- Если я не ошибаюсь, то же самое можно сказать относительно социальных наук, где, например, застывшее противостояние между социализмом и капитализмом представляется устаревшим и неэффективным.
Несомненно, перечень наиболее важных задач может быть значительно расширен».
Прокомментируйте первый тезис автора относительно положения религии в обществе. Что предлагает автор пересмотреть в отношении науки?
Продолжите перечень, на Ваш взгляд, важнейших социокультурных задач современности. (4 балла)
5. Проведите сравнительную характеристику философских учений и заполните таблицу:
Предста- вители | общие основания и черты | важнейшие философские идеи, проблемы | особенности идеализма | принципи-альные разногласия | ориги-нальные мысли | |
Неотомизм | ||||||
Мистицизм |
(3 балла)
6. Напишите для студенческого философского словаря статью по одной из предложенных тем: «Иррационализм», «Неотомизм», «Неопозитивизм», «Экзистенциализм», «Постмодернизм». (Объем до 3-х страниц. Текст в редакторе Microsoft Word, шрифт Times New Roman, 12 размер, одинарный междустрочный интервал. Выравнивание по ширине страницы, все поля – 2.5 см). (5 баллов)
Тематика рефератов
1. Различия классической и неклассической программ осмысления действительности в западноевропейской философии.
2. Проблема сверхчеловека в философии Ф. Ницше.
3. Особенности проблематики человека в неклассической философии.
4. Онтология и гносеология языка в неклассической философии.
5. Неклассическая программа западноевропейской философской традиции: истоки, проблематика и перспективы.
6. Иррационализм учения А. Шопенгауэра о Мировой воле.
7. Экзистенциальная диалектика Кьеркегора как философия человеческого существования.
8. Образ Заратуштры в учении Ф. Ницше о сверхчеловеке как искажение его религиозной миссии в зороастризме.
9. Учение Ф. Ницше о сверхчеловеке как источник антирелигиозного аморализма правящих элит глобального мира.
10. Проблема экзистенции человеческого существования в философии экзистенциализма.
11. «Философия жизни» Дильтея и Зиммеля.
12. Интуитивизм Анри Бергсона от «творческой эволюции» к морали и религии.
13. Рационалистическая программа в философии XX века (неопозитивизм, критический рационализм, философия науки, структурализм).
14. Антропологическая программа в философии XX века: экзистенциализм, персонализм, философская антропология.
15. Религиозная программа неотомизма в философии XX века.
16. Герменевтика, ее место и роль в духовной жизни европейского общества.
17. Критика проекта модерна и теории прогресса в философии ХХ века.
18. Современная духовная ситуация и философия постмодернизма.
19. Деконструктивная философия Ж. Дерриды и опровержение идеалов Просвещения.
Рекомендуемая литература
1. Аналитическая философия: становление и развитие: антология. – М., 1998.
2. Больнов, О.Ф. Философия экзистенциализма / О.Ф. Больнов. – СПб., 1999.
3. Западная философия: итоги тысячелетия: антология. – М., 1997.
4. Бэкон, Ф. Новый Органон / Ф. Бэкон // Сочинения: в 2 т. / Ф. Бэкон. – М., 1978. – Т. 2.
5. Витгенштейн, Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн // Философские работы: в 2 ч. – М., 1994. – Ч. 1.
6. Губанов, Н.И. Нищета философии постмодернизма / Н.И. Губанов // Философия и общество. – 2007. – № 1. – C. 54–68.
7. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль // Философия как строгая наука / Э. Гуссерль. – Новочеркасск, 1994.
8. Ильин, И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. Ильин. – М., 1996.
9. История современной зарубежной философии: компаративистский подход: в 2 т. – СПб., 1998.
10. Камю, А. Миф о Сизифе / А. Камю // Творчество и свобода / А. Камю. – М., 1990.
11. Козловски, П. Культура постмодерна / П. Козловски. – М, 1997. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М., 1975.
12. Косыхин, В.Г. Герменевтика постмодерна и философия языка / В.Г. Косыхин // Вопросы культурологии.– 2008. – № 7. – C.7-9.
13. Леви-Строс, К. Структурная антропология / К. Леви-Строс. – М, 1985.
14. Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф.Ницше. – М., 1995.
15. Новикова, О.В. Концепция постиндустриализма: философские аспекты проблемы человека / О.В. Новикова // Проблемы управления. – 2008. – № 3. – C. 183–188.
16. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М., 1983.
17. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Д. Реале, Д. Антисери. – СПб., 1994–1997.
18. Рикер, П. Герменевтика. Этика. Политика / П. Рикер. – М., 1995. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. – М., 1996.
19. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М., 1987.
20. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М.,1986.
21. Философия эпохи постмодерна. – Минск, 1996.
22. Фрейд, 3. Психология бессознательного / 3.Фрейд. – М., 1990.
23. Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. – Киев, 1996.
24. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. – М, 1997.
25. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. – М., 1992.
26. Чуешов, В.И. Введение в современную философию / В.И. Чуешов. – Минск, 1998.
27. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1994.
Тема 6. Русская философия как выразитель национального самосознания восточных славян
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Русская культура между Востоком и Западом. Западноевропейская и славяно-русская философская традиции, их специфика и взаимосвязь. Основные этапы развития русской философии.
2. Проблемы национального самосознания и путей исторического развития в философии славянофилов и западников. Проблема «России и Европы» в теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.
3. В.С. Соловьев: идея всеединства и Богочеловечества. Задача «великого философского синтеза». Понятие русской идеи.
4. «Русский философский Ренессанс» (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский, С.Л. Франк).
5. Философия русского космизма: основные проблемы и темы. «Философия общего дела» Н. Федорова. Образ мира как жизненного целого и идея антологического равенства человека и космоса в философии русских космистов.
Ключевые понятия по теме
Богоискательство, всеединство, западники, исихазм, историософия, космизм, мессианизм, миссионизм, славянофилы, соборность, София, или Премудрость Божия, теократия, эгалитаризм,
Методические пояснения к теме
Приступая к первому вопросу, надо вспомнить содержание двух предыдущих тем и указать на истоки русской философии в средневековой христианской культуре, а также на специфику становления русской философии в Новое время.
После этого необходимо выделить основные вехи развития русской культуры, указывая на органичную связь восточнославянских культур в историческом развитии.
Центральным моментом изучения вопроса является выяснение различий между западноевропейской и славяно-русской философской традицией, утверждение их специфики и взаимосвязи. Это даст возможность перейти к анализу положения русской культуры между Востоком и Западом.
В продолжение разговора о специфике русской философии следует показать особенности философии Ф. Достоевского и Л. Толстого в антропологическом и историческом аспектах.
Завершающей частью этого вопроса выступает периодизация русской философии, начинающаяся с возникновения философии в Древней Руси (Илларион, Кирилл Туровский, Климент Смолятич) и заканчивающаяся современностью (российская постсоветская философия).
Во втором вопросе ставятся и изучаются проблемы национального самосознания и путей исторического развития в философии «славянофилов» и «западников». Сначала надо выделить и осмыслить исторические и социокультурные события в России и Европе в первую половину XIX в., показать их влияние на развитие критически-рационального мышления русского народа, на становление элементов национального самосознания.
Затем следует показать направления в общественной мысли России, среди которых выделить течения «славянофилов» (Л. Хомяков, Ю. Самарин, К. и И. Аксаковы) и «западников» (П. Чаадаев, Н. Огарев, А. Герцен).
Надо объяснить суть каждого из них, дать характеристику их подходов к анализу русской действительности, после чего подробно поговорить о дискуссии между «славянофилами» и «западниками» по проблемам становления национального самосознания и путях исторического развития России. «Славянофилы» ратовали за самобытный путь развития России, основанный на идеях народности и патриархальности, православия и соборности, без культурных заимствований с Запада. «Западники» предопределяли историческое и социокультурное развитие России уровнем и достояниями культуры Западной Европы, ориентирующейся на цивилизационный характер развития (научный и технический прогресс, капитализация экономики, демократизация и либерализация общества), недооценивая при этом духовно-культурное своеобразие России.
Интересным представляется здесь выделение сильных и слабых сторон их рассуждений, вопрос о возможностях поиска компромисса, аппелирование не к конфронтации, а к гармонизации духовно-ценностных ориентаций русского народа.
Важно при этом делать аргументированные и объективные оценки рассуждениям и выводам представителей этих течений, экстраполируя их на современное развитие русской культуры.
Отдельно в этом вопросе предлагается обсудить работу Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» с объяснением теории культурно-исторических типов.