Смекни!
smekni.com

Учебно-методический комплекс по курсу «философия» для студентов всех специальностей. (стр. 29 из 53)

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективно-истинного знания о действительности. Понятие науки включает в себя научное исследование и научное знание. Можно выделить следующие специфические черты научного знания:

- истинность;

- обоснованность;

- системность;

- направленность на отражение сущностных свойств изучаемых объектов;

- опережение практики;

- наличие научной терминологии – специфического языка науки;

- наличие специфических средств (микроскоп, телескоп и т.д.);

- наличие специфических методов деятельности и так далее.

Далее при рассмотрении проблемы познаваемости мира необходимо указать, что в истории философии сложились два подхода противоположным образом рассматривающие данный вопрос. Условно их можно обозначить как гносеологический пессимизм и гносеологический оптимизм. Так, согласно воззрениям сторонников гносеологического пессимизма, познание мира невозможно по тем или иным причинам. Здесь можно назвать такие течения как агностицизм и скептицизм. Агностицизм – это учение, убеждение, установка, отрицающая принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Виднейшими представителями агностицизма являются Д. Юм и И. Кант.

Ранней формой агностицизма считается скептицизм, основателем которого полагается античный мыслитель Пиррон. В отличие от агностиков, сторонники скептицизма не отрицают познаваемости мира, но либо сомневаются в возможностях его познания (соответственно выдвигая сомнение в качестве принципа мышления), либо, не сомневаясь, останавливаются на отрицательном результате (скептицизм как «паралич истины»).

Следует отметить, что представленная позиция гносеологического пессимизма имеет вполне определенные основания в самом характере человеческого познания. Поскольку, чем больше увеличивается объем и сфера человеческого знания, тем с большей отчетливостью осознается и расширяется круг непознанного. Каждое новое открытие обнаруживает не только мощь, но и ограниченность человеческого разума и показывает, что истина и заблуждение неразрывно связаны в едином процессе развивающегося знания. Следует также обратить внимание на тот момент, что процесс познания бесконечен, что это процесс, который никогда не может быть завершен, так как мир беспределен и постоянно меняется.

Однако все эти факты не помешали состояться философской позиции гносеологического оптимизма, согласно которой объективный мир познаваем, доступен силе человеческого разума. Наиболее ярко безудержный оптимизм и вера в могущество разума проявились в западной философии просветительского периода. Философы этой эпохи считали, что обществу свойственно поступательное развитие на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Разум и только разум, по их мнению, является основой всякого прогресса, всякого движения вперед.

Тем не менее, представления о самодостаточности логически-рационального разума достаточно сильно пошатнулись в начале ХХ века. Способствовали этому открытия, которые произошли в области естественных наук. Прежде всего, открытие микромира.

Таким образом, на сегодняшний день вопрос о познаваемости мира до конца не решен. Тезис о границах познания все более свойственен современной науке.

При ответе на второй вопрос необходимо указать, что познание, как и всякий другой вид человеческой деятельности, содержит в себе цель, средство, результат, мотив, ценность, норму, идеал и т.д. Однако первым и необходимым элементом всякой деятельности является человек. Он выступает в качестве активной стороны, субъекта деятельности. Другими словами, процесс познания – это процесс взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.

Субъект познания – человеческий индивид, способный отражать в своем сознании явления действительности.

Объект познания – предмет, явление, процесс материальности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Чем выше уровень развития науки и познавательной деятельности людей, тем шире становится круг явлений, охватываемых научным исследованием.

Предмет познания – более или менее широкий фрагмент действительности, выделенный из определенной совокупности объектов в процессе познания. В структурном отношении объект отличается от предмета тем, что в него входят лишь главные, существенные признаки изучаемого объекта с точки зрения цели и задач исследователя.

Сложный противоречивый характер процесса познания находит отражение в диалектике чувственной и рациональной его стороне, во взаимосвязи их основных форм. Так, чувственное познание, как отражение органами чувств (зрением, слухом, осязанием и т.д.) реальной действительности, выступает в трех основных формах:

-ощущение,

-восприятие,

-представление.

Ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств и сторон объекта, которые сами по себе не дают целостного видения, понимания объекта.

Восприятие – синтез ощущений, позволяющий сформировать целостный образ объекта. В восприятии происходит соединение цвета, формы, плотности, температуры и других характеристик предмета, события, явления, наблюдаемых в данный момент.

Представление – наглядное воспроизведение восприятий с помощью памяти и воображения.

Все формы чувственного познания неразрывно связаны между собой, а также и с формами рационального познания, к которым относятся:

-понятие,

-суждение,

-умозаключение.

Понятие – логический образ предмета, совокупность значимых свойств.

Суждение – мысль, которая устанавливает связь между понятиями и является высказыванием о чем-либо.

Умозаключение – несколько связанных между собой суждений, вывод нового суждения.

Все три формы рационального познания едины, взаимосвязаны, раскрываются и формируются друг через друга. Но самой универсальной формой человеческого мышления, а значит, и рационального познания, является понятие, которое входит в структуру и суждения, и умозаключения.

При ответе на третий вопрос необходимо отметить, что гносеология в разработке своих проблем, в развертывании собственного концептуального знания всегда опирается и предопределяется потребностями общества. Поэтому знания, полученные на разных этапах развития общества, а также в пределах различных социальных систем всегда обладают своей социокультурной спецификой и по-разному решают поставленные теоретические проблемы.

Запросы общества – одна из важнейших предпосылок формирования определенного рода знания. Эти запросы оформляются, прежде всего, благодаря практической деятельности человека.

Практика – это специфически человеческая форма деятельности, осуществляемая всегда в определенном социально-культурном контексте.

В осмыслении практики можно выделить идеалистическую и материалистическую интерпретацию. Так, в идеалистическом ключе практика понимается как индивидуальный опыт общения со сверхъестественными силами. Материалистический подход опирается на объективную реальность, существующую независимо от познающего субъекта. В качестве важнейших форм практики выделяют:

- чувственно-предметную (с которой индивид сталкивается в повседневной жизни),

- материально-производственную (как область деятельности, в которой человек приспосабливает природу и природные материалы для своих нужд),

- социально-преобразующую (деятельность, направленная на преобразование общественной жизни),

- научный эксперимент (область практики, которая связана с созданием нового знания).

Практика в процессе познания выполняет целый ряд функций, важнейшими из которых можно назвать следующие:

- практика является источником познания,

- выступает как основа познания и ее движущая сила,

-является целью познания,

- представляет собой решающий критерий истины.

Далее, рассматривая проблему индивидуального и внеиндивидуального в процессе познания, необходимо отметить, что, хотя субъект познания выступает инициирующим началом, направляющим свою активность на предметы окружающего мира и самого себя, тем не менее, говорить о сугубой автономности, независимости познающего субъекта в своей гносеологической практике не приходится. Поскольку каждый человек включен в социокультурный контекст, пользуется знаниями, накопленными в обществе ранее, и на их основе выводит какие-то новые суждения. Свои мысли оформляет с помощью устоявшегося языка, особым образом кодирующим смыслы. Все это позволяет говорить о том, что в процессе познания реализуется гибкая взаимосвязь индивидуальных и надындивидуальных начал, их творческий синтез и взаимодополнение.

Четвертый вопрос темы посвящен одной из центральных проблем философии – «Что есть истина?». С самого своего возникновения философия по-разному решала этот вопрос. Так, родоначальниками древнейшей, классической концепции истины являются древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их трактовке, истина есть соответствие знаний действительности.

При всей простоте и очевидности классической концепции истины возникло немало вопросов при ее ближайшем рассмотрении. Например, тот факт, что в процессе познания человек имеет дело не с объективным миром непосредственно, а с продуктами собственного чувственного восприятия, которые сугубо субъективны. Они зависят от самого воспринимающего индивида: состояния его нервной системы, условий наблюдения, степени подготовки, социально-культурных факторов и т.п. Именно это дало основание Ф. Бэкону сказать: «Истина – дочь времени». Попытка преодолеть эти проблемы привела к тому, что возник целый ряд других, альтернативных концепций истины.