3. На основе изученного материала дополните перечень основных функций культуры, объясните их суть:
1) Познавательная;
2) Эстетическая;
3) …
4) …
5) … и т.д. (2 балла)
4. Впишите в соответствующие места схемы первые формы дифференциации культуры (этапы секуляризации):
(2 балла)
5. Составьте таблицу характеристик основных исторических типов цивилизации (традиционной, техногенной, посттехногенной), используя следующий ряд признаков:
1) основа хозяйственной жизни (земледелие; информация; индустрия)
2) ядро культуры (наука; религия; творчески-созидательная активность личности)
3) главная ценность (коэволюция культуры и природы; традиция; инновация)
4) характер развития (консерватизм; стабилизация; динамизм).(3 балла)
6. Прочтите фрагмент работы В. Библера «На гранях логики культуры». Осмыслите его главную проблему и ответьте на вопросы:
- Как связано сознание человека с взаимодействием культур в современном мире?
- Какие аналогии видит автор следующего текста в понятиях «культурный человек» и «культура»?
«…В ХХ веке наше сознание, – я сказал бы вслед за Гегелем, наше одинокое «несчастное сознание», – напрягается сплетением разных – даже взаимоисключающих – ценностных и культурных спектров. Перестает быть возможной лестница восхождения – все лучше и лучше, все выше и выше… Обнаруживается, что восточный спектр ценностей, африканский, европейский не просто в охлажденном виде каких-то произведений культуры, но в реальном сознании современного человека присутствует в виде сложнейшего сопряжения. Необходимо, …чтобы это сопряжение осуществлялось как диалог культур (а не национальных предрассудков), не только на высотах каких-то тончайших произведений «высоколобых», но и в реальном повседневном сознании каждого человека.
…Разные культуры… спорят в нашем сознании как одновременные, как сообщающиеся в некотором персонажном определении. Обычное отношение человека к человеку, когда другой человек оказывается бесконечной тайной для другого – но именно как тайна он и насущен моему общению с ним – пронизывает наше сознание и мышление в отношениях между культурами. Чехов как-то говорил, что культурный человек болезненно относится к тайне своего личного бытия. Может быть, это является определением культурного человека: понимание бесконечной таинственности каждого личного бытия и боязнь, что другой влезет в эту тайну, которая есть в какой-то мере синоним личности, и ее бесцеремонно нарушит. Вот это отношение между культурами равноправными, но разными; различными, но насущными друг для друга, пронизывает сознание современного человека». (3 балла)
7. Найдите в сборниках афоризмов высказывания, отражающие оригинальные мысли известных людей о культуре, культурном человеке, духовности и интеллигентности. Выпишите наиболее понравившиеся из них в рабочую тетрадь и на семинарском занятии обменяйтесь своими впечатлениями по этому поводу. (3 балла)
8. Выберите из ниже перечисленных признаков те, которые в концепции О. Шпенглера соотносятся а) с понятием культуры; б) с понятием цивилизации.
1) является национальной;
2) представляет собой искусственное образование;
3) отличается органической связью народа с землей, почвой;
4) основная форма поселения – город;
5) плодоносит, созидает, творит «вглубь»;
6) является интернациональной;
7) выражает в себе естественное развитие социума;
8) разрушает, омертвляет, распространяется «вширь»;
9) связана с деревенским укладом и образом жизни;
10) характеризуется оторванностью от природы.
(3 балла)
Тематика рефератов
1. Культура как освоенный человеком мир.
2. Культура как «нормативная» программа видового развития и совершенствования человека.
3. Элитарная и массовая культура: их природа и характер.
4. Субкультура и ее варианты: этническая, профессиональная, возрастная, девиантная и др.
5. Понятие контркультуры и антикультуры.
6. Культура и нравственность.
7. Культура и духовная жизнь общества.
8. Культура и искусство.
9. Концепция замкнутости культур в философии Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера.
10. Концепция культурно-исторических циклов и идея флуктуации культурных типов (Н.Я. Данилевский, Л. Тойнби, П. Сорокин).
11. Культуры традиционные и нетрадиционные, «холодные» и «горячие».
12. Проблема преемственности в развитии культуры.
13. Проблема культурной коммуникабельности.
14. Концепции культурной самобытности.
15. Теории культурной деградации.
16. Молодежная культура.
17. Культура и бескультурье, их противоборство.
18. Нигилизм и консерватизм в динамике социокультурного развития общества.
19. Культура и цивилизация: модели объяснения.
20. Культура восточнославянских народов в контексте мировой культуры и современных цивилизаций.
21. Культурное наследие – историческая память народов.
22. Условия и предпосылки развития белорусской культуры.
23. Проблемы духовного развития белорусского народа.
24. Биосферная концепция культуры.
25. Культура и научно-технический прогресс.
26. Духовность и гуманизм.
27. Дегуманизация западной культуры как следствие утраты смыслообразующих целей бытия человека.
28. Синтез восточной и западной культур как возможная основа новой духовности.
29. Беларусь на рубеже Восточной и Западной культур.
30. Духовная культура и техническая цивилизация.
31. Перспективы развития культуры в начале нового тысячелетия.
Рекомендуемая литература
1. Аванесова, Г.А. Отечественное обществоведение о влиянии глобализма на развитие культур и цивилизаций / Г.А. Аванесова // Наука о культуре. Итоги и перспективы. – Вып. 3, – М., 2002.
2. Бородич, А.А. Аксиология социального действия / А.А. Бородич. – Гродно, 2005.
3. Виндельбанд, В. Философия культуры: Избранное / В. Виндельбанд. – М., 1994.
4. Гарсия, Д. О понятиях «культура» и «цивилизация» / Д. Гарсия // Вопросы философии. – 2002. – № 12.
5. Гуревич, П.С. Философия культуры / П.С. Гуревич. – М., 1995.
6. Зеленков, А.И. Полилог культурных традиций и ценности глобализма / А.И. Зеленков // Социология. – 2003. – № 1.
7. История и философия культуры. – М., 1996.
8. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – М., 1996.
9. Кимелев, Ю.А. Философия религии: систематический очерк / Ю.А. Кимелев. – М., 1998.
10. Кирвель, Ч.С. Рациональная эффективность и логика жизни / Ч.С. Кирвель // Глобализм и этносоциальные отношения в современной России. – СПб., 2004.
11. Кирвель, Ч.С. Космоцентризм деревенской и техноцентризм городской культур:? Драма противостояния / Ч.С. Кирвель // Вестник ГрГУ. – Гродно. – 2008. – № 3.
12. Кирвель, Ч.С. Вестериизация «через колено»: радикальное западничество как злой рок восточнославянского мира / Ч.С. Кирвель // Всерусский собор. Международный литературнохуд ожест венный журнал. – СПб., 2005. – № 2 (12).
13. Кирвель, Ч.С. На пути формирования гуманистической рациональности / Ч.С. Кирвель // Чалавек. Грамадства. Свет. – 1997. – Вып. 8.
14. Кирвель, Ч.С. От духовного вакуума – к консолидирующим ценностям / Ч.С. Кирвель, А.А. Бородич // Беларуская думка. – 2000, – № 10.