Смекни!
smekni.com

Учебно-методический комплекс по курсу «философия» для студентов всех специальностей. (стр. 23 из 53)

22. Кутырев, В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура / В.А. Кутырев // Вопросы философии. – 1996. – № 11.

23. Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера / Н.Н. Моисеев. – М., 1990.

24. Моисеев, Н.Н. Третьего варианта не дано / Н.Н. Моисеев // Социально-политический журнал. – 1995. – № 2.

25. Новоженов, Ю.И. Утопична ли «русская идея»? (экологическая геополитика) / Ю.И. Новоженов. В.П. Лукьянин // Москва. – 1999. – № 7.

26. Пригожин, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И.Пригожин, И.Стенгерс. – М, 1986.

27. Родии, Н.Ф. Идея коэволюции / Н.Ф. Родин. – Новосибирск. 1991.

28. Трубников; Н. От Зверя к Богу / Н. Трубников // Общественные науки и современность. – 1995. – № 5.

29. Урсул, А.Д. Экологическая безопасность развития: проблемы и перспективы / А.Д. Урсул // Социально-политические науки. 1991. – № 12.

30. Философия природы в античности и в средние века. – М., 2000.

31. Фомичев, А.И. Проблема системного синтеза альтернативных концепций экологического развития / А.Н. Фомичев // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 2000. – М., 2000.

32. Чижевский, А.Л. Физические факторы исторического процесса / А.Л. Чижевский. – Калуга: Ассоциация «Калуга-Марс». Гос. Музей истории космонавтики, 1992..

33. Экологическая проблема и пути ее решения. Философские вопросы взаимодействия общества и природы. – М., 1987.

34. Экологическое образование и устойчивое развитие. – М., 1996.

Раздел 3 Философская антропология

Тема 10. Проблема человека в философии и науке

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

1. Человек как загадка мироздания и предмет философской рефлексии. Природа и сущность человека: основные стратегии осмысления. Человек как биосоциодуховный феномен. Проблема антропогенеза в философии и науке. Современные концепции антропогенеза.

2. Целостность человека. Основные проекции человеческой реальности: индивидуальная и личностная.

3. Родовые особенности человека и способ его бытия. Социокультурные модусы человеческого присутствия в мире.

4. Истоки экзистенциальных проблем и антиномичность человеческого бытия. Проблемность человеческого выбора, свободы и ответственности. Основные экзистенциальные модусы: одиночество, надежда, мужество, страх, любовь, ненависть и др. Проблема смысла жизни и смысла смерти в духовном опыте современного человечества.

5. Антропологический аспект глобализации. Вызовы современности и угроза антропологической катастрофы. Кризис гуманизма в ХХ веке. Проблема постчеловека.

Ключевые понятия по теме

Аксиология, антропология, бессмертие, гуманизм, дух, душа, духовность, индивид, индивидуальность, личность, мораль, нравственность, смерть, совесть, танатология, ценность, человек, экзистенция, эстетика, этика.

Методические пояснения к теме

При изучении первого вопроса необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что тема сущности человека, его природы, происхождения и предназначения, места в мире, смысла человеческой жизни – одна из основных проблем философской мысли. Традиционно она изучается в том разделе философского знания, который называется философская антропология (от греч. anthropos – человек), – учение о человеке и фундаментальных основах его бытия. Философская антропология развивается в тесном единстве с другими областями знания, изучающими человека в его многообразных аспектах и проявлениях.

Вопрос о человеке принадлежит к разряду вечных философских проблем. Он привлекает внимание философов с древних времен. Проблема эта вечная и вечно новая, поскольку постоянно изменяются условия жизни человека и сам человек. Особенно остро философское осмысление проблемы человека встает в переломные кризисные периоды жизни человеческого общества.

Тема человека концентрирует вокруг себя все другие философские вопросы, поскольку любой из них предполагает в своем основании решение проблемы человека, его природы и сущности, положения в мире и обществе, перспектив его бытия.

Традиционно всякое антропологическое исследование начинается с вопроса: «Что такое человек»? Для многих мыслителей этот вопрос равнозначен прояснению смысла понятий «природа человека» и «сущность человека».

Следует иметь в виду, что проблема природы человека может осмысливаться в двух аспектах:

- она может трактоваться как некая совокупность стойких и неизменных черт, свойств, присущих человеку во все времена его бытия;

- а также через установление организации человека (его состава) как многомерного существа.

Существуют три стратегии осмысления организации и состава человека:

- одномерная, представленная биологизаторской и социологизаторской версиями интерпретации природы человека (человек как биологическое или социальное существо);

- двумерная (дуалистическая), в которой человек трактуется как биосоциальное единство;

- триалистическая – в ее рамках человек представлен как сложное взаимодействие трех начал – биологического, социального и духовного.

В последней стратегии речь идет не только о биологически-наследственном и социально-приобретенном. В природе человека специально выделяется духовная составляющая, которая позволяет понимать человека как био-социо-культурно-экзистенциальное существо. Духовное начало в человеке, как элемент его природы, является обозначением внутреннего субъективного мира человека, его ценностно-смыслового содержания.

В логике последней стратегии понятие «сущность» человека нельзя отождествлять с его природой, а необходимо наделять самостоятельным статусом. В свою очередь, сущность человека не поддается однозначному осмыслению. Если обобщить дискуссии вокруг проблемы, то можно выделить два основных подхода:

- первый, атрибутивный (доминировал в классической философии) – признает наличие в человеке вневременной, изначально заданной сущности (некоего фундаментального свойства – разума, деятельности и т.д.);

- второй – экзистенциалистский – обосновывает идею, что «существование человека предшествует его сущности» (Ж.П. Сартр). Экзистенциалисты убеждены, что изначально человек ничего из себя не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, реализуя свой проект бытия. Человек – это совокупность собственных поступков.

Основоположники современной философской антропологии (М. Шелер, Г. Плесснер) попытались найти «золотую середину» между этими двумя крайностями и предложили свою формулировку, представляющуюся наиболее приемлемой.

Они рассматривали человека как неспециализированное существо, крайне скудно наделенное от природы инстинктами, т.е. человек биологически не занимает строго фиксированного положения в бытии. Сущность человека – в его незавершенности, открытости миру, свободе, способности к трансцендированию – преодолению себя и своей ситуации в мире. Человек, в отличие от других существ, как бы «приговорен» к постоянному самосозиданию, самотворчеству и самореализации, к безостановочному экзистенциальному поиску.

Важное значение для понимания человека имеет и вопрос о его происхождении (проблема антропогенеза). Существует несколько основных вариантов решения этой проблемы – креационистский (религиозный) подход, эволюционная теория Ч. Дарвина, трудовая концепция (Ф. Энгельс). В настоящее время, несмотря на признание и приоритет эволюционной и трудовой концепций антропогенеза, существуют и альтернативные подходы. Среди них можно выделить: психоаналитическую (З. Фрейд), игровую (Й. Хейзинга), семиотическую и др.

При изучении второго вопроса необходимо указать, что представление о человеке как о сверхсложной, многоуровневой и высокоорганизованной системе является в настоящее время достаточно естественным и очевидным. Его основными проекциями выступают – индивидная и личностная. Человек как представитель биологического вида Homo sapiens – это биологический индивид, носитель генетически унаследованных, врожденных и приобретенных свойств, обеспечивающих его адаптацию к природной среде обитания, выживание и рождение плодотворного потомства.

Как представителя определенного общества в конкретно-историческую эпоху, человека можно трактовать в качестве социального индивида. Он обладает комплексом социально обусловленных качеств, обеспечивающих его адаптацию к социальной среде и способность реализовывать себя в различных видах социального общения и действия.

Культурно-духовное измерение человека возвышает его над био-социальной индивидностью и придает ему личностную проекцию. Быть личностью сложно. Личностное проявление – это всегда результат собственных усилий и деятельности. Личность – это фиксация способности человека к самостоятельному, ответственному и духовному бытию. Лишь только самобытная, оформленная личность может претендовать на индивидуальность.

Кроме того, человек как личность – это всегда представитель определенной культуры, использующий ее ценно-смысловой опыт для построения и реализации своей жизненной стратегии.

При ответе на третий вопрос необходимо обратить внимание на то, что со времен А. Шопенгауэра человек рассматривается в биологическом плане как крайне неспециализированное и эксцентричное существо. Поэтому главной родовой особенностью человека можно считать его биологическую несамодостаточность (неспециализированность). Она обусловливает необоснованный, незапрограммированный характер человеческого бытия. Выделяют и такие родовые особенности человека как его социальность, рефлексивность, духовность. С ними связаны способность человека вести осознанное, диалогическое, коммуникативное, деятельное и осмысленное бытие.

Чтобы реализовать свои родовые особенности, свою способность к человеческому бытию, человек нуждается в социализации и образовании. Социализация – это процесс приобщения человека к определенной социокультурной среде. Основное значение в этом процессе принадлежит семье, которая в миниатюре воспроизводит все общественные связи и отношения.