В своей классической форме концепция географического детерминизма представлена в работе Ш. Монтескье «О духе законов». Исследование проблемы общества мыслитель начинает с постановки вопроса о природе человека, который решает с позиций натурализма. По его мнению, климатические условия определяют индивидуальные особенности человека, его телесную организацию, характер и склонности. Человек в его концепции выступает как часть природы, и поэтому объяснение исторических событий и процессов французский просветитель ищет в условиях природной среды. Но, в таком случае, сама история превращается в часть естественнонаучной истории человечества или антропологию.
Значительный вклад в развитие идей географического детерминизма внес русский ученый Л.И. Мечников, хотя в целом его идейное наследие значительно богаче и выходит далеко за пределы данной концепции. Наибольший интерес представляют его идеи о возникновении цивилизаций. Мечников справедливо полагал, что в становлении первых цивилизаций климатический фактор играл едва ли не решающую роль. Особое значение из всего комплекса климатических условий ученый придавал рекам. Древнейшие цивилизации (Древний Китай, Древняя Индия, Древний Египет и Ассиро-вавилонская цивилизация) развивались в бассейнах крупных рек, которые стали мощным фактором их становления и развития. В дальнейшем цивилизационное развитие, по Мечникову, происходило путем движения к внутренним морям и, затем, к океанам. Освоение океанов приводит к возникновению нового типа цивилизации, которую Мечников называет океанической. Теория Мечникова значительно углубляет наши представления о характере генезиса цивилизаций, факторах их развития и гибели. Выдающийся русский философ В. Соловьев, характеризуя теорию Л.И. Мечникова, писал, что выдвинутая им оригинальная схема «выгодно отличается от других подобных трихотомий (например, от мнимого исторического «закона трех фазисов» у О. Конта) большей определенностью и фактической бесспорностью своей главной основы» (Соловьев В.С. Из философии истории // Сочинения. В 2 т. – Т. II. – М., 1989. – С. 324.).
Еще одной разновидностью натуралистического подхода является биологический детерминизм. К этому направлению относятся учения и школы, возникшие во второй половине XIX века на единой принципиальной основе – понимании общественной жизни через законы и категории биологии. В рамках биологического детерминизма можно выделить несколько школ:
1) социальный дарвинизм, переносящий идеи борьбы за существование и естественного отбора как выживание сильнейших в сферу общественной жизни. Согласно этому учению, закономерности, действующие в природной эволюции, в полной мере сохраняются в социальной истории. Соответственно, общественные отношения и конфликты имеют биологическую природу, а поэтому оправданны и неустранимы.
2) расизм (расово-антропологическая школа) исходит из влияния расовых признаков на историю и культуру отдельных народов и цивилизации в целом. Эти идеи стали теоретическим основанием практики колониализма, которую реализовывали европейские народы на африканском континенте, обеих Америках, Индии и т.п. Однако современные и биологические, и культурологические исследования не дают никаких оснований утверждать и, тем более, реализовывать превосходство одной расы над другой. Показано, что расовые признаки не влияют ни на моральные, ни на интеллектуальные, ни на какие иные признаки индивидов и народов.
Одним из наиболее влиятельных подходов к пониманию сущности социального стало материалистическое понимание истории, предложенное К. Марксом и Ф. Энгельсом. Этот подход характеризуется последовательно проведенным принципом материалистического монизма. В марксизме материя – это универсальная действительность, реальная данность, а не только субстанциальное начало. Маркс утверждал, что при построении целостной теории общества необходимо исходить не из отвлеченных рассуждений, а из реальных жизненных предпосылок. «Предпосылки, с которых мы начинаем, – не произвольны, они – не догмы; это действительные предпосылки, от которых можно отвлечься только в воображении. Это – действительные индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни, как и те, которые созданы их собственной деятельностью. Таким образом, предпосылки эти можно установить чисто эмпирическим путем» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 18).
Люди в процессе своей жизни с необходимостью вовлечены в процесс производства материальных благ, необходимых для удовлетворения их материальных потребностей. Но в ходе совместной деятельности люди производят не только необходимые им жизненные средства, но и свою материальную жизнь, которая является фундаментом общества, и самих себя – свое сознание, способы деятельности и отношений. Материальная жизнь является первичной по отношению ко всем другим сферам общества, она детерминирует социальные, политические и духовные формы жизнедеятельности людей. Материальные отношения как бы «стягивают» воедино всю социальную систему, придают ей целостный и закономерный характер. Однако при всей материальности (т.е. первичности и независимости от сознания) эти отношения не являются вещественными. Образно говоря, «социальную материю» нельзя пощупать (или чувственно ощутить иным способом), но она очень реально, а подчас и трагически определяет жизнь миллионов людей. Известно, к каким последствиям привели попытки обойти действие закона стоимости, равно как и других законов общественной жизни.
В современной социальной философии перемешаны и сосуществуют методологические установки различных теоретических подходов. Поэтому в сложившейся ситуации новационный методологический поиск необходимо направить не просто на освоение всего спектра современных социально-философских теорий, не просто на плюралистический перебор общественных моделей и концепций, а на выработку реального, рационально обоснованного мировоззренческого и методологического синтеза, базирующегося на поиске общих принципов соотношения, соизмеримости и взаимодополнительности различных методологических и общетеоретических подходов.
Изучение третьего вопроса предполагает уяснение сущности системности общества. Современная социальная философия исходит из понимания общества как сложноорганизованного системного объекта, используя при этом общенаучную методологию анализа подобных объектов. Для лучшего уяснения проблемы рассмотрим основные положения системного подхода.
Первым и наиболее простым признаком системного объекта является его качественная определенность, выделенность относительно «среды своего существования», способность быть автономным самотождественным явлением, отличным от других явлений мира. Однако качественная обособленность объекта отнюдь не является достаточным признаком его системности. Поэтому вторым необходимым признаком системы считается гетерогенность ее строения. Это означает, что система есть объект, выделенный относительно среды своего существования и, в то же время, состоящий из некоторого множества автономных, также выделенных друг относительно друга частей. Причем необходимым условием собственно системного единства является взаимосвязь и взаимоопосредованность частей между собой, а также между частями и целым. Подобная взаимозависимость частей и целого проявляется в особых интегральных свойствах системы. Проиллюстрируем этот тезис на примере существования и развития живого организма. Каждый из органов (сердце, печень, легкие и т.п.) не обладает свойствами жизни, ими обладает только организм как целое. Именно этот факт позволяет нам говорить о возникновении системной целостности, которая не сводится к сумме образующих ее частей, оказывается «больше» ее – больше на те интегральные свойства, которые присущи целому и отсутствуют у его частей. Рассматривая проблему системности, необходимо особое внимание уделить вопросу выделения подсистем общества, которых традиционно насчитывают четыре: материально-производственную, духовную, политико-управленческую и социальную (В свое время, К. Маркс, развивая европейскую традицию во взглядах на общество, высказал важное положение о том, что «способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». В целом эта классификация выдержала испытание временем, хотя проблема понимания содержания различных сфер и соотношения между ними многими учеными решается по-разному).
В составе сложнейшей общественной системы особое место занимает социальная структура. Социальная структура – это совокупность социальных групп, классов, слоев, каст и т.п., различающихся их положением и ролью в общественной жизни. Каждый человек имеет соответствующий статус, т.е. определенное место в обществе, поскольку относится к той или иной социальной группе. Это место, в первую очередь, определяется отношением к средствам производства, вообще к собственности, а также полом, возрастом, происхождением, уровнем образования, профессией, семейным положением и некоторыми другими характеристиками.
В современной социальной философии наиболее популярными и теоретически проработанными являются классовая и стратификационная теории социальной структуры. Классовый подход был предложен немецким философом К. Марксом в рамках созданного им материалистического понимания истории. Причиной возникновения классов он считает разделение труда и возникновение частной собственности. Поэтому в первобытных обществах с коллективной собственностью на средства производства классы отсутствуют; они возникают только в так называемых антагонистических формациях.
В самом широком смысле, классы, по Марксу, это любые социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и борющиеся между собой. В этом смысле классы включают в себя сословия и любые более или менее значительные социальные категории, расположенные на различных ступенях социальной лестницы. В более узком смысле Маркс понимает под классами такие социальные группы, которые различаются по их отношению к средствам производства. Поскольку он видит основу классового деления в производственных отношениях, постольку классы выступают как выражение этих отношений. Различная форма собственности на средства производства и, главное, наличие или отсутствие этой собственности выступают как главные критерии классообразования.