Смекни!
smekni.com

Учебно-методический комплекс по курсу «философия» для студентов всех специальностей. (стр. 11 из 53)

4. Роль классических школ древнеиндийской философии для осмысления мировоззрения индийского народа.

5. Роль философии буддизма и джайнизма в разработке непотребительской экзистенции индийской цивилизации.

6. Проблематика морали и государства в древнекитайской философии.

7. Философия Дао и культурно-цивилизационное значение даосизма.

8. Проблема первоначала в древнегреческой философии.

9. Антропологические и морально-этические основания философии софистов и Сократа.

10. Место Платона в истории философии.

11. Философское учение Аристотеля.

12. Этические учения стоиков и Эпикура.

13. Философские школы и направления древнего Рима.

Рекомендуемая литература

1. Адо, П. Что такое античная философия? / П. Адо. – М., 1999.

2. Аристотель. Вторая аналитика / Аристотель // Сочинения: в 4 т. / Аристотель. – М., 1978. – Т. 2.

3. Антология мировой философии: в 4 т. – М, 1969–1972.

4. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М, 1999.

5. Васубандху. Энциклопедия буддийской канонической философии. Абхидхармакаша / Санкт-Петербургский гос. ун-т. – СПб, 2006.

6. Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. – М., 1997.

7. Диоген, Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – М., 1979.

8. Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля. – М.; Харьков, 1999.

9. Древнеиндийская философия. Начальный период. – М., 1972.

10. Древнекитайская философия: собрание текстов: в 2 т. – М., 1972–1973.

11. Кессиди, Ф.Х. От мифа к логосу / Ф.Х. Кессиди. – М., 1972.

12. Лукьянов, А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия / А.Е. Лукьянов. – М., 1992.

13. Платон. Пир / Платон // Сочинения: в 4 т. / Платон. – М., 1970. – Т. 2.

14. Пролеев, С.В. История античной философии / С.В. Пролеев. – М.; Киев, 2001.

15. Философия природы в античности и в средние века /ред.: П.П. Гайденко, В.В. Петров. – М., 2000.

16. Фрагменты ранних греческих философов: в 4 ч. – М., 1989. – Ч. 1.

Тема 3. Философия Средневековья и Возрождения

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

1. Исторические этапы развития средневековой философии и особенности средневекового философского мышления.

2. Схоластика как рационализация христианского вероучения.

3. Арабоязычная философия средних веков (Авиценна, Аверроэс).

4. Основные черты философской мысли эпохи Ренессанса.

5. Возрожденческий титанизм и его обратная сторона. Крайности индивидуализма в эпоху Возрождения.

6. Историческое значение Ренессанса. Ценностно-мировоззренческие установки и идеи эпохи Возрождения как духовная основа становления техногенной цивилизации в Западной Европе.

Ключевые понятия по теме:

Теоцентризм, христианство, патристика, схоластика, внутренний человек, креационизм, провиденциализм, сотериология, эсхатология, экзегетика; антропоцентризм, гуманизм, титанизм, обратная сторона титанизма, пантеизм, индивидуализм,

Методические пояснения к теме

Приступая к изучению темы, необходимо вернуться к периоду завершения древней истории, к причинам разрушения античной культуры. Затем перейти к периодизации философии Средневековья и эпохи Возрождения.

Далее, приступив к первому вопросу, необходимо показать, что средневековая философия, продолжая традицию стоицизма, неоплатонизма, христианского вероучения, развивается под влиянием теологии. Основными направлениями и этапами ее развития были апологетика, патристика и схоластика. Схоластику надо представить как рационализацию христианского вероучения, в рамках которого получают свою реализацию не только религиозные, но и философские проблемы: спором об универсалиях, концепцией «двойственной истины», учением о добре и зле и др.

Рассматривая второй вопрос, следует выяснить, почему древнегреческий космоцентризм был заменен системой теоцентризма; как в русле данной системы рассматривалось природное и социальное бытие, обращая при этом особое внимание на тезис о мировой гармонии и целесообразности всего существующего, а также на специфику понимания человека с его разумом и душой.

Необходимо подчеркнуть, что в центре философских диспутов были споры об универсалиях (номинализм и реализм), проблема соотношения веры и знания (К. Тертуллиан, Ф. Аквинский, Д. Скотт), добра и зла (манихейский и неоплатонический варианты).

Кроме того, указать, что огромный резонанс получили доказательства бытия Бога, изложенные Ф. Аквинским, учение о двух истинах (Д. Скотт); учение об опыте как о критерии истинности понятий (У. Оккам), учение о свободе воли (А. Аврелий, Ж. Буридан), концепция божественного происхождении власти и др.

Рекомендуется затем подробнее остановиться на жизнедеятельности и учениях А. Аврелия (Блаженного) (изложение системы христианской философии) и Ф. Аквинского (стремление к единению религии, философии и науки).

Необходимо подытожить материал мыслью о том, что период средневековья представляется эпохой гигантской, кропотливой и самоотверженной социокультурной, духовно-нравственной работы религиозных деятелей и известных философов над становлением и укреплением христианской жизни новой европейской цивилизации, которая обнаружит свои ростки в эпоху Возрождения.

Дальнейшее рассмотрение темы в третьем вопросе обращено к наследию представителей арабской философии средневековья (Авиценна, Аверроэс), анализу их философских взглядов, особенностям философской тематики арабоязычных мыслителей.

Предлагается показать и объяснить истоки зарождения древнерусской философии в средневековый период, выделить общие и специфические черты в учениях отечественных мыслителей (Илларион, К. Смолятич, К. Туровский).

Приступая к четвертому вопросу темы, необходимо объяснить суть понятия «Возрождение», выделить особенности этой эпохи, изложить ее типологизацию. Указать, что, в контексте этой эпохи, мыслителям предстояло синтезировать античные, средневековые и собственно возрожденческие философские принципы.

Необходимо также подчеркнуть, что происходит обращение к антропоцентризму как философскому мировоззрению, в центре философских размышлений которого оказывается не универсум или Бог, а деятельный, целерациональный человек, креативная личность.

При ответе на пятый вопрос, необходимо дать оценку распространенной в эпоху Возрождения идее титанизма, как всесилия и всемогущества человека; а также концепции гуманизма как идейного и социального течения, провозгласившего человека самоценностью и абсолютной целью развития общества; принципу пантеизма как естественнонаучному разрешению дилеммы между религией и естествознанием; различным формам проявления индивидуализма.

В этом контексте следует обратиться к портретам ярких мыслителей эпохи Возрождения, одаренным личностям: Данте Алигьери, Леонардо да Винчи, Ф. Петрарка, Э. Роттердамский, Пико делла Мирандола, Н. Кузанский, Н. Коперник, Галилео Галилей, И. Кеплер и др. для представления разработанных ими учений, и осмысления их вклада в развитие европейской культуры и науки.

В последнем вопросе темы надо обратить внимание на тот факт, что в ходе распространения возрожденческих идей и принципов на территории «северных народов», они стали популярными и на белорусских землях, что получило название Белорусского Возрождения. Поэтому предлагается изучить особенности проявления философии эпохи Возрождения на белорусских землях (ВКЛ), рассмотреть учения известных белорусских мыслителей (Ф. Скорина, С. Будный, В. Тяпинский, Л. Зизаний, М. Гусовский, А. Волон и др.).

Философия эпохи Возрождения провозгласила идеи гуманизма, антропоцентризма, естественнонаучного материализма, веры в разум и творческие силы человека, не замечая, порой, что понимание свободы человека и индивидуализма превышает меру возможного и разумного, а идеи всестороннего развития личности, его творческих сил и способностей имеют ограниченный, сословный, а порой, и реакционный, безнравственный характер.

Неудовлетворенность реалиями материальных условий социальной жизни породило идеи утопического социализма (Т. Кампанелла, Т. Мор), а также социально-политические учения, предвосхитившие эпоху революций и реформ (Н. Макиавелли, Г. Гроций).

Таким образом, эпоха Возрождения имела огромное значение для зарождения новых раскрепощенных социально-политических отношений в обществе (их принято называть сейчас либерально-демократическими или капиталистическими), которые впоследствии прошли длительный, сложный путь утверждения и укрепления в эпоху Нового времени.

Темы для докладов и дискуссий

1. Спор об универсалиях в средневековой философии: реализм и номинализм.

2. Проблема обоснования бытия Бога (Августин, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский).

3. Решение вопроса о соотношении души и тела, разума и веры, свободы и воли, сущности и существования в средневековой философии.

4. Человек – центр мироздания: стихийный индивидуализм и антропоцентризм эпохи Ренессанса.

5. Человек как «существо, сознающее свою греховность» (М. Лютер).

Примеры многоуровневых творческих заданий

1. Впишите в таблицу наименования пяти доказательств бытия Бога,

по Ф. Аквинскому:

п/п

Суть: Бог существует

ибо Он…

Содержание доказательства

1. Следует признать перводвигатель, который сам недвижим ничем более, а под ним необходимо разуметь Бога
2. Действующие причины не могут быть бесконечны, поэтому необходимо полагать наличие первопричины всего происходящего или Бога.
3. Должна существовать некая необходимая сущность, не имеющая внешнего источника (причины) своей необходимости, сама по себе сущность, являющаяся возможностью и необходимостью всего случайного. Это – Бог.
4. Все имеет различные степени совершенства, поэтому сущность, являющаяся пределом всяческого совершенства, это и есть Бог.
5. Целесообразность в природе может осуществляться благодаря действию сознательной воли. Поскольку вещи лишены разума, то существует тот, кто упорядочивает все, полагает цель для всего, что происходит в природе. Его называют Богом.

Проинтерпретируйте доказательства бытия Бога, найдите контраргументы на этот счет. (2 балла)