2. Назовите имена отечественных мыслителей средневековья, заложивших своими работами начала философии на Руси:
Имя, годы жизни | Работы |
_________?__________ (ХIв.) митрополит Киевский | Слово о законе и благодати Исповедание веры Молитва |
_________?__________ (ок. 1036-1074), игумен | Слово о терпении и о любви, и о посте Вопрос князя Изяслава к Феодосию Слово о хождении к церкви и о молитве |
_________?__________ (ХIIв.) митрополит | Послание пресвитеру Фоме Поучение в неделю всех святых |
_________?__________ (ок. 1130-1182), епископ | Притча о человеческой душе и о теле Повесть о белоризце-человеке и о монашестве Слово о расслабленном О летописцах и песнотворцах Слово и похвала святым отцам |
_________?__________ (ХII– нач. XIIIвв.) | Слово Даниила Заточника Моление Даниила Заточника |
(2 балла)
3. Разработайте план-сценарий дискуссии по одной из предложенных выше философских проблем средневековья или эпохи Возрождения.
(6 баллов)
4. Заполните таблицу:
Общие черты, направления мысли, школы | Представители и их работы | Важнейшие философские идеи, проблемы | Высказывания, афоризмы |
Итальянское Возрождение | |||
Реформация | |||
Белорусское Возрождение |
(4 балла)
5. Напишите для студенческого философского словаря статью по одной из предложенных тем: «Гуманизм», «Возрождение», «Атропоцентризм» (Объем до 3-х страниц. Текст в редакторе Microsoft Word, шрифт Times New Roman, 12 размер, одинарный междустрочный интервал. Выравнивание по ширине страницы, все поля – 2.5 см.). (5 баллов)
Тематика рефератов
1. Теоцентризм – основная черта философии Средневековья.
2. Неоплатонизм и его роль в формировании христианской философии.
3. Философские взгляды Августина Блаженного.
4. Культура и философия арабского Средневековья.
5. Метод и проблематика схоластической философии.
6. Схоластическая философия Фомы Аквинского.
7. Проблема соотношения разума и веры в средневековой философии.
8. Проблема человека и мира в западноевропейской схоластической философии.
9. Пантеистическое учение Д. Бруно о бесконечном космосе, множественности миров и форм разума во Вселенной.
10. Утопические проекты философской мысли эпохи Возрождения.
11. Философские основания «идеального государя» и политический аморализм учения Н. Макиавелли о государстве.
12. Протестанизм как религия капиталистической формации.
13. Религиозная формация и становление «гражданского общества».
14. Роль философии эпохи Возрождения в становлении и развитии западноевропейской техногенной цивилизации.
Рекомендуемая литература
1. Августин (Аврелий). Исповедь / Августин (Аврелий) // История моих бедствий / П. Абеляр. – М., 1992.
2. Бутаков, П.А. Христианская философия Тертуллиана / П.А. Бутаков // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. – 2008 . – T. 6. – № 1. – C. 119–124.
3. Горфункель, А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения / А.Х. Горфункель. – М., 1977.
4. Евдокимцев, Д.В. От Средневековья к Новому времени: реструктуризация «реальности» и философского сознания / Д.В. Евдокимцев // Вопросы культурологии. – 2008. – № 9. – C. 35–38.
5. Звиревич, В.Т. Философия древнего мира и средних веков: учебное пособие / В.Т. Звиревич. – М.; Екатеринбург, 2002.
6. Коплстон, Ф.Ч. История средневековой философии / Ф.Ч. Коплстон. – М., 1997.
7. Лейн, Т. Христианские мстители / Т. Лейн. – СПб., 1997.
8. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. – М., 1982.
9. Майоров, Г.Г. Формирование средневековой философии / Г.Г. Майоров. – М., 1979.
10. Макиавелли, Н. Избранные сочинения / Н. Макиавелли. – М., 1982.
11. Мор, Т. Утопия / Т. Мор. – М., 1978.
12. Философия природы в античности и в средние века /ред.: П.П. Гайденко, В.В. Петров. – М., 2000.
13. Чесноков, Г.Д. От средневековой схоластики к «естественной философии» Нового времени / Г.Д. Чесноков // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 4. – C. 29–42.
Тема 4. Рационалистическая программа западноевропейской и классической философии
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Самоопределение и особенности философии Нового времени. Проблема метода познания в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
2. «Расколдованный мир»: механицизм в подходе к объяснению природных и социальных явлений в философии XVII века. «Человек–машина» Ламетри.
3. Просвещенческий рационализм. Мировоззренческие основания и особенности философской мысли эпохи Просвещения.
4. Феномен немецкой классической философии, ее особенности.
5. Трансформация традиций классического философского наследия в философии марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс). Диалектический материализм и материалистическое понимание истории.
Ключевые понятия по теме
Методология, рационализм, сенсуализм, эмпиризм, индукция, дедукция, экспериментальная наука, дуализм, деизм, атеизм, просвещение, механицизм, секуляризация, агностицизм, объективный идеализм, Абсолютный Дух, трансцендентный, трансцендентальный, «вещь в себе», идеалистическая диалектика, субъективный идеализм, объективный материализм, отчуждение, субъективный материализм, материалистическая диалектика, социальный прогресс, общественно-экономическая формация,
Методические пояснения к теме
Приступая к изучению темы, необходимо сказать, что эпоха Нового времени выступает логическим и историческим продолжением возрожденческой идеологии, а также отражает новоевропейские реалии XVII–XIX вв., базирующиеся на научных открытиях, социальных преобразованиях, духовном и социокультурном развитии человека и общества. В условиях развития капиталистических отношений научная деятельность становится реальной производительной силой, а философия – фундаментом научного познания. Складывается объективная потребность в философском осмыслении научных достижений и социальных преобразований, в обосновании и распространении философской методологии на изучение законов развития природы и общества.
Следующим аспектом изучения темы является рассмотрение периодизации философии этой эпохи с выделением важнейших представителей каждого периода.
В первом вопросе, анализируя особенности философии Нового времени, надо показать, почему возникла и в чем состояла проблема метода познания.
Необходимо выделить два основных метода (эмпиризм или сенсуализм и рационализм), назвать их представителей и объяснить суть и различия во взглядах на процесс и результат познания.
Затем подробнее рассмотреть учение Ф. Бэкона как родоначальника эмпиризма, понять смысл индуктивного метода, опирающегося на анализ и синтез, наблюдение, сравнение и эксперимент. Следует показать далее ряд представителей этой методологии, различающихся по мировоззренческим основаниям и возможностям познания мира (Дж. Локк, Т. Гоббс, Д. Беркли, Д. Юм). Необходимо после этого подытожить положения методологии эмпириков относительно познания действительности.
Следующим шагом в изучении первого вопроса является рассмотрение рационалистической методологии: во-первых, надо сформулировать принципиальные положения рационализма, а во-вторых, изложить суть учений представителей рационализма (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, Н. Мальбранш). Особое внимание необходимо уделить учению родоначальника рационализма Р. Декарта: объяснению его знаменитого высказывания «Cogito ergo sum» и правилам рационалистического метода.
Второй и третий вопросы темы посвящены анализу принципиально новых представлений об обществе, противоположных религиозным и опирающимся на научное знание того времени. Это было одной из главных задач философии эпохи Просвещения и ее представителей (Ш. Монтескье, Ф. Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. Ламетри), идейно подготовивших Великую французскую революцию и утверждающих, что общественный прогресс возможен на разумных и цивилизованных началах, в образованном и просвещенном государстве.
В контексте поиска нового, нерелигиозного объяснения миропорядка и общественного устройства складывается система механицизма, принципы которой надо объяснить на примерах учений известных естествоиспытателей и философов (И. Ньютон, П.-С. Лаплас, П. Гольбах, Ж. Ламетри).
Поняв суть механистической картины мира, следует обратиться к примеру распространения механицизма на человека, предпринятого в учении Ж. Ламетри. В результате анализа принципов антропологического механицизма надо дать соответствующие оценки этому учению.
В третьем вопросе, рассуждая об особенностях философии эпохи Просвещения, следует подчеркнуть, что просветительская идеология отражала интересы третьего сословия, ей был характерен преимущественно оптимистический взгляд на социальные преобразования, обосновывались идеи равенства, гражданских и политических свобод, универсальным принципом общественного развития признавался рационализм.