При этом следует подчеркнуть, что частные науки (физика, химия и т.п.), несмотря на все свои достижения, не в состоянии дать ответы на мировоззренческие, смысложизненные (вечные) вопросы. Уже при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что эти вопросы не имеют «научного» решения. Их постановка и осмысление – извечное дело философии. В этом ее не могут заменить никакие другие науки. Видимо, поэтому неослабный интерес к философским проблемам испытывают многие представители узкоспециализированных профессий. Можно предположить, что по мере углубления специализации у профессионалов творческого склада будет даже обостряться интерес к общемировоззренческим проблемам. Все дело в том, что каждый из нас сначала член общества, гражданин государства, личность, выполняющая разнообразные социальные роли, выступающая в качестве отца, матери, воспитателя и т.д., а потом уже специалист в какой-либо конкретной сфере. Да и для того, чтобы быть полноценным специалистом, с пользой для людей выполнять свои профессиональные обязанности, нужно научиться видеть связь своей деятельности с жизнью общества в целом, многое знать и понимать из того, что на первый взгляд кажется не связанным именно с твоей профессией. Как в прошлом, так и в настоящем фундаментальные открытия в той или иной области знания делаются людьми универсально образованными, прекрасно ориентирующимися в общей социальной картине мира, а также в литературе, искусстве, истории и т.д. Прав был Т. Лихтенберг, когда говорил: «Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и ее понимает недостаточно». Индивид, деятельность и интерес которого замкнулись на каком-то узком, локальном участке, по необходимости превращается в частичного человека, человека-функцию, у которого формируется психология «винтика». Избежать такого рода участи – жизненно важная задача любого человека.
Речь идет, собственно, о самоопределении человека в мире, о поисках им своего пути в обществе, о потребности понять себя, осмыслить свою жизнь и судьбу. Все эти проблемы чрезвычайно важны для человека, затрагивают самую суть его бытия. Однако из того, что каждый из нас может и должен решить эти проблемы самостоятельно, вовсе не следует, что всякий раз надо изобретать средства для их решения. Эти средства создавались в ходе развития различных сфер культуры человечества. В наиболее концентрированном, аккумулированном виде они представлены в философии, которая профессионально была сориентирована на их поиск. Отсюда – необходимость при решении всех этих проблем опираться на накопленные знания, на предложенные мыслителями всех эпох и народов варианты их понимания и интерпретации.
Цель философии – формирование теоретически обогащенных умов, способных к критически-творческому прочтению окружающей действительности, к постановке и анализу сложных вопросов, к поиску самостоятельных ответов на важнейшие проблемы человеческого бытия. Она призвана научить молодого человека широко и глобально мыслить, помочь ему стать сознательным субъектом исторического творчества и, вместе с тем, выработать у него иммунитет относительно опасных искушений нашего времени – безумного иррационализма и мистики, узколобого прагматизма и эгоизма, бездуховного сциентизма и технократизма, однобокого профессионального кретинизма и ограниченности, ненасытного потребительства и стяжательства («вируса потребления») и т.д. Ее задача – воспитание человека высокогуманного и нравственного, с развитым чувством гражданского долга и любви к Отечеству («сына Отечества»). Короче говоря, назначение философии – способствовать возвышению человека, доказать «существование человека как человека» (Э. Агацци). И в осуществлении этого своего предназначения философия должна быть мужественной и последовательной. Философия должна противостоять всем, кто оскорбляет и унижает человека в других и в себе, кто пытается навязать ему ложные, антигуманные ценности. Она должна противостоять тем силам и группам лиц в мире, которые под видом утверждения общечеловеческих ценностей и реализации идеи «нового мирового порядка» стремятся осуществить свой корпоративный, эгоистический интерес, пытаются навязать тем или иным странам и народам ложные перспективы и тупиковые пути исторического движения, направить их развитие в русло «уготованного будущего». В этом великая миссия философии.
Особенно заметной и важной становится роль философии и философско-обобщающего взгляда на мир в период кризисов культуры, в переходные эпохи, когда прежние идеалы, принципы и нормы уже не действуют, а новые еще не сложились. Именно с такой ситуацией мы столкнулись сегодня. В настоящее время мир, в котором мы живем, вступил в полосу непредсказуемых перемен. Современная полная противоречий и неожиданностей фаза развития человечества, открывая людям немало новых перспектив и возможностей, в то же время кардинальным образом изменила нашу маленькую планету, поставила перед людьми трудноразрешимые, не имеющие в прошлом аналогов проблемы и грозит им всевозможными потрясениями и катаклизмами. Неопределенность и альтернативность исторического развития ставит нас перед необходимостью оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире с людьми, куда идет наша цивилизация.
Сегодня, в начале XXI века, когда стала очевидной возможность разного рода катастроф (экологической, демографической, антропологической), возникла настоятельная потребность поиска новых путей социокультурного развития человечества, выработки новых ценностей, новой мировоззренческой системы координат, которая смогла бы обеспечить стратегию выживания человечества. Философия, обладая многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над самыми фундаментальными проблемами человеческого бытия, может и должна помочь людям в осмыслении, решении всех этих сложных и животрепещущих вопросов современности, в поисках ответа на «вызов среды».
Философия также играет важную роль в формировании осмысленного, сознательного отношения к достижениям науки и техники. И если в историческом прошлом философия послужила важнейшим источником становления науки, то в настоящее время она остается единственной отраслью знания, которая способна обеспечить понимание антропологического и социального смысла ведущих направлений современного научного поиска.
Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности общества, глобализация социально-экономического развития современного социума, перманентное обострение экологических проблем, возникновение многочисленных центров региональной напряженности в связи с процессами трансформации и модернизации постсоциалистических и развивающихся государств – эти и многие другие явления, очевидно, актуализируют проблемы философско-мировоззренческого и логико-методологического порядка. Их профессиональное и творческое осмысление требует серьезной философско-методологической подготовки будущих ученых и педагогов.
Как известно, сегодня наука вступила в новый – постнеклассический – этап своего развития. На данном этапе, в отличие от прежних эпох развития научного познания, объективность знания перестает быть доминирующей и конечной целью науки. Более важным становится ответ на вопрос: а чем обернуться эти знания для человека и человечества, будут ли они способствовать выживанию рода человеческого или, напротив, вести его к гибели? В нынешней ситуации, помимо всего прочего, необходимо помнить о том, что наука стала способной вторгаться в природу самого человека: корректировать его генетическую основу или, манипулируя его сознанием, конструировать его внутренний мир, тем самым лишая человека права на свободу и выбор. Отсюда – резкое возрастание ответственности ученых за свои научные открытия и их последствия, потребность в осмыслении проблем, связанных с этикой ученого, его нравственным выбором и поступком.
Философия, будучи самосознанием своей эпохи, занимает центральное место в гуманитарной подготовке студента, в формировании его духовной культуры и мировоззрения.
Практические занятия по философии (семинары) проводятся по определенному плану. Подготовка к семинарским занятиям заключается в самостоятельной проработке основных вопросов плана, изучении философской и специальной литературы по каждой конкретной теме. В работе над литературой, в изучении произведений отдельных философов необходимо руководствоваться правилом: знание непосредственного источника и оригинала всегда предпочтительнее любого комментария, который (даже если он достаточно профессионален) уже выражает некоторую тенденцию своего времени и тем самым сужает поле зрения. Вместе с тем в изучении ключевых философских проблем следует обращать особое внимание на историко-философский аспект. Историческая ретроспектива дает возможность не только более глубоко и всесторонне уяснить саму проблему, но и, как правило, обнаруживает собственные критерии оценки современного состояния научных знаний в этой области. Мастерство научного анализа состоит в умении находить и мысленно выделять (абстрагировать) в философском наследии прошлого и настоящего общее и особенное: то, что объединяет те или иные идеи, концепции, и то, что придает им своеобразие. Лишь при таком подходе можно понять направление духовной эволюции человечества, конкретные особенности исторических ступеней развитии философского мировоззрения, их действительные приобретения.