Чёрные бушлаты» - посвящены войне. Чем привлекает вас эта тема?
- Я понимаю ваш вопрос. Я ведь отношусь к послевоенному поколению… Не знаю… По-моему, нас мучает чувство вины за то, что мы «опоздали» родиться, и мы своим творчеством, как бы «довоёвываем».
На мой взгляд, песня ВВ «Он не вернулся из боя» - одна из главных в его творчестве. В ней, помимо интонационной и психологической достоверности, есть и ответ на вопрос: почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участие в войне, всё-таки пишет о ней, более того, не может не писать:
Почему всё не так? Вроде всё как всегда:
То же небо, опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода
Только он не вернулся из боя.
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих…
Всё теперь одному, только кажется мне,
Это я не вернулся из боя.
(«Он не вернулся из боя»)
«А всё дело в судьбе, в твоей личной судьбе, которая начинается вовсе не в момент рождения человека, а гораздо раньше. В личной человеческой судьбе, которая никогда не бывает чем-то отдельным, обособленным от других человеческих судеб. Она, твоя судьба, часть общей огромной судьбы твоего народа. И существуешь ты на земле, продолжая не только собственных родителей, но и многих других людей, тех, которые жили для тебя, тех, которые когда-то защитили твой первый вздох, первый крик, первый шаг на земле». (Р. Рождественский)
Песни В. о войне – это, прежде всего, песни настоящих людей из плоти и крови, сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить собственную жизнь и Родину. Такие не подведут.
…Сегодня не слышно биенья сердец
Оно для аллей и беседок,
Я падаю, грудью хватая свинец,
Подумать успев напоследок:
«На этот раз мне не вернуться,
Я ухожу, придёт другой,
Мы не успели, не успели оглянуться,
А сыновья, а сыновья уходят в бой!»
Именно так и продолжается жизнь, продолжается общая судьба и общее дело людей. Именно так переходят от родителей к детям самые значительные, самые важные понятия…
Исполняя свои песни, В. мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать головы в плечи, и, казалось, ещё секунда – и рухнет потолок, и взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам В. упадёт, задохнётся, умрёт прямо на сцене… казалось, на таком накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел, он дышал. Одна из таких песен – «Спасите наши души»:
Уходим под воду
В нейтральной воде
Мы можем по году
Плевать на погоду, –
А если накроют –
Локаторы взвоют
О нашей беде.
Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души!
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше –
Наш SOS всё глуше, глуше, –
И ужас режет души
Напополам…
Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой. И от этого ещё больше западала в душу. В., который только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия, и каждое слово звучало по особому трепетно:
Здесь лапы у елей дрожат на весу,
Здесь птицы щебечут тревожно.
Живёшь в заколдованном диком лесу,
Откуда уйти невозможно.
(Лирическая»)
Особый интерес представляет собой песня «Охота на волков». Вначале ей приписывалась только экологическая острота. Но песня была о другом, не про волков, а о той идеологии, царившей в нашей стране, о людях, окружённых идеологическими флажками, оказавшихся просто затравленным стадом в умелых руках «егерей».
Видно, в детстве, слепые щенки,
Мы, волчата, сосали волчицу
И всосали – «нельзя за флажки!»
Почему нельзя – никто не знал. Нельзя, и всё. Страшно! Как нужен был тогда кто-нибудь, кому пришла в голову эта нормальная мысль: «А что, если за флажки?»
Я из повиновения вышел,
За флажки, жажда жизни сильней!
Только сзади я радостно слышал
Удивлённые крики людей.
В. был бесстрашен, потому что знал, что поступает справедливо. Оттого и защищал слабых, оттого и шёл за «флажки». Он шагнул и сказал остальным: «Не бойтесь, вы же видите, я жив!». Я думаю, он понимал, более того, сознавал это, как миссию, доверенную ему людьми. Он пел:
Меня ведь не рубли на гонку завели
Меня просили: миг не проворонь ты!
Узнай, а есть предел там, на краю земли?
И можно ли раздвинуть горизонты?
И он раздвигал наш горизонт, как мог. Многие считают, что это стоило ему жизни. Говорят, что сердце его не выдержало борьбы с дураками, что судьба била его больно и постоянно.
За хриплым, напряженным голосом и жёсткой манерой пения до поры, до времени скрывалась восторженная добрая ребячья душа, прятался человек, гораздый на выдумку, озорство, умеющий верить в чудо и создавать его.
Думаю, можно сказать, что творчество ВВ – биография для людей поколения 50-60х годов, энциклопедия русской жизни времён застоя.
Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. в семье военнослужащего. В 1945 году ВВ поступает в школу, а с 1947 по 1949 он продолжает учёбу в городе Эберсвальде (Германия), где живёт в семье отца, Семёна Владимировича. В 1955 году заканчивает школу. По окончании школы ВВ поступает в Московский строительный институт им. В. В. Куйбышева, из которой уходит не проучившись и года, и начинает готовиться к поступлению в школу студию МХАТа им В. И. Немировича-Данченко на актёрское отделение, куда и поступает в 1956 году.
Первая самостоятельная роль ВВ в Московском театре драмы и комедии на таганке – драгунский капитан в спектакле «Герой нашего времени». На сцене этого театра ВВ играл в спектаклях по произведениям А. Вознесенского «Антимиры», «Берегите ваши лица», Дж Рида «Десять дней, которые потрясли мир», В. Маяковского «Послушайте», по стихотворениям поэтов военного поколения «Павшие и живые». Им были сыграны такие роли, как Галилей в спектакле по пьесе Б. Брехта «Жизнь Галилея», беглый каторжник Хлопуша в спектакле по драматической пьесе С. Есенина «Пугачёв», безработный лётчик Янг Син в «Добром человеке из Судана» Б. Брехта, Лопахина в «Вишнёвом саду» Чехова. Последней премьерой ВВ на сцене стала роль Свидригайлова в спектакле «Преступление и наказание» Достоевского. Но самой значительной ролью осталась его работа в шекспировском «Гамлете». Этот спектакль, в котором ВВ был единственным исполнителем главной роли, видели зрители Москвы, Петербурга, Минска, Тбилиси, городов Болгарии, Югославии, Венгрии, Франции, Польши. Эта роль была сыграна им 217 раз. В 1976 году спектакль «Гамлет» получил первую премию на десятом юбилейном Белградском Интернациональном фестивале, а в 1977 году во Франции была присуждена высшая премия французской критики, как лучшему иностранному спектаклю года, и, наконец, в 1980 году – первая премия на втором Международном фестивале «Варшавские встречи». ВВ написал пени ко многим спектаклям, поставленным в театре на таганке, а так же в театре сатиры, « Современник» и в театре им. М. Н. Ермоловой. Это спектакли «Последний Парад» А. Штейна, «Свой остров» Р. Каугвера, «Звёзды для лейтенанта» Э. Володарского.Дебют ВВ в кино состоялся в 1959 году (эпизод в фильме «Сверстницы» режиссёра В. Ордынского). Затем он снимался у таких мастеров, как А. Столпер, Ц. Хейфиц, М. Швейцер, К. Муратова. А. Мита, С. Говорухина.
Наиболее известны его работы в фильмах «Хозяин тайги» (1968), «Четвёртый» (1972), «Плохой хороший человек» (1973), «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976).
Особую популярность В., как актёру принесли две роли: в фильмах «Место встречи изменить нельзя» (1979) и «Маленькие трагедии» (1972).
Так же, как и в спектаклях во многих фильмах звучат его песни: «Я родом из детства» (1965), «Вертикаль» (1967), «Опасные гастроли» (1963), «Война под крышами», «Сыновья уходят в бой», «Ветер надежды» и других.
Вот, что рассказывал о ВВ Станислав Говорухин:
Актерам довелось пожить недельку в палатке под ледником. Надо было набраться альпинистского опыта, вообще "почувствовать" горы. Особенно Володе. Мы очень рассчитывали на песни, которые он напишет. Без них картина не могла состояться.
В это время на пике Вольная Испания случилось несчастье. Погиб альпинист, товарищи безуспешно пытались снять его со стены. На помощь двинулись спасательные отряды. Шли дожди, гора осыпалась камнепадами. Ледник под вершиной стал напоминать поле боя - то и дело вниз по леднику спускались альпинисты, вели под руки раненого товарища, кого-то несли на носилках. Палатка наших актеров превратилась в перевязочный пункт. Здесь восходителей ждал горячий чай, посильная помощь.
Происходило нечто значительное и драматическое. Можно же было подождать неделю, пока утихнет непогода, в конце концов, тот, ради кого рисковали жизнью эти люди, все равно был уже мертв. Но нет, альпинисты упрямо штурмовали вершину. Это уже был вызов. Кому? Володя жадно вслушивался в разговоры, пытался схватить суть, понять, ради чего все это... Так родилась первая песня: