Общественное сознание обслуживает социальную систему, является одной из сторон ее функционирования и ею воспроизводится. Оно детерминировано общественным бытием, прежде всего, социально-экономическими отношениями, но оказывает на него обратное влияние, способствуя воспроизводству самой социальной системы.
Структура общественного сознания включает обыденный и теоретический уровни. Обыденное сознание формируется стихийно под влиянием повседневной практики. Существенное влияние на него оказывает непосредственное общение людей, в ходе которого происходит обмен информацией в виде демонстрации навыков и умений. Существенной чертой обыденного сознания является его неявный характер. Оно базируется на здравом смысле, чувственно-практическом опыте и естественных (национальных языках). Необходимо отметить, что в состав обыденного сознания входит общественная психология: массовые чувства и настроения, социальные установки и оценки социальными группами своего положения в обществе. Эмоциональное состояние общества, его настроение является одним из важнейших факторов проводимых реформ.
Теоретический уровень общественного сознания базируется на строго логической аргументации выдвигаемых положений, предполагает обоснование существенных связей и отношений, складывающихся в обществе, отличается системностью и последовательностью изложения материала. Теоретическое сознание относится к специализированной духовной деятельности. Разработка теоретических знаний осуществляется хорошо подготовленными субъектами-профессионалами. На теоретическом уровне создаются идеологические системы, выражающие коренные интересы различных социальных групп.
В структуру общественного сознания входят также различные формы: политическое сознание, правосознание, мораль, религия, искусство, наука и философия. Каждая из них представляет специфический способ духовного освоения действительности. Их разнообразие вытекает из разделения труда и дифференциации общественных отношений, которые эти формы отражают и обслуживают. Однако нет жесткой зависимости форм общественного сознания от соответствующих видов отношений и практической деятельности. Общественное сознание обладает собственной логикой развития: оно относительно самостоятельно, в его эволюции наблюдается преемственность идей. Так, на протяжении всей истории философии в ней сосуществуют материалистическая и идеалистическая традиции, представляющие разные программы объяснения фундаментальных принципов бытия человека в мире. Относительная самостоятельность общественного сознания является условием его конструктивно-творческой деятельности – мысленном моделировании различных процессов и разработки принципиально возможных сценариев развития событий в различных областях практики. Вместе с тем все формы общественного сознания суть различные стороны целостной системы духовного отношения людей к миру. Они, так или иначе, связаны между собой и выполняют взаимодополнительные функции. Раскрывая природу общественного сознания, необходимо проследить взаимосвязь его форм и обозначить функции каждой из них в системе целостной духовной деятельности.
Темы для докладов и дискуссий
1. Загадка происхождения сознания.
2. Соотношение духа, души, сознания и сверхсознания.
3. Роль самосознания народа в историческом процессе.
4. Проблема искусственного интеллекта, прогнозы трансгуманизации.
5. Уязвленное историческое самосознание (комплекс неполноценности) – симптом деградации общества.
Примеры многоуровневых творческих заданий
1. Поразмышляйте над этимологией термина «сознание» – «со-знание». Какие новые смысловые аспекты она раскрывает? (2 балла)
2. Заполните схему, отражающую отличия сознания человека от психики животных:
(2 балла)
3. Проведите сравнительный анализ философского понимания сознания:
а) в эпоху античности и эпоху средневековья;
б) в идеалистической и материалистической традиции новоевропейской и современной философии.
На основе изученного материала составьте схему (таблицу), отражающую специфику понимания сознания мыслителями античности, средневековья, Нового времени и, в завершение, философами наших дней. (4 балла)
4. Поразмышляйте над высказываниями:
- «Человек не что иное, как слабейший в природе тростник, но это – мыслящий тростник… Все наше достоинство состоит в мысли» (Б. Паскаль);
- «Есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным» (З. Фрейд);
- «…Сознание есть не проявление некоей мистической способности человеческого мозга излучать «свет сознания» под влиянием воздействующих на него вещей – раздражителей, а продукт тех особых, т.е. общественных отношений, в которые вступают люди и которые лишь реализуются посредством их мозга, их органов чувств и органов действия» (А. Леонтьев). (3 балла)
5.Заполните таблицу, иллюстрирующую отличительные черты идеального и материального:
идеальное | Материальное |
отражение действительности в форме ______ ?, ________ ? | совокупность объектов реальности, находящихся вне _________________ ? |
существует ___________ ? | существует объективно |
не имеет самостоятельного, вне материального мира существования | существует _________ ?, независимо ________________ ? |
формы существования опосредуются через ________ ? | формы существования________ ?, ничем не опосредованы |
строится на функции высокоорганизованной материи, ______ ? | является причиной самой себя |
__________ ? образ ___________ ? мира | сам ___________ ? мир |
высшая форма __________ ? восприятия мира | существует в форме_______ ?, _____ ?, ______ ?, __________ ? |
содержание идеального –_________ ? мир и феномены __________ ? | содержание материального – совокупность ________ ? явлений и процессов _____ ?и ________ ? |
(2 балла)
6. Какую философскую проблему поднимает великий немецкий поэт и мыслитель И. Гете в данном фрагменте из «Фауста»?
Написано: «В начале было Слово» –
И вот уже одно препятствие готово:
Я слово не могу так высоко ценить
Да, в переводе текст я должен изменить,
Когда мне верно чувство подсказало.
Я напишу, что мысль – всему начало.
Стой, не спеши, чтоб первая строка
От истины была недалека!
Ведь мысль творить и действовать не может!
Не сила ли – начало всех начал?
Пишу, – и вновь я колебаться стал,
И вновь сомненье душу мне тревожит
Но свет блеснул – и выход вижу я:
В Деянии начало бытия!
(2 балла)
7. Что понимается под «моделированием интеллекта»? Постройте схему и произведите алгоритмизацию одного из вариантов создания искусственного интеллекта. (5 баллов)
Тематика рефератов
1. Сознание в психологии и философии.
2. Оппозиция «материя и сознание»: способы интерпретации.
3. Диалектика материального и идеального.
4. Эмоциональное и рациональное, ценностное и познавательное, продуктивное и репродуктивное в сознании.
5. Проблема души в философии и психологии.
6. Обыденное сознание и здравый смысл.
7. Кибернетические модели сознания.
8. Дух и материя, душа и тело.
9. Язык как знаковая система и средство общения.
10. Проблема идеального в философии.
11. Самосознание как проблема философии.
12. Самосознание, самопознание и проблема «Я».
13. Основные компоненты сознания.
14. Вера и надежда как компоненты сознания.
15. Коллективистское и индивидуалистическое сознание как два типа мировоззренческой ориентации.
16. Бессознательное как психический феномен.
17. Современные научные трактовки бессознательного.
18. Проблема реальности духовного.
19. Дух, душа, сознание, сверхсознание.
20. Рациональное и иррациональное в духовных процессах.
21. Мистический духовный опыт.
22. Архитипическая модель К.Г. Юнга и коллективное бессознательное.
23. Коммуникативные и эмпатические свойства сознания: сопереживание, сочувствие, симпатия, антипатия.
24. Воображение как интегральная способность сознания.
25. Воля как универсальный регулятор сознательной деятельности человека.
26. Феномен свободы воли и проблема волевой детерминации сознания.
27. Модели психофизической проблемы.
28. Душа и тело: социокультурные, индивидуально-личностные и биологические проблемы.
29. Сознание и мозг: нейрофизические и нейропсихологические проблемы.
30. Многообразие форм духовного опыта человека.
31. Индивидуальное и общественное сознание.
32. Обыденное и концептуализированное сознание.
33. Феномены идеологизации и мифологизации сознания.
34. Особенности массового сознания.
35. Структура общественного сознания.
36. Мир духовности: духовность и бездуховность в жизнедеятельности общества и человека.