Рассматривая четвертый вопрос темы, необходимо показать условия зарождения и развития немецкой классической философии (XVIII–XIX вв.), назвать наиболее известных ее представителей (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах), а затем перейти к рассмотрению их учений.
Общепринятым считается, что И. Кант является родоначальником немецкой классической философии, поэтому необходимо показать особенности его философствования в ответах на поставленные им вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?». Особое внимание надо обратить на теоретическую (как возможно чистое знание?) и практическую философию с ее принципами ригоризма и категорического нравственного императива.
На примерах философского творчества И. Фихте и Ф. Шеллинга надо показать эволюцию философских субъективно-объективных подходов в понимании мироустройства, в рассуждениях о человеке, его сознании и бессознательном, его свободе и нравственности, его самоутверждении в творчестве и самореализации в Боге, в поиске смысла жизни человека и истории человечества.
Вершиной развития немецкой классической философии считается творчество Г. Гегеля.
После краткой характеристики его объективно-идеалистического мировоззрения, следует перейти к объяснению системы и метода философии Гегеля, благодаря которым понимание действительности обретает рационально-диалектический характер. Здесь надо подчеркнуть и объяснить суть противоречия между философской системой и диалектическим методом, приоритет диалектики понятий над диалектикой вещей, изложить учение о чистой идее и самопознании абсолютного духа, проинтерпретировать содержание законов гегелевской диалектики.
Завершением немецкой классической философии принято считать творчество Л. Фейербаха, которое было реализовано под эгидой утверждения антропологического материализма и построения «новой религии», проповедующей веру в человека и силу любви между людьми.
В пятом вопросе, показывая трансформацию традиций классического философского наследия в философии марксизма, надо начинать с анализа причин возникновения и особенностей развития философии марксизма. Это было связано с обнаружением в середине XIX века социальных проблем внутри капиталистической системы.
Родоначальниками марксистского учения считаются К. Маркс и Ф. Энгельс. Необходимо показать наиболее значимые предпосылки возникновения марксизма, а затем выделить характерные черты данной философии (диалектический материализм, материалистическая диалектика, диалектико-материалистическая теория познания, учение о материи, ее формах и атрибутах, материалистическое понимание истории, учение о деятельном преобразующем характере философии, учение о социальной революции и социальном прогрессе и пр.). Подытожить этот вопрос можно рассмотрением эволюции марксистской философии в конце XIX–XX вв.
В завершении темы необходимо подчеркнуть, что в целом философия Нового времени получила импульс к развитию, благодаря достижениям науки и техники (механика, география, политология, оптика и др.) и, разработав новую методологию познания, стала стержнем утверждения рациональной мощи человека, непоколебимости социального прогресса и веры в нравственную перспективу человечества.
Однако, увлекаясь культом разума и силой знания, философы не обратили внимания на обратную сторону рациональности, несущую в себе невиданные проблемы для человечества, которые обнаружатся в конце XIX–XX вв., что станет предметом рассмотрения в последующих темах.
Темы для докладов и дискуссий
1. «Царство разума» философов-просветителей в исторической перспективе.
2. Сомнение Ж.-Ж. Руссо в благотворности человеческого разума как самокритика философии Просвещения.
3. Просвещение – «дело сатаны»: критика философских идей эпохи Просвещения.
4. Протестантская этика и «дух капитализма».
5. Критика «религии прогресса» и саморазрушение «проекта Просвещения».
Примеры многоуровневых творческих заданий
1. Р. Декарт писал: «Различие наших мнений происходит не от того, что одни люди разумнее других, но только от того, что мы направляем наши мысли различными путями и рассматриваем не те же самые вещи. Ибо мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять».
Объясните смысл рассуждений и изложите собственную точку зрения на проблему. Ответьте на вопросы:
а) Почему, начиная с XVII в., ученые стали разрабатывать и развивать методологический, познавательный аспект философии?
б) Покажите связь идей Декарта с основными принципами философии XVII в. (3 балла)
2. «Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в твоей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств» (Д. Беркли).
Какие взгляды отражают этот тезис? Найдите несколько способов его опровержения. (4 балла)
(2 балла)
4. Кому из философов Нового времени принадлежит тезис: «Свобода есть осознанная необходимость»? С чем он связан, какую научную основу имеет, традиции какой этической школы он продолжает? (2 балла)
5. Разместите в порядке следования стадии индукции, разработанные Ф. Бэконом:
Констатация истинного проверяемого знания; Сбор материалов, фактов природы; Построение выводов путем обобщения опытных данных; Исследование элементов, анализ составных частей предметов; Наблюдение, опытная активность;(2 балла)
6. «Душа, вместившая в себя философию, не может не заразить своим здоровьем и тело» (М. Монтень: «Опыты»).
Согласны ли вы с этим утверждением? Какие философские учения могут его подтвердить? (2 балла)
7. Проведите анализ высказывания Г.В.Ф. Гегеля «Все действительное разумно, все разумное действительно». Есть ли в нем логическое противоречие? Можете ли Вы показать несостоятельность такого подхода к объяснению жизни общества, социальных отношений, сознательной деятельности людей? (3 балла)
8. «Краеугольным камнем» марксистской философии выступает тезис: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».
В другом случае Маркс указывает: «Над социальными условиями существования возвышается целая надстройка различных и своеобразных чувств, иллюзий, образов мыслей и мировоззрений. Весь класс творит и формирует все это на почве своих материальных условий и соответствующих общественных отношений. Отдельный индивид, которому эти чувства и взгляды передаются по традиции и в результате воспитания, может вообразить, что они-то и образуют действительные мотивы и исходную точку его деятельности».
Нет ли здесь противоречия в оценке общественых закономерностей? Прокомментируйте эти положения Маркса с точки зрения «революционного переворота» во взглядах на понимание общества, его истории. (4 балла)
9. Заполните схему и объясните ее смысл:
(2 балла)
10. Напишите для студенческого философского словаря статью по одной из предложенных тем: «Метод», «Механицизм», «Рационализм», «Немецкая классическая философия», «Марксизм». (Объем до 3-х страниц. Текст в редакторе Microsoft Word, шрифт Times New Roman, 12 размер, одинарный междустрочный интервал. Выравнивание по ширине страницы, все поля – 2.5 см.). (5 баллов)
Тематика рефератов
1. Гибель традиционного общества и формирование техногенной цивилизации в Западной Европе.
2. Учение Ф. Бэкона о науке как орудии преобразования мира и современные экологические проблемы.
3. Рационализм как основная черта и стиль мышления западноевропейской философии Нового времени.
4. Социальная философия Нового времени: рационализация общественной жизни как путь прогресса.
5. Проблема противоречивости прогресса в воззрениях Ж.-Ж. Руссо.
6. Общественно-правовой идеал эпохи Просвещения.
7. «Человек–машина» Ламетри как наиболее рельефное выражение механистического подхода к объяснению действительности.
8. Учение Гельвеция о человеке как продукте среды.
9. Социально-политическая программа философов эпохи Просвещения.
10. Кант – основоположник классической немецкой философии.
11. И. Кант в истории мировой философии.
12. Философия Гегеля. Система и метод.
13. Гегель и гегелевская школа в философии XIX века.
14. Материализм и атеизм Фейербаха.
15. Теория классовой борьбы и практика революционных преобразований.
16. Познавательные возможности и цивилизационная ограниченность формационного подхода к пониманию исторического процесса.
17. Марксистское учение о практике и истине.
18. Философия и коммунистический идеал в марксизме.
19. Марксизм о развитии общества как естественно-историческом процессе.
20. Отчужденный труд и пути его преодоления.
21. Учение К. Маркса и Ф. Энгельса как завершающий этап немецкой классической философии.
Рекомендуемая литература
1. Андерсон П. Размышления о западном марксизме / П. Андерсон. – М., 1991.
2. Анохина, В.В. Пропедевтика. Исторические типы классической философии: учеб.-метод. комплекс / В.В. Анохина. – Минск, 2006.