Смекни!
smekni.com

Учебно-методический комплекс по курсу «философия» для студентов всех специальностей. (стр. 8 из 53)

К основным формам концептуальной организации философии относятся учения, школы, течения и направления.

Философское учение представляет собой совокупность упорядоченных воззрений, которые затрагивают универсальные стороны взаимоотношений человека с природной и социально-культурной средой (атомизм Демокрита, гносеология Канта). Когда у основателя определенного учения появляются ученики, продолжающие развивать его идеи, тогда формируются философские школы. При всем содержательном различии в решении ее представителями философских проблем их сближает согласие по базовым положениям. Широкую известность, в частности получили школы платоников, картезианцев, марксистов. Множество школ, предлагающих альтернативные варианты развития единых исходных принципов, образует философское течение. Еще недавно весьма популярны были такие течения, как неопозитивизм и экзистенциализм. Самыми масштабными образованиями в историко-философском процессе выступают философские направления. Они охватывают целый ряд философских течений и существуют в продолжение длительного времени, переходя из эпохи в эпоху. Материализм и идеализм, сенсуализм и рационализм, религиозная и светская философия служат примерами философских направлений. Надо быть готовым к содержательному анализу каждого элемента из предложенной классификации.

В пятом вопросе следует обратить внимание на способ взаимосвязи культуры как целого и философии как ее части, отметить роль философии в формировании мировоззренческих универсалий, разработке социальных программ жизнедеятельности и прогнозировании принципиально возможных путей развития общества. Необходимо также выделить и описать основные социальные функции философии.

Важное достоинство культуры в том, что она обеспечивает информационную сторону созидательной деятельности людей. Именно это позволяет нам преодолевать природную заданность своего существования. Что касается философии, то она выявляет мировоззренческие основания культуры и дает им рациональное толкование. Философия разрабатывает ценностно-организационный слой знаний, без которого ни фактуально-научная, ни технологически-прикладная информация не имеет смысла. Если культура есть совокупность жизненных смыслов, то философия – это духовная деятельность, направленная на поиск и прояснение таких смыслов.

Специфика любой культуры определяется системой присущего ей мировоззрения, которое закреплено в символах – языке, обычаях, ритуалах и традициях. Эти символы выражают фундаментальные идеи и представления, образующие основу миропонимания людей, скрытое в символах содержание определяет облик различных социально-исторических общностей вплоть до цивилизаций. От него в значительной мере зависит характер человеческой активности и ее направленность.

Ценностно-мировоззренческие представления, или универсалии, возникают в культуре стихийно. Они служат важными ориентирами человеческих поступков. Универсалии культуры не всегда осмысливаются и могут действовать подсознательно. Одной из важнейших задач философии является теоретический анализ мировоззренческих идей и чувств, что циркулируют в определенной культуре. Принципиальное значение имеет то, что философия способна раскрыть их гуманистическое содержание. Обращаясь к символам культуры, философия выявляет и объясняет представленные в них конечные основания бытия конкретного социума. Вот почему она выступает как самосознание эпохи. Замечательным свойством философии является способность расширять гуманистическую базу деятельности индивида или какого-либо сообщества через приобщение их к ценностно-мировоззренческой структуре иных культур.

Философия не останавливается, однако, на постижении и истолковании глубинного смысла нынешних или некогда реализованных культур, она способна заглядывать в будущее. Философы разрабатывают ценностно-мировоззренческие основания последующего развития культуры и на этой базе создают различные сценарии развертывания событий в антропосоциоэкосфере, реализация которых связывается с теми или иными конкретными условиями жизнедеятельности.

В рамках культуры философия выполняет ряд фундаментальных социальных функций. Их можно классифицировать по разным основаниям. Есть смысл осуществить такую классификацию в соответствии с основными элементами проблемного поля философии. В таком случае необходимо выделить онтологическую, гносеологическую, методологическую, аксиологическую, праксеологическую и антропологическую функции. Онтологическая функция направлена на разработку теоретически оправданной картины мира, определение места, которое в нем занимает человек, постижение динамики бытия. Гносеологическая функция призвана раскрыть механизм получения обоснованной и достоверной информации о мире. Методологическая функция состоит в том, что философия формулирует универсальные принципы познания и деятельности, которые конкретизируются применительно к отдельным областям социальной реальности – политики, искусства, науки и т.д. Так, в научной деятельности к философии обращаются, чтобы решить методологические проблемы разграничения истинного знания и заблуждений, раскрыть существенные признаки научного факта и научного закона и т.д. Аксиологическая функция связана с исследованием критериев оценки явлений и событий, критическим анализом укорененных в культуре ценностей и созданием новых ценностей. Праксиологическая функция необходима, чтобы обосновать механизм социальных действий в производственной и общественной сферах. Антропологическая функция нацелена на развитие личностного начала в человеке через обогащение сознания историческим опытом решения смысложизненных проблем, формированием навыков критического мышления, культивирование творческого и ответственного отношения к действительности.

Зародившаяся в недрах культуры философия стала эффективным средством осознания фундаментальных источников человеческой активности. Открывая мир жизненных ценностей, она определяет общую стратегию создаваемых нами программ действия. Под непосредственным влиянием философии происходит перестройка и развитие самой культуры, что проявляется в форме своеобразных мутаций, когда культура вдруг начинает функционировать в ритме открытых философией новых ценностей.

При ответе на шестой вопрос нужно указать, что философия как особый способ освоения действительности возникает в VII – VI веках до н.э. в трех культурно-исторических центрах (Древняя Греция, Древняя Индия и Древний Китай). Далее необходимо рассмотреть причины возникновения философии. Здесь возможно выделить, как минимум, две группы факторов: социокультурные и духовные. Так, среди социальных и культурных причин возникновения философии в Греции можно назвать следующие:

- экономический подъем в IX–VII вв. до н.э. (расширение торговли и судоходства, возникновение греческих колоний, развитие ремесел, городов, денежных отношений, рост народонаселения и прилив его в города);

- постепенное разложение традиционного типа социальных отношений, упрочение и развитие государственных образований; преобладающим становится строй рабовладельческой демократии, прогрессирует право, вводятся писанные законы; к руководству государством подключаются новые социальные слои;

Данные политические, культурные и экономические преобразования сопровождаются духовными изменениями в обществе. Прежде всего, критике подверглась религиозно-мифологическая картина мира. В результате развития мореходства, торговли и расширения греческих колоний была обнаружена несостоятельность гомеровского представления о мире. Впоследствии традиционные мифологические воззрения в целом подверглись сомнению. Настрой умов древних греков воплощен, как в лозунге, в стихе поэта Эпихарма (550–460 гг. до н.э.): «Трезвым будь. Умей не верить. В этом смысл науки всей».

Таким образом, философия формируется тогда, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой. Возникает потребность в самостоятельном, объективном рассмотрении окружающего мира, не зависящем от изменчивых политических интересов и смены социальных отношений.

Темы для докладов и дискуссий

1. Философия как теоретическая форма самосознания общества.

2. Философия как образ жизни и возможность выбора человеком собственной судьбы.

3. Предназначение философии, ее смысл и функции.

4. Философия как «мыслящий дух эпохи».

5. Философия как «квинтэссенция духовной жизни общества».

6. Вызовы современности и прогностическая функция философии.

Примеры многоуровневых творческих заданий

1. «Одним из источников философии выступает обыденное сознание. Но оно, по сути, противоположно философии. Обыденное сознание складывается в повседневной жизни людей, в течение долгого времени и приобретает силу абсолютного знания, житейских догм. Философия выступает в качестве ниспровержения догм обыденного сознания. Обыденное сознание не выносит философии, отвергает ее, но все же является источником ее возникновения…».