В своем развитии белорусская философская мысль имела общие с европейской и российской философией точки соприкосновения и одинаковые проблемы, а также свои специфические средства выражения национальной самобытности, национальной ментальности, национального самосознания белорусов.
В сокровищницу мировой интеллектуальной культуры по праву внесены имена многих белорусских мыслителей различных эпох, а их идеи стали образцами философской рефлексии высокого уровня.
Темы для докладов и дискуссий
1. Проблема генезиса и специфики философской мысли России и Беларуси.
2. Сходство и различие взглядов итальянских и белорусских философов Возрождения.
3. Суть философских взглядов Я. Купалы и Я. Колоса на проблематику белорусской идентичности.
4. Проблема цивилизационного самоопределения Беларуси в условиях глобализирующегося мира.
5. Идея построения духовно-экологической цивилизации и возможности ее реализации в восточнославянских странах.
Примеры многоуровневых творческих заданий
1. Осмыслите суть крылатых выражений, высказанных древнерусскими мудрецами-философами:
«Никакого подобия Божиего не может иметь человек» (К. Туровский).
«Да вбросит она (душа) два медяка в святилище: от плоти – целомудрие и от души – смирение» (К. Смолятич)ю
«Вера благородная распростерлась по всей земле и достигла нашего народа русского» (Илларион).
«Лучше пить воду в своем доме, нежели мед – в боярском дворце» (Даниил Заточник).
Соотнесите содержание этих высказываний с понятиями, отражающими их суть: а) патриотизм, б) антиантропоморфизм, в) экзегеза, г) духовный оптимизм. (3 балла)
2. Белорусский исследователь Возрождения С.А. Подокшин указывал в своей работе «Філасофская думка эпохі Адраджэння ў Беларусі: ад Францыска Скарыны да Сімяона Полацкага», что «у рэнесансна-гуманістычнай філасофскай думцы Беларусі XVI–XVII ст.ст. не было iдэйнага адзінства. Тут можна выдзеліць тры кірункі – радыкальны рэфармацыйна-гуманістычны, умераны рэфармацыйна-гуманістычны і атэістычна-гуманістычны – у залежнасці ад адносін да папярэдняй культурна-філасофскай і рэлігійна тэалагічнай традыцыі... ».
На основании этой работы охарактеризуйте каждое из направлений, назовите представителей, вклад и влияние на современные социально-культурные процессы в Беларуси. (3 балла)
3. Проведите отличие между национально-освободительными принципами (на примере идей К. Калиновского) и национально-возрожденческими (на примере концепции И. Абдираловича) (3 балла)
4. Заполните таблицу, изложив цели, которые стремились достичь различные общественные течения в Беларуси второй половины XIX–первой трети XX вв.
Либерально-буржуазное течение | Национально-возрожденческоетечение | Революционно-демократическое течение | Марксистско-ленинское течение | |
цели | ||||
вторая пол. XIX в. | - | Ф. Богушевич, Я. Чечет,В. Дунин-Марцинкевич, Л. Борщевский | К. КалиновскийВ. Врублевский Э. Ожешко | - |
конец XIX первая треть ХХ вв. | Д. БоханЯ. Окунь Р. Островский Л. Карсавин В. Студницкий Р. Дмовский Т. Гриб В. Толочко | А. и И. Луцкевичи, А. Горун,В. Ластовский, М. Машара, А. Станкевич, Н. Арсеньева, В. Годлевский, В. Дубовка, А. Бужанский, К. Свояк, В. Самойло, Ш. Ядвигин, Б. Эпимах-Шипилло, И. Абдиралович, Ст. Гринкевич | Б. Тарашкевич, П. Метла, А. Пашкевич, Я. Купала М. Богданович, Я. Колос П. Волошин, П. Пестрак И. Дворчанин, М. Танк, В. Игнатовский, С. Рак-Михайловский, Я. Лесик, Д. Жилунович, Л. Родевич Г. Дембинский, С.Ендриховский | В. Кнорин А. Ясников Я. Гамарник С. Будинский (Традиция) П. Корчик, (И. Логинович) М. Гурин А. Славинский |
(3 балла)
5. Проведите сравнительный анализ социально-философских аспектов белорусского национального духа и русской национальной идеи. (3 балла)
6. Подготовьте тезисы выступления на студенческой научно-практической конференции по теме: «Национально-возрожденческая идея: социально-философские аспекты» (до 1,5–2 страниц печатного текста через 1,5 интервала). (5 баллов)
Тематика рефератов
1. Специфика и основные направления философской мысли в Беларуси.
2. Философские взгляды Евфросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского.
3. Мировоззрение Ф. Скорины как синтез национальной традиции.
4. Национально-освободительное движение и философская мысль Беларуси (К. Калиновский, Ф. Богушевич).
5. Идея Возрождения и Просвещения в Беларуси (С. Будный, С. Полоцкий, Г. Канисский, К. Нарбут).
6. Философские идеи в творчестве классиков белорусской литературы (Я. Купала, Я. Колас, М. Богданович).
7. Социально-философские основании идеологии национального возрождения Белоруссии первой трети XX в. (А. Лесин, И. Луцкевич, В. Игнатовский и др.).
8. Становление и развитие марксистской философской традиции в Белоруссии.
9. Философия белорусского национального возрождения: проблемы и перспективы.
10. Актуальность социально-культурных традиций славянского менталитета в современную эпоху.
Рекомендуемая литература
1. Абдзіраловіч, I. Адвечным шляхам: даследзіны беларускага светапогляду / I. Абдзіраловіч. – Мінск, 1993.
2. Козел, А.А. Философская мысль Белоруссии: учеб. пособие / А.А. Козел. – Минск: Амалфея, 2004.
3. Короткая, Т.П. Религиозная философия в Беларуси начала XX в. / Т.П. Короткая. – Минск, 1983.
4. Майхрович, А.С. Янка Купала и Якуб Колас: вопросы мировоззрения / А.С. Майхрович. – Минск, 1987.
5. Падокшын С.А. Філасофская думка эпохі Адраджэння ў Беларусі: Ад Францыска Скарыны да Сімяона Полацкага. – Мн.: Навука і тэхніка, 1990.
6. Падокшын, С.А. Беларуская думка ў кантэксце гісторыі і культуры / С.А. Падокшын. – Мінск, 2003.
7. Скарына, Ф. Прадмовы і пасляслоўі / Ф. Скарына. – Мінск, 1969. Философская и общественно-политическая мысль Белоруссии и Литвы. – Минск, 1987.
Раздел 2 Философия бытия
Тема 8. Онтология бытия
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Понятие метафизики. Онтология как философское учение о бытии. Основные формы бытия.
2. Понятие материи. Структурная организация материального мира.
3. Философский смысл понятия движения. Основные формы движения и их соотношение.
4. Пространственно-временная организация бытия. Специфика социально-исторического пространства и времени.
5. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Современные дискуссии о диалектике. Диалектика и синергетика.
Ключевые понятия по теме
Абсолют, альтернатива, аттрактор, бесконечность, бытие, время, Вселенная, движение, действительность, диалектика, идеалистическая диалектика, материалистическая диалектика, объективная диалектика, субъективная диалектика, закон, закономерность, категория, континуум, круговорот, материя, мера, небытие, онтология, отражение, отрицание, отрицание отрицания, покой, пространство, развитие, прогресс, реальность, регресс, синергетика, синтез, система, случайность, снятие, софистика, субстанция, хаос, целое, часть, эклектика, элементы, явление.
Методические пояснения к теме
При ответе на первый вопрос стоить отметить, что категория бытия является исходной для систематических философских размышлений, выступает центральной темой философского анализа, начиная с античности и вплоть до сегодняшних дней. Это связано с тем, что данная категория выражает самую главную, сущностную характеристику любого предмета, явления, события, а именно – способность быть, проявляться, взаимодействовать. Проблема бытия и небытия традиционно рассматривается особой областью философских знаний – онтологией. Термин «онтология» употребляется в философии только с XVII века, но имеет греческие корни. Он означает учение о сущем, о предельных, фундаментальных структурах бытия. В историко-философской традиции онтологическая проблематика разрабатывалась в рамках метафизики. Метафизика трактовалась изначально как особая наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. В философию данный термин был введен Андронником Родосским в I веке до н. э. Он часто выступает как синоним термина «философия».
Здесь стоит также обратить внимание на то, что понимание сущности бытия в философии не было однозначным. В рамках осмысления данной проблемы сложились различные трактовки бытия: материализм, идеализм, субстанционализм, диалектический подход и т.д.
Что касается вопроса об основных формах бытия, то здесь мы, в зависимости от классифицирующего признака, можем выделить следующие его проявления: бытие природы, бытие общества и бытие человека. Далее каждая форма может быть разделена на уровни: живая и неживая природа. В социуме – семья, коллектив, класс, нация, государство и т.д.
Второй вопрос связан с дискуссиями по проблеме материи. Начиная с античности, и вплоть до конца ХХ века, формировались различные подходы к данному феномену. Так, греки, реализовывая онтологический подход, сводили материю к общепринятым тогда стихиям: земле, воде, воздуху и т.д. В Новое время сложилась вещественно-субстрактная трактовка материи. В конце XIX–начале ХХ века оформился гносеологический подход в понимании материи. Здесь материя выступает как объективная реальность, существующая независимо от человека, но данная ему в ощущениях. Стоить отметить, что проблема установления разницы между объективной и субъективной реальностью становится одной из интересных и актуальных проблем XXI века, в связи с виртуализацией реальности. Виртуальные реальности помогают расширить пространство восприятия, мир переживаний. Они позволяют формировать мир с участием самого человека. Не случайно, поэтому, одна из последних трактовок материи связана с субстанционально-аксиологическим (Панин, Алексеев) подходом к ее пониманию. Здесь материя рассматривается как совокупность вещей и явлений, обладающих определенной значимостью для людей.