Смекни!
smekni.com

на тему “программное обеспечение для моделирования элионных технологий” 5 (стр. 3 из 5)

sin2(q/2) = [1 + (2·e·B)2]-1. (6)

Таблица 1 – Значения констант Ci для избранных потенциалов [1]

Потенциалы Мольер Kr-C Универсальный
С1 0,674300 0,788700 0,992290
С2 0,009611 0,011660 0,011615
С3 0,005175 0,006913 0,007122
С4 10,000000 17,160000 14,813000
С5 6,314000 10,790000 9,306600

Угол рассеяния y в лабораторной системе получился из соотношения:

y = arctg[(sinq)/(cosq + M1/M2)]. (7)

Азимутальный же угол рассеяния F выбирается случайно: F = 2·p·Rn, где Rn – случайное число от 0 до 1.

Программа TRIM, как и другие программы моделирования, методом Монте-Карло, учитывает поведение большого ансамбля частиц в твердом теле. Предполагается, что мишень аморфная, с хаотическим рас­положением атомов. Это означает, что любыми свойствами, свя­занными с направлением в кристаллической решетке, можно пренебречь.

Траектория каждого иона начинается с задания его положения, направления движения и энергии. Затем про­слеживается последовательность столкновений иона с атомами мишени; между столкновениями свободный пробег иона предпо­лагается прямолинейным. На пути каждого свободного пробега энергия частицы уменьшается на величину электронных потерь энергии, а затем, после столкновения, на так называемые ядерные, или упругие, потери энергии, т. е. на энергию, пере­данную атому мишени при столкновении. Если атом мишени получает энергию, превышающую пороговую энергию смещения Ed, то его называют первичным атомом отдачи (ПАО) и его поведе­ние прослеживается таким же образом, как и поведение нале­тающего иона. Это же остается справедливым для любых ато­мов отдачи более высокого уровня генерации (ВАО - вторич­ный атом отдачи), которые могут образоваться в ходе последу­ющих столкновений. Такой вариант работы программы называется каскадным и требует значительно большего машинного времени, чем безкаскадный аналог. В то же время он является существенно более информативным. Только при его использовании можно рассчитать коэффициент физического распыления мишени, проследить развитие каскадов столкновений, решать задачи, связанные с ионным перемешиванием в многослойных системах, а также разделить вклады имплантируемых частиц и атомов отдачи в ионизацию среды и процессы дефектообразования. Для целей расчета траекторных параметров внедряемых ионов (Rp, ΔRp, γ, β) использование каскадного варианта не оправдано, так как главную роль тут играет набор статистики.

Траектория атома или иона отдачи обрывается, если их энергия становится ниже предварительно заданного значения TMIN , либо если частица выходит за пределы передней или задней поверхности мишени. Обычно, величина TMIN находится в пределах 5…25 эВ и ее значение слабо влияет на результаты моделирования.

Расчет методом МК осно­ван на модели парных столкновений и траектория иона определяется рядом последовательных парных столк­новений с атомами мишени. Это допущение может не соблюдаться при очень низких энергиях, когда заметное рассеяние ионов происходит даже на большом удалении от ядер атомов мишени, а также при моделировании имплантации высокоэнергетичных ионов. В последнем случае в конце траектории в области максимума упругих потерь энергии плотность атомов отдачи становится очень высокой и пренебрегать их взаимодействием между собой нельзя.

Для достижения эффективности расчетов в программах типа TRIM «магическая формула» не используются в случае высоких энергий, т. е. при

в нормированных еди­ницах. При высоких энергиях все заметные отклонения и пере­дачи энергии происходят при достаточно близких столкновени­ях, когда кулоновский потенциал только немного экранирован. В этом случае машинное время экономится путем использова­ния потенциала, изменяющегося от кулоновского до потенциала вида
и далее до
, для которого угол отклонения и пере­даваемые энергии рассчитывают простым аналитическим спо­собом, обеспечивающим примерно ту же самую точность в об­ласти высоких энергий, что и магическая формула при низких энергиях.

В программе TRIM для каждого столкновения прицельный параметр и азимутальный угол рассчитываются с помощью генерации случайных чисел

следующим образом:

,
, (8)

Для выбора PMAX используются различные аналитические формулы

. Соотношение между PMAX и длиной среднего свободного пробега
задается выражением:

, (9)

где N — атомная плотность мишени.

Если при очень высоких энергиях длина среднего свободного пробега

становится чрезмерно большой, то производится не­зависимая проверка. Электронные потери энергии на длине сво­бодного пробега не должны превышать пяти процентов энергии иона. Если это происходит, то длина свободного пробега иона должна быть соответственно уменьшена.

В заключение следует упомянуть, что длину первого сво­бодного пробега всегда умножают на случайное число

для того, чтобы переданные энергии были равномерно рас­пределены в приповерхностной области.

В программе TRIM выбор атомов мишени производится с помощью случайных чисел; при этом предполагается, что веро­ятность столкновения с атомом каждого вида пропорциональна его стехиометрическому коэффициенту (например, в мишени из

столкновения с кислородом происходят вдвое чаще, чем с кремнием). Это положение не является однозначным: если легкий атом имеет меньшее сечение упругого рассеяния, чем тяжелый, то независимо от стехиометрического соотношения столкновения с атомами тяжелого компонента будут более благоприятны. В этой связи можно, используя определенные соотношения, задавать меньшие значения PMAX при рассеянии на легком атоме и большие − на тяжелых. Авторы TRIM-алгоритма считают, что данная проблема решается автоматически при использовании универсального потенциала ион-атомного взаимодействия, допускающего меньшие отклонения налетающей частицы при рассеянии на легких ионах, чем тяжелых при одних и тех же значениях прицельного параметра.

При описании неупругих потерь энергии необходимо учитывать локальные и нелокальные неупругие потери энергии. Наиболее наглядно они могут быть представлены при рассмотрении крайних состояний вещества. В газообразных мишенях энергия может передаваться элект­ронным системам сталкивающихся частиц только во время столкновения и зависит от прицельного параметра столкновения: электронов на пути свободного пробега не существует. В программе TRIM эти потери энергии вычитаются после столкновения и называются локальными потерями энер­гии. В металлах, наоборот, электронный газ заполняет все межузельное пространство ре­шетки и взаимодействует с движущимся ионом, т.е. потери энергии происходят непрерывно вдоль свободного пробега между столкновениями и должны вы­читаться прежде, чем произойдет следующее столкновение. Та­кие потери называются нелокальными потерями энергии. В про­грамме TRIM можно использовать любой из указанных спосо­бов учета электронных потерь или их сочетание. При модели­ровании распыления часто выбирают эквивалентное соотноше­ние (по 50%) локальных и нелокальных потерь. Это позволяет получить удовлетворительное согласие с экспериментальными данными по распылению, тем не менее, не существует никаких других физических оснований для использования этого правила эквивалентности при низких энергиях.

В модели нелокальных потерь энергии, т. е. в пренебреже­нии их зависимостью от параметра столкновения и страгглинга, электронные потери определяют простым способом:

, (10)

где

— свободный пробег между столкновениями, a
— электронная тормозная способности. В модели локальных элект­ронных потерь энергии потери зависят от расстояния наиболь­шего сближения
, которое входит в множитель:

, (11)

добавляемый к уравнению (1) в предположении, что

.

Для того чтобы наиболее эффективно использовать реали­стичную, но достаточно сложную полуэмпирическую тормозную способность, применяют подпрограмму(RSTOP), которая рассчиты­вает 1000 значений тормозной способности для энергий иона, эквидистантно распределенных между нулем и начальной энер­гией. При работе в каскадном режиме, приходится дополнительно рассчитывать соответствующие массивы значений для атомов отдачи. Чем более сложен состав мишени, тем большее число таких массивов необходимо построить. Например, при моделировании имплантации ионов Ar+ в ПММА (С5H8O2)n , необходимо будет рассчитать следующие массивы значений размерностью 1000: Ar

C, Ar
H, Ar
O; C
H, C
O, C
C; H
C, H
O, H
H; O
C, O
H, O
O. Для многокомпонентных мише-ней используется правило Брэгга, устанавливающее, что вклад в тормозную способность каждого типа атомов мишени пропорционален их атомной доле. Тормозную способность приходится рассчитывать для каждого слоя мишени.